Экологический аудит деятельности ООО «Балаковская атомная электростанция» в области влияния хозяйственной деятельности на состояние ок

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель экологического аудита - оценка текущего состояния природо-охранной деятельности и выработка рекомендаций по ее совершенствова-нию, повышение квалификации персонала, подготовка к внедрению системы экологического менеджмента.

Оглавление

1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ, ПРИНЯТЫЕ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАУДИТА 4
2 АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАУДИТА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БАЛАКОВСКАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКСТРОСТАН-ЦИЯ» 6
3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ 11
3.1 История предприятия 13
3.2 Описание основных изменений на предприятии 14
4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОБОРУДОВАНИЕ 16
4.1 Описание технологической схемы блоков 16
4.2 Реакторное оборудование 17
4.2.1 Особенности возведения фундамента и несущих конструкций 17
4.2.2 Реактор и оборудование 1-го контура 17
4.3 Ядерное топливо 20
4.4 Турбинное оборудование 21
4.5 Электросиловое оборудование 21
4.6 Турбогенератор и основное электрооборудование 21
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 22
6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 23
6.1 Водопотребление 23
6.2 Сбросы в открытую гидрографическую сеть 24
6.2.1 Coдepжaниe вредных химических веществ в сточных вoдax 24
6.2.2 Сбросы радиоактивных веществ в водоем-охладитель 25
6.3 Выбросы в атмосферный воздух 26
6.3.1 Выбросы вредных химических веществ 27
6.3.2 Выброс радионуклидов 27
6.4 Отходы 28
6.4.1 Обращение с отходами производства и потребления 28
6.4.2 Обращение с радиоактивными отходами 28
7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 30
8. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
8.1 Анализ соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения чрезвычайных ситуаций 32
8.2 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха 34
8.3 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны водных объектов 37
8.4 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства об отходах потребления и производства 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
АУДИТОРСКАЯ АНКЕТА 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Файлы: 1 файл

экоаудит Березина, Богданова1.doc

— 1.63 Мб (Скачать)

Объектами контроля и мониторинга являются:

• на территории Балаковской АЭС — источники загрязняющих веществ (их соответствие установленным экологическим нормативам) и загрязняющие вещества (ЗВ) в компонентах природной среды;

• сбросы ЗВ в окружающую среду (ОС), ливневые стоки;

• загрязнение подземных  вод на наблюдательных скважинах;

• общепромышленные отходы в ОС (включая объекты размещения отходов);

• выбросы ЗВ в ОС;

• природоохранное оборудование, очистные системы и пылегазоулавливающая установка (ПГУ);

• компоненты природной среды (атмосферный воздух, почвенный покров, снежный покров).

• в Санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения атомной станции;

• загрязняющие вещества в компонентах природной среды (ПС):

• атмосферном воздухе;

• почвенном покрове;

• снежном покрове;

• природных водах (поверхностных  и грунтовых);

• донных отложениях (иловых осадках).

Экологический мониторинг на Балаковской АЭС проводится согласно договорам с ФГУ «ГосНИИЭНП» г. Саратова «Экологический мониторинг состояния окружающей среды: наземных экосистем» (№ 99-09 от 17.11.09 г.), «Экологический мониторинг состояния окружающей среды: водных экосистем» (№ 100-09 от 17.11.09 г.). В процессе работ выполнена комплексная оценка экологической ситуации в районе расположения Балаковской атомной станции по химическому, биологическому и радиационному факторам. По результатам выполнения работ предоставлены отчеты.

В собственности отдела охраны окружающей среды Балаковской  АЭС имеются лаборатории по изучению загрязнения водных объектов и атмосферы. Заведует лабораториями главный эколог – Дорохова М.В. 

Схема размещения мониторинговых станций контроля уровня гамма-фона Балаковской АЭС показана в Приложении 3. 
8. Анализ соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия

 

8.1 Анализ соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения чрезвычайных ситуаций

Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций является Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

 

Таблица 8. Обязанности  организации согласно Федеральному закону от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Статья

Обязанности организации согласно статье

Производимые мероприятия

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие  деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

1. Контроль осуществляется с помощью измерений объёмной активности: реперных радионуклидов в теплоносителе 1-го контура; радионуклидов в технологических средах; аэрозолей, иода -131 и инертных радиоактивных газов в необслуживаемых помещениях, вентиляционных и локализующих системах; радионуклидов, поступающих за пределы АЭС со сбросами и выбросами.

Выполняется дозиметрический контроль, включающий контроль внешнего облучения персонала; контроль внутреннего облучения персонала по поступлению и содержанию радиоактивных веществ в организме; контроль доз облучения на местности.

Осуществляется контроль за нераспространением радиоактивных загрязнений, который включает контроль загрязнения спецодежды персонала в санпропускниках.

Проводится радиационный контроль окружающей среды, включающий определение радионуклидного состава и величины активности выбрасываемых в атмосферу радиоактивных аэрозолей, изотопов иода и инертных радиоактивных газов; определение радионуклидного состава и объёмной активности радиоактивных веществ в жидких сбросах; измерение мощности дозы гамма-излучения и годовой дозы на местности в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения; определение объёмной активности проб объектов окружающей среды, а также продуктов питания и кормов местного производства.

2. Порядок проведения производственного контроля согласован с исполнительными органами местного самоуправления.

