Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель экологического аудита - оценка текущего состояния природо-охранной деятельности и выработка рекомендаций по ее совершенствова-нию, повышение квалификации персонала, подготовка к внедрению системы экологического менеджмента.
1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ, ПРИНЯТЫЕ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАУДИТА 4
2 АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОАУДИТА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БАЛАКОВСКАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКСТРОСТАН-ЦИЯ» 6
3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ 11
3.1 История предприятия 13
3.2 Описание основных изменений на предприятии 14
4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОБОРУДОВАНИЕ 16
4.1 Описание технологической схемы блоков 16
4.2 Реакторное оборудование 17
4.2.1 Особенности возведения фундамента и несущих конструкций 17
4.2.2 Реактор и оборудование 1-го контура 17
4.3 Ядерное топливо 20
4.4 Турбинное оборудование 21
4.5 Электросиловое оборудование 21
4.6 Турбогенератор и основное электрооборудование 21
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 22
6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 23
6.1 Водопотребление 23
6.2 Сбросы в открытую гидрографическую сеть 24
6.2.1 Coдepжaниe вредных химических веществ в сточных вoдax 24
6.2.2 Сбросы радиоактивных веществ в водоем-охладитель 25
6.3 Выбросы в атмосферный воздух 26
6.3.1 Выбросы вредных химических веществ 27
6.3.2 Выброс радионуклидов 27
6.4 Отходы 28
6.4.1 Обращение с отходами производства и потребления 28
6.4.2 Обращение с радиоактивными отходами 28
7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 30
8. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
8.1 Анализ соответствия требованиям законодательства деятельности предприятия в области защиты населения чрезвычайных ситуаций 32
8.2 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха 34
8.3 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны водных объектов 37
8.4 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства об отходах потребления и производства 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
АУДИТОРСКАЯ АНКЕТА 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Министерство образования Российской федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Кемеровский государственный университет
Факультет информационных технологий
Кафедра экологии и естествознания
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
деятельности ООО «Балаковская атомная электростанция» в области влияния хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и ее соответствия требованиям законодательства
Экоаудиторский отчет
(учебный вариант смоделированной ситуации)
Выполнили: студенты
гр. ГЭ – 09:
Березина Ю.А.
Богданова А.Н.
Проверил: доцент, к.ф.н.,
Исакова Е.В.
Новокузнецк 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1
Основные определения и
2 Актуальность и основания проведения экоаудита предприятия ООО «Балаковская АТОмная элекстростанция» 6
3 Общие сведения о предприятии 11
3.1 История предприятия 13
3.2 Описание основных изменений на предприятии 14
4 основные технологические процессы и оборудование 16
4.1 Описание технологической схемы блоков 16
5 Организационная структура предприятия 22
6. Воздействие
хозяйственной деятельности
6.1 Водопотребление 23
6.2 Сбросы в открытую гидрографическую сеть 24
6.2.1 Coдepжaниe вредных химических веществ в сточных вoдax 24
6.2.2 Сбросы радиоактивных веществ в водоем-охладитель 25
6.3 Выбросы в атмосферный воздух 26
6.3.1 Выбросы вредных химических веществ 27
6.3.2 Выброс радионуклидов 27
6.4 Отходы 28
6.4.1 Обращение с отходами производства и потребления 28
6.4.2 Обращение с радиоактивными отходами 28
7. Производственный экологический контроль 30
8. Анализ
соответствия требованиям
8.1 Анализ соответствия
требованиям законодательства
8.2 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха 34
8.3 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны водных объектов 37
8.4 Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства об отходах потребления и производства 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Аудиторская анкета 44
Приложения 48
1
Основные определения и
Аудит (проверка) - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.
Цель экологического аудита - оценка текущего состояния природоохранной деятельности и выработка рекомендаций по ее совершенствованию, повышение квалификации персонала, подготовка к внедрению системы экологического менеджмента.
Экоаудит систем менеджмента – аудит, имеющий обширную область охвата всех видов деятельности предприятия, связанных с воздействием на окружающую среду. В его процессе рассматривается весь комплекс документации предприятия.
Критерии аудита - совокупность политики, процедур или требований.
Свидетельства аудита - записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.
Выводы (наблюдения) аудита – результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.
Заключение по результатам
аудита – выходные данные аудита, представленные
Заказчик аудита - организация или лицо, заказавшие аудит.
Проверяемая организация - организация, подвергающаяся аудиту.
Аудитор (эксперт) - Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.
Аудиторская группа (комиссия)
– один или несколько аудиторов,
Технический эксперт - лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу.
Программа аудита - совокупность одного или нескольких аудитов,
План аудита - описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.
Экологическая безопасность – состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.
2 Актуальность
и основания проведения
Основанием проведения экоаудита является частная инициатива руководства данного предприятия – директора Балаковской АЭС Игнатова В.И.
