Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:36, реферат
Интересы защиты окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).
В промышленно развитых странах, по свидетельству результатов природоохранной деятельности конца xx-века, ЭА является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ
1.Возникновение и развитие экологического аудита
2.Место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды
3.Характеристика экологического аудита
4.Организация и проведение экологического аудита
5. Регулирование деятельности в области экологического аудита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Экологический аудит
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра экономики предприятий и природопользования
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ”Основы экологии и экономика природопользования”
слушателя
специализации “ЭиУПП”
1 курса, заочной формы обучения
Бычковский В.С.
Бобруйск, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Возникновение и развитие экологического аудита
2.Место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды
3.Характеристика
4.Организация и проведение экологического аудита
5. Регулирование деятельности
в области экологического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Интересы защиты окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).
В промышленно развитых странах, по свидетельству результатов природоохранной деятельности конца xx-века, ЭА является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.
ЭА как составляющий инструмент в системе управления предприятием имеет смысл и позволяет реально повысить эффективность природоохранной деятельности предприятия в том случае, когда субъект хозяйствования в этом заинтересован. ЭА рассматривается в качестве нового подхода к организации природоохранной работы на уровне субъектов хозяйствования, подхода, который предполагает повышение их ответственности за экологические последствия своей деятельности.
1.Возникновение
и развитие экологического
Оценка субъектами хозяйствования экологических аспектов, связанных со своей деятельностью, стало активно использоваться в странах Европы и США в начале 70-х гг.
В США, в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф и после принятия федерального закона США “О Национальной политике в области окружающей среды ”, процесс активизирования и предприятия стали привлекаться к юридической ответственности за нанесённый ущерб окружающей среде. Процедуры проведения данных оценок по внешним признакам и форме проведения напоминали финансовый аудит и поэтому получили название экологического аудита.
В 80-х гг. ЭА получил широкое распространение и вошёл в практики в промышленно развитых странах (Великобритания, Нидерланды, Швеция и др.). В середине 80-х гг. Международная торговая палата начала использовать ЭА в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью компаний и оценкой её нормам экологического законодательства. В этот период область применения ЭА расширяется, и выделяются специализированные виды ЭА:
-- по минимизации отходов;
-- по оценке риска, связанное
с производственной
-- по совершенствованию
контроля источников
--по приобретению или передаче собственности…
Нарастание общественного сознания в этих странах привело к специальному постановлению ЕС - “Постановление об Экоаудите” (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств ЕС.
Например, в рамках ЕС действует ряд экономических нормативов, невыполнение которых может явиться причиной значительных финансовых и других потерь для кредитных и страховых организаций.
К началу 90-х гг. ЭА стал активно использовать коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заёмщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм, проектов, которые могли оказывать значительное воздействие на окружающую среду.
В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и других рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизации предприятий, проводят сами или требуют от своих партнёров по бизнесу проведения ЭА.
В Беларуси ЭА пока не получил широкого применения, правовая и нормативные базы только начинают формироваться. В законе РБ “Об охране окружающей среды”, принятом в 1992г., и других нормативно-правовых документах, вплоть до 2000г. упоминание об ЭА отсутствовало. Развитие ЭА в Беларуси в настоящее время связано с созданием в рамках Национальной системы сертификации. Подсистемы экологической сертификации. В 2000г. введён в действие РД РБ № 03810 от 05.08.2000г. “Национальная система сертификации РБ. Подсистема экологической сертификации. Требования к аудиторам в области экологии”. Так как этот документ регламентирует требования к аудиторам-экологам, действующим в рамках подсистемы экологической сертификации, то область их деятельности ограничивается созданием и сертификацией СУОС - систем управления окружающей среды.
С введением экологического страхования, совершенствованием экологического механизма природопользования, лицензированием и т. п. сфера применения ЭА в РБ будет расширяться. Этому будет способствовать создание нормативной, правовой и методической баз проведения ЭА в РБ.
В новой редакции Закона РБ ”Об охране окружающей среды” от 2002г. содержится статья 97 ”Экологический аудит”, в которой определены цели ЭА, нашли отражение общие вопросы, касающиеся его проведения. В нём указано, что ЭА сможет проводиться при приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.
2. Место экологического аудита в системе управления
природопользованием и охраны окружающей среды
ЭА представляет собой инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система, управление окружающей среды и функционирования оборудования экологическим целям. Это предполагает усиление контроля за практической деятельностью в области охраны окружающей среды.
В отличие от таких процедур, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ), которые сориентированы на предотвращение негативных последствий хозяйственной деятельности на этапе её планирования, ЭА нацелен на выявление и оценку потенциального негативного воздействия на окружающую среду, здоровье населения и всех аспектов деятельности хозяйствующих субъектов и состояние природно-антропогенных объектов, совершаемого в момент проверки или в прошлом.
