Организация эколого-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.

Оглавление

Понятие эколого- содержательного подхода к построению развивающей среды в ДОУ.
Значение и организация уголка природы в свете решения задач экологического воспитания дошкольников.
Участок ДОУ как место эколого-педагогической работы с детьми.

Файлы: 1 файл

контрольная работа №5 по МЭО.docx

— 29.69 Кб (Скачать)

Контрольная работа № 5 

Тема: Организация эколого-развивающей среды в ДОУ. 

План  изучения темы

  1. Понятие эколого- содержательного подхода к построению развивающей среды в ДОУ.
  2. Значение и организация уголка природы в свете решения задач экологического воспитания дошкольников.
  3. Участок ДОУ как место эколого-педагогической работы с детьми.
 

Ответ№1.

Построение  развивающей среды  в ДОУ

Понятие и сущность развивающей  среды

В отечественной  педагогике и психологии термин «среда»  появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия  «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком  контексте развивающая образовательная  среда представляет собой любое  социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное  пространство выступало как развивающая  образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно  должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей  среды в соответствии с потребностями  в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую  широкое участие всех субъектов  образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов  образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки  как особой, скрытой от глаз воспитанников  позиции педагога.

В центре развивающей  среды стоит образовательное  учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс  становления личности ребенка, раскрытие  его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые  предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить  каждому ребенку возможность  самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль  взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого  ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально  полного раскрытия личности каждого  ребенка, проявления и развития его  индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной  среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние  годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях  В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие  об образовательной среде, существенными  показателями которой выступают  следующие характеристики:

каждому возрасту соответствуют определенные психологические  новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

продуманы, структурированы  и реализуются взаимосвязи с  другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию  жизни детей и взрослых» (5). Цель создания развивающей среды в  дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Структура развивающей среды

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая  среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

принцип универсальности  позволяет детям и воспитателями  строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и  перспективами развития;

принцип системности  представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Пространственная  развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

интеллектуального развития и творчества, образуют все  игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и  интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

физического развития, в наибольшей степени стимулирует  двигательную активность детей;

игрового развития;

экологического  развития, призвано воспитывать и  укреплять любовь к природе, постигать  все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

компьютерное  пространство, вводит детей в мир  информатики и способствует активизации  познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной  личности, умеющей принимать решение.

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды  для процесса становления личности.

Во-первых, это  параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной  среды как педагогического явления, выступающего условием становления  личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной  среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического  осмысления технологии создания развивающей  среды в рамках различных типов  образовательных учреждений, равно  как и технологии создания специальных  педагогических ситуаций, позволяющих  стимулировать психическое развитие ребенка.

Принципы  построения развивающей  среды в условиях ДОУ

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии. Первоочередное  условие личностно-ориентированного  взаимодействия взрослых и детей  — установление контакта между  ними. Установлению контакта могут  препятствовать принципиально разные  позиции, которые занимают воспитатель  и ребенок. В рамках авторитарной  педагогики воспитатель находится  как бы «сверху», или «над»,  а ребенок — «снизу». Такая  позиция воспитателя предполагает  диктат и назидание. В отличие  от этого личностно-ориентированная  позиция педагога — партнерская.  Ее можно обозначить как «рядом»,  «вместе». При этом развивающая  среда создает условия для  соответствующей физической позиции  — общения с ребенком на  основе пространственного принципа  «глаза в глаза». Это предполагает  стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка,  а также создание условий, при  которых ребенок может «подняться»  до позиции воспитателя. Для  этого подойдет, например, разновысокая  мебель, высота которой может  легко меняться в зависимости  от педагогических задач, так  называемая «растущая мебель».

Не менее важно  взрослому найти дистанцию для  осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано  с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы  каждый мог найти место для  занятий или самостоятельной  активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада  заложена возможность формирования  активности у детей и проявления  активности взрослых. Они становятся  творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так  и коллективные картины.

Для самых маленьких  детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики  со съемными элементами изображений, которые  с помощью кнопок, «липучек» или  петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы  на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка  позволяют ему не только преобразовывать  окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для  реализации режимных моментов, но и  для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для  непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности  — динамичности развивающей среды.  В среде должна быть заложена  возможность ее изменения в  соответствии со вкусами и  настроениями детей, а также  с учетом разнообразных педагогических  задач. Это легкие перегородки,  которые могут передвигаться,  образуя новые помещения и  преобразуя имеющиеся. Это возможность  изменения цветовой и звуковой  среды. Это вариативное использование  предметов (например, мягкие пуфы  становятся то детской мебелью,  то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование  помещений (спортивный комплекс  «мини-стадион» может быть установлен  не только в физкультурном  зале, но и в игровой комнате,  спальне, раздевалке).

Информация о работе Организация эколого-развивающей среды в ДОУ