Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:29, контрольная работа
Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Л. Новоселова).
Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова). Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Контрольная работа
III вариант
Тема: Построение образовательной развивающей среды в ДОУ
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ
Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями,
Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова). Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д.
Обогащенная среда – это предметная среда, предполагающая единство социокультурных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С. Л. Новоселова). Цель: развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие.
Компоненты развивающей предметной среды: o природная среда;
o культурные ландшафты (парк, сад);
o физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения; o предметно-игровая среда;
o детская библиотека; o игротека и видеотека; o дизайн-студия;
o музыкально-театральная среда;
o предметно-развивающая среда занятий; o компьютерно-игровой комплекс;
o центры – новый элемент развивающей предметной среды (центр краеведения, игры и игрушек и др.);
o этнографические и природные музеи; o столовые (кафе);
o экологическая тропинка на территории ДОУ и др.
Базовые компоненты составляют
Составляющие развивающего прос
1. Пространство интеллектуального развития и творчества:
-игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст);
-универсальная игровая зона – степенью трансформируемости
центральная
зона пространства и
ДОУ с высокой оборудования, с
тематическими подзонами: спортивными, игровыми;
-дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью. 2. Пространство физического развития:
-зоны моторных и спортивных
-водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна). 3. Пространство экологического развития:
-ландшафтные зоны (естественны
-природная среда (озеленение);
-зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица); -зеленые уголки в интерьере групповой комнаты;
-ТАВСО для реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир).
4. Компьютерное пространство:
Основные характеристики развивающей среды (М.Н. Полякова): 1. Комфортность и безопасность обстановки.
2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
3. Обеспечение самостоятельной ин
4. Обеспечение возможностей для исследования, научения.
5. Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы.
Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают принципы ее построения, отраженные в концепциях.
Принципы создания предметной среды отражены в документе «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного
Принцип |
Своеобразие |
||||
Дистанции, позиции при взаимодействии |
Воспитатель и ребенок занимают принципиально разные позиции: взрослый «диктует» свою волю, управляет ребенком. Одно из условий установления контакта на основе пространственного принципа «глаза в глаза» – это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель мог приблизиться к позиции ребенка («спуститься»), но и |
ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя. Высота мебели должна легко меняться. Воспитателю важно найти верную дистанцию и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу одновременно. | |
Активности, самостоятельности, творчества |
Ребенок и взрослый – творцы своего предметного окружения. Среда в ДОУ должна стимулировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (например, наличие рамок на стенах, в которые могут быть вставлены рисунки, позволяют ребенку менять оформление стен в завис Большое внимание отводится «цв Должны быть созданы условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деяте Для занятий художественным тво |
Стабильности-динамичности |
В проекте среды ДОУ должна быть заложена возможность ее изменений. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера должны выделяться многофункциональные |
материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, арки, плоские маты и т.п. Возможность трансформации пространства мож | |
Комплексирования и гибкого зонирования |
Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность п |
Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого |
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая функциональную активность ребенка. Необходимо создание у Особое внимание следует обращать на дизайн предметно-игровой среды ребенк |
Сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды |
Размещение в интерьере картин, скульптур, дающих представление ребенку об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях (реалистическом, абстрактном, комическом и т.п.) представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых, тогда дети смогут освоить начала специфики разных жанров. Должно быть выделено место для выставок. |
Желательно оборудовать помещен | |
Открытости-закрытости |
Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы: организация «зеленых комнат» в Во-вторых, открытость Культуре В-третьих, открытость Обществу. Функциональная интеграция ДОУ с другими учреж В-четвертых, открытость своего «Я»: проекты с использованием разновеликих зеркал, фотопортреты детей и взрослых в помещении ДОУ, наличие альбомов и папок с фотографиями (в доступном для ребенка месте). |
Учета половых и возрастных различий детей |
Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Целесообразно Возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении новых принципов, сколько в специфической реализации сформированных выше. Так, выбор оптимальной дистанции и позиции в общении для маленьких детей означает преобладание те |
В концепции С. Л. Новоселовой (1995 г.) раскрыты основные характеристики развивающей предметной среды:
o единство стилевого решения;
o сомасштабность предметного пространства действиям руки ребенка, его росту и предметному миру взрослых;
o соответствие эргономическим требованиям.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе ДОУ (М. Н. Полякова):
1 - Формулирование цели и задач. Определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы.
2 - Определение учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников; подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма для театра и т.д.).
3 - Составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.).
4 - Оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор необходимых материалов, пособи
5 - Определение пространственного размещения оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования.
6 - Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме. Наполнение пространства игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.
7 - Изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение коррективов в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада.
8 - Продумывание последовательности внесения изменений в предметно-пространственную
Список используемой литературы
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.
2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.
3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М., 2005.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.
5.Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М., 2005
Информация о работе Построение образовательной развивающей среды в ДОУ