Практика проведения ЭА показывает, что процедура и содержание экологического аудирования имеют общие черты с ОВОС - в этих процедурах присутствуют элементы исследования и прогнозирования потенциальных воздействий на окружающую среду. Сходство ЭА с ЭЭ имеет место в части проверки документации и соответствия деятельности организаций природоохранным нормам и правилам. Различие заключается в том, что ЭА по своим результатам не имеет юридической силы и не является обязательным для исполнения и или предоставление в государственные органы, как результаты ОВОС и ЭЭ.
Если рассмотреть использование ЭА применительно к циклу инвестиционного проектирования в РБ, то можно отметить, что на этапе разработки предпроектной и проектной документации на новое строительство, на расширение объекта без его технического перевооружения, расширение объекта с техническим перевооружением, реконструкцию, консервацию, ликвидацию объекта - ЭА может использоваться при оценке воздействия на окружающую среду и государственной ЭЭ для анализа состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценки финансового риска, определения прошлого экономического ущерба.
На этапе строительства объекта ЭА целесообразно применять в качестве инструмента для оценки (анализа) соответствия проекту. ЭА применительно к хозяйствующему субъекту может использоваться в следующих случаях:
при проверке соблюдения природоохранного законодательства;
при оценке экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности;
в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
при оценке экологического ущерба и целях экологического страхования и в процессе смены собственника для определения ответственности за прошлый экологический ущерб;
при подтверждении данных, представленных в инициативной экологической отчетности организации;
при реализации процедуры объявления банкротства;
при проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;
при оценке финансовых рисков в условиях инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирование, заключение договоров долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, а тех же рисков связанных с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую среду;
при оценке воздействия на окружающую среду продукции производства на всех стадиях ее жизненного цикла;
при оценке эффективности функционирования систем управления окружающей средой.
Материалы (результаты) ЭА могут также служить основой для представления экологической отчетности в органы государственного контроля. Особое значение приобретает ЭА в связи с развитием предпринимательской деятельности и введения в хозяйственный оборот различных объектов недвижимости.
3. Характеристика экологического аудита
Аудит (в части значимости его результатов) дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю:
достоверность;
независимость;
объективность;
однозначность;
повторяемость;
понятность.
В наиболее общем виде аудит - это процесс получения и оценки объективных данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудит в процессе своего развития превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности.
Он разделяется на отрасли, подотрасли, направлениям в зависимости от полноты его деятельности. ЭА можно отнести к подотрасли аудита технологии и процесса производства.
Первоначально аудит использовали в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Аудит (от английского audit - проверка, ревизия) - проверка аудиторской службой бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов финансово - хозяйственной деятельности компаний предприятий, учреждений, чтобы подтвердить их точность. Аудит проводится специальными аудиторскими фирмами (организациями0 или аудиторами - предпринимателями. Основная задача аудита - защита интересов владельца, помощь субъектов хозяйствования в расчете налогов, повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности.
Впоследствии процедуры аудита стали широко использоваться для совершенствования и повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования по другим направлениям - аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и др.
По ряду принципов процедуры ЭА и финансового очень похожи (таб.1).
Таб.1. Сравнительная характеристика финансового и экологического аудита.
Финансовый аудит |
Экологический аудит |
1. Установленные нормативно
правовыми документами |
1. Добровольная (инициативная деятельность организации) |
2.Ежегодное событие |
2. Нет установленной |
3.Подтверждение в официальном бюллетене |
3. Выводы и рекомендации |
4. В рамках существующих стандартов, правил законов |
4. Несколько правил и стандартов, в том числе международных, установленных на данный момент |
5.Установленный законом
минимальный объем работы, необходимый
для предоставления перед |
5. Требование к выполняемой
работе оговариваются |
Существует много различных определений ЭА, которые приводятся в нормативно - правовых документах и в научной литературе.
В частности, по определению СТБ ИСО 14010 ЭА - это системный документированный процесс объективного получения и оценки, полученных аудитором сведений, определения соответствия установленных направлений деятельности по охране окружающей среды, событий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита и предоставления результатов этого процесса.
Из определений, встречающихся в научно - технической литературе, наиболее точно отражают отличительные особенности этого вида деятельности такие, в которых ЭА определяется как:
исследование экологического состояния и статуса собственности (недвижимости) или деятельности с целью выявления прошлых или существующих проблем и потенциальных экологических рисков и несоответствий деятельности требованиям экологического законодательства, регламентирующий данный вид деятельности.
Квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами специалистов в сжатые сроки.
В законе Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” ЭА определяется как независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе нормативно - технических и нормативно - правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовке рекомендаций по е снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.