Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.
Понятие эколого- содержательного подхода к построению развивающей среды в ДОУ.
Значение и организация уголка природы в свете решения задач экологического воспитания дошкольников.
Участок ДОУ как место эколого-педагогической работы с детьми.
Можно менять «фоны»,
изменять обстановку до неузнаваемости,
наполняя ее эмоционально насыщенным
«детским» содержанием: «волшебная»,
«корабельная» или «
Жизненное пространство
в детском саду должно быть таким,
чтобы оно давало возможность
построения непересекающихся сфер активности.
Это позволяет детям в
В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.
4. Принцип эмоциональности
среды, индивидуальной
Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
5. Принцип сочетания
привычных и неординарных
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.
Открытость Культуре
— присутствие элементов
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).
7. Принцип учета
половых и возрастных различий
детей. Предполагает
Таким образом,
развивающая среда — это особым
образом организованное социокультурное
и педагогическое пространство, в рамках
которого структурируются несколько взаимосвязанных
подпространств, создающих наиболее благоприятные
условия для развития и саморазвития каждого
включенного в нее субъекта.
Ответ№2.
Воспитательное
значение природы трудно переоценить.
Общение с природой положительно влияет
на человека, делает его добрее, мягче,
будит в нем лучшие чувства. Особенно велика
роль природы в воспитании детей. Ознакомление
детей с природой в детском саду требует
постоянного непосредственного общения
с ней.
В дошкольном учреждении ребят знакомят
с природой, происходящими в ней в разное
время года изменениями. На основе приобретенных
знаний формируются такие качества, как
реалистическое понимание явлений природы,
любознательность, умение наблюдать, логически
мыслить, эстетически относиться ко всему
живому. Любовь к природе, навыки бережного
отношения к ней, забота о живых существах
рождают не только интерес к природе, но
и способствуют формированию у детей лучших
черт характера, таких, как патриотизм,
трудолюбие, уважение к труду взрослых,
охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать
любовь к ней поможет уголок природы детского
сада, где содержатся комнатные растения
и некоторые животные. Каждая возрастная
группа имеет свой уголок природы, однако
хорошо иметь и общий уголок природы для
всего детского учреждения. Его можно
использовать для пополнения обитателей
уголков природы возрастных групп.
Уголок природы предоставляет возможность
сосредоточить внимание детей на небольшом
количестве обитателей, на наиболее типичных
их признаках и тем самым обеспечить более
глубокие и прочные знания. Разнообразие
растений и животных, с которыми дети встречаются
непосредственно в природе, затрудняет
выделение общего, существенного и закономерного
в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством
специально подобранных объектов в уголке
природы позволяет решить эту сложную
и важную задачу. Имеет значение и пространственная
близость обитателей уголка природы. Дети
получают возможность хорошо рассмотреть
растения и животных, наблюдать за ними
длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят
ежедневно, что облегчает работу воспитателя;
под его руководством ребята систематически
наблюдают и ухаживают за живыми существами.
В процессе ухода за ними дети получают
представление о многообразии растительного
и животного мира на земле, о том, как растут
и развиваются растения и животные, какие
условия для них нужно создавать.
В уголке природы дошкольники могут в
течение всего дня подходить к животным
и растениям, рассматривать их, вести за
ними длительное наблюдение. У детей расширяются
конкретные знания о природе. При ознакомлении
с живыми объектами у дошкольников развивается
наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у детей
дошкольного возраста развиваются следующие
познавательные процессы: восприятие,
мышление, воображение, а также внимание
и память. Дети мыслят (устанавливают причинно
– следственные связи), запоминают названия
обитателей уголка природы, придумывают
игры с использованием объектов уголка
природы. Во время ухода за обитателями
природы у детей формируются трудовые
навыки и такие ценные качества, как трудолюбие,
бережное отношение к живому, ответственность
за порученное дело.
Проведение педагогической работы в уголке
природы позволит увидеть: неразрывную
и самую общую связь живого организма
с внешней средой; многофункциональную
приспособленность к определенным элементам
среды обитания; появление нового организма,
его рост, развитие и условия, обеспечивающие
эти процессы; специфику живого организма
(растительного, животного), его отличие
от предметов; многообразие живых организмов
и разные способы взаимодействия со средой,
и многое другое.
ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
подбор растений
и животных осуществляется с учетом
возрастных особенностей детей.
Ответ №3.
Информация о работе Организация эколого-развивающей среды в ДОУ