Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель экологического аудита - оценка текущего состояния природо-охранной деятельности и выработка рекомендаций по ее совершенствова-нию, повышение квалификации персонала, подготовка к внедрению системы экологического менеджмента.
1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ, ПРИНЯТЫЕ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАУДИТА 4
2 АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАУДИТА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БАЛАКОВСКАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКСТРОСТАН-ЦИЯ» 6
3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ 11
3.1 История предприятия 13
3.2 Описание основных изменений на предприятии 14
4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОБОРУДОВАНИЕ 16
4.1 Описание технологической схемы блоков 16
4.2 Реакторное оборудование 17
4.2.1 Особенности возведения фундамента и несущих конструкций 17
4.2.2 Реактор и оборудование 1-го контура 17
4.3 Ядерное топливо 20
4.4 Турбинное оборудование 21
4.5 Электросиловое оборудование 21
4.6 Турбогенератор и основное электрооборудование 21
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 22
6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 23
6.1 Водопотребление 23
6.2 Сбросы в открытую гидрографическую сеть 24
6.2.1 Coдepжaниe вредных химических веществ в сточных вoдax 24
6.2.2 Сбросы радиоактивных веществ в водоем-охладитель 25
6.3 Выбросы в атмосферный воздух 26
6.3.1 Выбросы вредных химических веществ 27
6.3.2 Выброс радионуклидов 27
6.4 Отходы 28
6.4.1 Обращение с отходами производства и потребления 28
6.4.2 Обращение с радиоактивными отходами 28
7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 30
8. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
8.1 Анализ соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения чрезвычайных ситуаций 32
8.2 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха 34
8.3 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны водных объектов 37
8.4 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства об отходах потребления и производства 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
АУДИТОРСКАЯ АНКЕТА 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Объектами контроля и мониторинга являются:
• на территории Балаковской АЭС — источники загрязняющих веществ (их соответствие установленным экологическим нормативам) и загрязняющие вещества (ЗВ) в компонентах природной среды;
• сбросы ЗВ в окружающую среду (ОС), ливневые стоки;
• загрязнение подземных вод на наблюдательных скважинах;
• общепромышленные отходы в ОС (включая объекты размещения отходов);
• выбросы ЗВ в ОС;
• природоохранное оборудование, очистные системы и пылегазоулавливающая установка (ПГУ);
• компоненты природной среды (атмосферный воздух, почвенный покров, снежный покров).
• в Санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения атомной станции;
• загрязняющие вещества в компонентах природной среды (ПС):
• атмосферном воздухе;
• почвенном покрове;
• снежном покрове;
• природных водах (поверхностных и грунтовых);
• донных отложениях (иловых осадках).
Экологический мониторинг на Балаковской АЭС проводится согласно договорам с ФГУ «ГосНИИЭНП» г. Саратова «Экологический мониторинг состояния окружающей среды: наземных экосистем» (№ 99-09 от 17.11.09 г.), «Экологический мониторинг состояния окружающей среды: водных экосистем» (№ 100-09 от 17.11.09 г.). В процессе работ выполнена комплексная оценка экологической ситуации в районе расположения Балаковской атомной станции по химическому, биологическому и радиационному факторам. По результатам выполнения работ предоставлены отчеты.
В собственности отдела охраны окружающей среды Балаковской АЭС имеются лаборатории по изучению загрязнения водных объектов и атмосферы. Заведует лабораториями главный эколог – Дорохова М.В.
Схема размещения мониторинговых
станций контроля уровня гамма-фона Балаковской АЭС показана
в Приложении 3.
8. Анализ соответствия
требованиям законодательства деятельности
предприятия
8.1 Анализ соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения чрезвычайных ситуаций
Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций является Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Таблица 8. Обязанности организации согласно Федеральному закону от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Статья |
Обязанности организации согласно статье |
Производимые мероприятия |
Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности |
1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. 2. Порядок проведения |
1. Контроль осуществляется с помощью измерений объёмной активности: реперных радионуклидов в теплоносителе 1-го контура; радионуклидов в технологических средах; аэрозолей, иода -131 и инертных радиоактивных газов в необслуживаемых помещениях, вентиляционных и локализующих системах; радионуклидов, поступающих за пределы АЭС со сбросами и выбросами. Выполняется дозиметрический контроль, включающий контроль внешнего облучения персонала; контроль внутреннего облучения персонала по поступлению и содержанию радиоактивных веществ в организме; контроль доз облучения на местности. Осуществляется контроль за нераспространением радиоактивных загрязнений, который включает контроль загрязнения спецодежды персонала в санпропускниках. Проводится радиационный контроль окружающей среды, включающий определение радионуклидного состава и величины активности выбрасываемых в атмосферу радиоактивных аэрозолей, изотопов иода и инертных радиоактивных газов; определение радионуклидного состава и объёмной активности радиоактивных веществ в жидких сбросах; измерение мощности дозы гамма-излучения и годовой дозы на местности в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения; определение объёмной активности проб объектов окружающей среды, а также продуктов питания и кормов местного производства. 2. Порядок проведения производств |
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии |
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
|
Имеется
Имеется
Записано в журнале по ТБ
Имеется
Имеется
Отсутствует Но есть в наличии пожарная часть (ПЧ-23). |
Вывод: ежегодно осуществляется проверка знаний правил эксплуатации оборудования АЭС, техники безопасности, норм и инструкций по технической эксплуатации, промышленной и пожарной безопасности. Ежемесячно на электростанции проводятся дни «ТБ» (по технике безопасности), во время которых контролируется наличие на рабочих местах необходимой документации, инструкций по охране труда, спецодежды, спецобуви, средств защиты, инструмента и приспособлений. Для оперативного персонала в полном объеме приобретены специальные костюмы, обладающие устойчивостью к воздействию электрической дуги. Состояние оборудования и сооружений регулярно проверяется специальными комиссиями и государственным надзорным органом «Ростехнадзор».
