Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.
Понятие эколого- содержательного подхода к построению развивающей среды в ДОУ.
Значение и организация уголка природы в свете решения задач экологического воспитания дошкольников.
Участок ДОУ как место эколого-педагогической работы с детьми.
Контрольная
работа № 5
Тема:
Организация эколого-развивающей среды
в ДОУ.
План изучения темы
Ответ№1.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В самом широком
контексте развивающая
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
гибкость, обозначающую
способность образовательных
непрерывность,
выражающуюся через взаимодействие
и преемственность в
вариативность,
предполагающую изменение развивающей
среды в соответствии с потребностями
в образовательных услугах
интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Активное исследование
роли развивающей образовательной
среды в целостном
В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
обучение организовано на основе ведущей деятельности;
продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
В дошкольной педагогике
под термином «развивающая среда» понимается
«комплекс материально-
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
принцип универсальности
позволяет детям и
принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:
интеллектуального
развития и творчества, образуют все
игровые зоны, поскольку у дошкольников
ведущим видом деятельности и
интеллектуального и
физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
игрового развития;
экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;
компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.
Л. Н. Седова выделяет
три основных параметра значимости
развивающей образовательной
Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.
Второй параметр
осмысления развивающей образовательной
среды как педагогического
Третий параметр
в рассмотрении развивающей образовательной
среды с позиций педагогической
науки определяется поиском результативных
способов и методов формирования
познавательной активности. В этой
связи требует специального педагогического
осмысления технологии создания развивающей
среды в рамках различных типов
образовательных учреждений, равно
как и технологии создания специальных
педагогических ситуаций, позволяющих
стимулировать психическое
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип дистанции,
позиции при взаимодействии. Первоочередное
условие личностно-
Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.
2. Принцип активности.
В устройстве детского сада
заложена возможность
Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.
Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.
Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).
3. Принцип стабильности
— динамичности развивающей
Информация о работе Организация эколого-развивающей среды в ДОУ