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

  • перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
  • критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
  • план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
  • медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
  • аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

 

 

 

Имеется

 

 

 

Имеется

 

Записано в журнале по ТБ

 

 

 

 

 

 

 

Имеется

 

 

Имеется

 

 

 

 

Отсутствует

Но есть в наличии пожарная часть (ПЧ-23).


Вывод: ежегодно осуществляется проверка знаний правил эксплуатации оборудования АЭС, техники безопасности, норм и инструкций по технической эксплуатации, промышленной и пожарной безопасности. Ежемесячно на электростанции проводятся дни «ТБ» (по технике безопасности), во время которых контролируется наличие на рабочих местах необходимой документации, инструкций по охране труда, спецодежды, спецобуви, средств защиты, инструмента и приспособлений. Для оперативного персонала в полном объеме приобретены специальные костюмы, обладающие устойчивостью к воздействию электрической дуги. Состояние оборудования и сооружений регулярно проверяется специальными комиссиями и государственным надзорным органом «Ростехнадзор».

В результате анализа  можно сказать, что деятельность предприятия соответствует требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, но требуется создание аварийно-технического формирования из работников предприятия.

 

8.2 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха

Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

 

Таблица 9 – Обязанности организаций согласно ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Статья

Обязанности организации согласно статье

Производимые мероприятия

Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

В целях государственного регулирования  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

Имеется

 

 

 

Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Имеется Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу № 261П, выданное Средне-Волжским управлением Ростехнадзора.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

СЗЗ имеется

Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий проводятся мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (1 раз в две недели).

Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух

 

Осуществлять  учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ

 

Соблюдать правила  эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

 

 

Обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух

 

Предоставлять в установленном  порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха

Каждый год проводится инвентаризация источников выбросов и разработка проектов нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу.

 

 

 

 

 

Осуществляется  учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух экологической лабораторией, расположенной на территории предприятия.

 

 

 

Соблюдаются правила  эксплуатации оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, производится регулярный ремонт и замена оборудования.

 

Отсутствуют сведения о соблюдении режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух

 

 

Предоставляется своевременная, достоверная, полная информация по вопросам охраны атмосферного воздуха


 

Вывод: деятельность Балаковской АЭС соответствует  почти по всем параметрам законодательства. Необходимо соблюдать режим санитарно – защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

8.3 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны водных объектов

Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области охраны водных объектов является Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ

 

Таблица 10 – Обязанности организаций согласно Водному Кодексу Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ

Статья

Обязанности организации согласно статье

Производимые мероприятия

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Ведутся мероприятия по охране водных объектов, осуществляются замеры вредных веществ в водоемах каждый день. Водопотребление не превышает разрешенных объемов.

Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения

Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. 

Содержание радиоактивных веществ не превышает предельно допустимых уровней.

При годовом допустимом сбросе 27450 МБк


 

Вывод: деятельность рассматриваемого предприятия соответствует требованиям  законодательства. Рекомендуется провести сооружение емкостей для сбора промливневых вод, чтобы учитывать объем сбрасываемых промливневых вод и точное определение величин активности сбрасываемых радионуклидов.

 

8.4 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства об отходах потребления и производства

Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области отходах производства и потребления является Федеральный закон от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29.12.2000 г.)

Таблица 11 – Обязанности организаций согласно Федеральному закону от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29.12.2000 г.)

Статья

Обязанности организации согласно статье

Производимые мероприятия

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Все имеющиеся на Балаковской АЭС хранилища ТРО построены в соответствии с проектами прошедшими согласование в установленном порядке согласно закону

 

 

 

Проводится государственный и производственный мониторинги

Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. 

Имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт не предоставлен

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности

Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Не все специалисты предприятия имеют профессиональную подготовку в обращении с опасными отходами производства.

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

 

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 

Предоставлен проект нормативов образования нерадиоактивных

отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов производства и потребления.


 

Вывод: Рекомендуется провести следующие мероприятия:

  1. Создать паспорт отходов I - IV класса опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности;
  2. Подтвердить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV классов опасности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С 1 по 7 декабря 2012 года проводился экоаудит деятельности ОАО «Балаковская АЭС» в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основанием  проведения экоаудита предприятия  Балаковской атомной электростанции является частная инициатива руководства данного предприятия, заинтересованного в соответствии деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Целью экоаудита  являлась проверка соблюдения предприятием экологического законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Критерии экоаудита: Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон «О безопасности окружающей среды», Водный Кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Технологический процесс заключается в выработке электроэнергии ядерными установками.

В результате проведенного анализа соответствия деятельности предприятия законодательству можно сделать следующие выводы:

1) в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций.

Ежегодно осуществляется проверка знаний правил эксплуатации электрооборудования, техники безопасности, норм и инструкций по технической эксплуатации, промышленной и пожарной безопасности. Ежемесячно на электростанциях проводятся дни «ТБ» (по технике безопасности), во время которых контролируется наличие на рабочих местах необходимой документации, инструкций по охране труда, спецодежды, спецобуви, средств защиты, инструмента и приспособлений. Для оперативного персонала в полном объеме приобретены специальные костюмы, обладающие устойчивостью к воздействию электрической дуги. Состояние оборудования и сооружений регулярно проверяется специальными комиссиями и государственным надзорным органом «Ростехнадзор». В результате анализа можно сказать, что деятельность предприятия Балаковской АЭС соответствует требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Требуется создание аварийно-технического формирования из работников предприятия;

Информация о работе Экологический аудит деятельности ООО «Балаковская атомная электростанция» в области влияния хозяйственной деятельности на состояние ок