В результате анализа можно сказать, что деятельность предприятия соответствует требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, но требуется создание аварийно-технического формирования из работников предприятия.
8.2 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха
Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Таблица 9 – Обязанности организаций согласно ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Статья |
Обязанности организации согласно статье |
Производимые мероприятия |
Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух |
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. |
Имеется
|
Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух |
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. |
Имеется Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу № 261П, выданное Средне-Волжским управлением Ростехнадзора. |
Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности |
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. |
СЗЗ имеется |
Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей |
При получении прогнозов неблагопри |
При получении прогнозов неблагопри |
Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух |
Обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух
Осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ
Соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух
Предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха |
Каждый год проводится инвентаризация источников выбросов и разработка проектов нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу.
Осуществляется учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух экологической лабораторией, расположенной на территории предприятия.
Соблюдаются правила эксплуатации оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, производится регулярный ремонт и замена оборудования.
Отсутствуют сведения о соблюдении режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух
Предоставляется своевременная, достоверная, полная информация по вопросам охраны атмосферного воздуха |
Вывод: деятельность Балаковской АЭС соответствует почти по всем параметрам законодательства. Необходимо соблюдать режим санитарно – защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
8.3 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны водных объектов
Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области охраны водных объектов является Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ
Таблица 10 – Обязанности организаций согласно Водному Кодексу Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ
Статья |
Обязанности организации согласно статье |
Производимые мероприятия |
Статья 55. Основные требования к охране водных объектов |
Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. |
Ведутся мероприятия по охране водных объектов, осуществляются замеры вредных веществ в водоемах каждый день. Водопотребление не превышает разрешенных объемов. |
Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения |
Содержание радиоактивных веществ,
пестицидов, агрохимикатов и других опасных
для здоровья человека веществ и соединений
в водных объектах не должно превышать
соответственно предельно допустимые
уровни естественного радиационного фона,
характерные для отдельных водных объектов,
и иные установленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
нормативы. |
Содержание радиоактивных веществ не превышает предельно допустимых уровней. При годовом допустимом сбросе 27450 МБк |
Вывод: деятельность рассматриваемого
предприятия соответствует
8.4 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства об отходах потребления и производства
Критерием анализа соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области отходах производства и потребления является Федеральный закон от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29.12.2000 г.)
Таблица 11 – Обязанности организаций согласно Федеральному закону от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29.12.2000 г.)
Статья |
Обязанности организации согласно статье |
Производимые мероприятия |
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов |
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. |
Все имеющиеся на Балаковской АЭС хранилища ТРО построены в соответствии с проектами прошедшими согласование в установленном порядке согласно закону
Проводится государственный и производственный мониторинги |
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами |
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. |
Имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами
Паспорт не предоставлен |
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности |
Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. |
Не все специалисты предприятия имеют профессиональную подготовку в обращении с опасными отходами производства. |
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами |
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. |
Предоставлен проект нормативов образования нерадиоактивных отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) |
Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами |
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. |
Ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов производства и потребления. |
Вывод: Рекомендуется провести следующие мероприятия:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С 1 по 7 декабря 2012 года проводился экоаудит деятельности ОАО «Балаковская АЭС» в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Основанием
проведения экоаудита предприятия
Балаковской атомной электроста
Целью экоаудита являлась проверка соблюдения предприятием экологического законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Критерии экоаудита: Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон «О безопасности окружающей среды», Водный Кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Технологический процесс заключается в выработке электроэнергии ядерными установками.
В результате проведенного анализа соответствия деятельности предприятия законодательству можно сделать следующие выводы:
1) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ежегодно осуществляется проверка знаний правил эксплуатации электрооборудования, техники безопасности, норм и инструкций по технической эксплуатации, промышленной и пожарной безопасности. Ежемесячно на электростанциях проводятся дни «ТБ» (по технике безопасности), во время которых контролируется наличие на рабочих местах необходимой документации, инструкций по охране труда, спецодежды, спецобуви, средств защиты, инструмента и приспособлений. Для оперативного персонала в полном объеме приобретены специальные костюмы, обладающие устойчивостью к воздействию электрической дуги. Состояние оборудования и сооружений регулярно проверяется специальными комиссиями и государственным надзорным органом «Ростехнадзор». В результате анализа можно сказать, что деятельность предприятия Балаковской АЭС соответствует требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Требуется создание аварийно-технического формирования из работников предприятия;