Исполнитель: ООО «ЭКО+».
Аудиторская комиссия представлена: Березиной Ю.А., Богдановой А.Н.
Цель экоаудита: установить влияние хозяйственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды и обеспечить экологическую безопасность территории, в соответствии с нормативно-правовыми требованиями.
Задачи экоаудита:
Критерии экологического аудита Балаковской АЭС представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Критерии экоаудита
Документы |
Статья |
Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» |
Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения Статья 47. Хранение и переработка ядерных материалов и радиоактивных веществ Статья 48. Хранение или захоронение радиоактивных отходов |
Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» |
Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии |
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 14.03.2009 г.) |
Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду Статья 23. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) |
Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ |
Статья 55. Основные требования к охране
водных объектов |
Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей Статья 25. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух |
Федеральный закон от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29.12.2000 г.) |
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами |
Данные критерии согласованы с заказчиком экологического аудита.
Даты проведения аудита: 01.12.12-07.12.12г.
Календарный план экоаудита приведен в Таблице 2.
Таблица 2. Календарный план экоаудита
Дата |
Этап аудита |
Мероприятие |
Ответственный |
Оборудование |
01.12 |
Подготовительный |
Согласование целей и задач с заказчиком экоаудита; выбор нормативных документов, необходимых для проведения экологического аудита, создание методик оценки экологического риска и прогноза развития экологической ситуации на аудируемом объекте; сбор достаточной и подходящей информации об объекте рассмотрения; заключение договора на проведение экоаудита |
Березина Ю.А., Богданова А.Н. |
ПК |
2.12.- 05.12. |
Основной этап |
Выявление источников воздействия на окружающую среду; идентификация загрязняющих веществ; оценка системы и объектов производственного экологического мониторинга; заключение аудиторской комиссии по результатам проверки |
Березина Ю.А., Богданова А.Н. |
ПК, фотоаппарат, видеокамера, измерительные приборы |
07.12 |
Заключительный |
Предоставление отчета и рекомендаций по проведенному экоаудиту |
Березина Ю.А., Богданова А.Н. |
В ходе проверки рассмотрены документы, регулирующие природоохранную деятельность Балаковской АЭС, представленные в Таблице 3.
Таблица 3. Основные документы, регулирующие природоохранную деятельность АЭС
Наименование документа |
Регистрационный номер |
Срок действия (окончания) |
Проект нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу |
31.01.2013 г. | |
Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу |
261П |
30.09.2013 г. |
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов с в акваторию Саратовского водохранилища |
10.12.2013 г | |
Разрешение на сброс ЗВ со сточными водами |
Блк-5П |
10.12.2013 г. |
Лимиты водопотребления и водоотведения |
Срок действия лимитов 1 календарный год | |
Проект нормативов образования нерадиоактивных отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) |
24.04.2014 г. | |
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение |
51/5-27/4382 51/27-199/4383 |
24.04.2014 г. |
Экологический паспорт АС |
Срок действия не регламентирован | |
Лицензии: • на право пользование недрами • на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами • на право пользования недрами для строительства и эксплуатации промышленных зданий и энергоблоков, размещаемых на территории промплощадки Балаковской АЭС • на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях Декларация безопасности комплекса гидротехнических сооружений Балаковской АЭС |
СРТ 01269 ВЭ
ОТ-00-009972 (00)
СРТ 01324 ПД
Р/2009/1599/100/Л
07-08(01)0213-10-АС |
17.11.2015 г.
24.04.2014 г.
Без ограничения срока действия
03.11.2011 г.
25.01.2012 г. |
Договор водопользования |
№ 64-00.00.00.000-Х-Д ЗВХ-Т-2009-00079/00 |
31.12.2013 г. |
Решение о предоставлении водного объекта в пользование |
№ 64-11.01.00.015-Х-РС ВХ-Т-2010-00228/00 |
10.12.2013 г. |
При проведении экологического аудита использовались следующие методики:
1) метод анализа документов;
2) интервьюирование;
3) анкетирование.
3 Общие сведения о предприятии
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственность «Балаковская АЭС»
Юридический адрес: 413800, Россия, Саратовская обл., г. Балаково, Промзона
Тел: (8453) 32-11-55
Факс: (8453) 33-26-38
Директор: Игнатов Виктор Игоревич - кандидат технических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники. Главный инженер: Валерий Николаевич Бессонов.
АЭС является филиалом концерна ОАО «Концерн Росэнергоатом» с 2007 года, до этого принадлежал ФГУП концерн "Росэнергоатом".
Количество работников: 4 000 человек, 60 % - имеют высшее и среднее профессиональное образование.
Продукция: электроэнергия. Ежегодная выработка - 28 миллиардов кВт/час электроэнергии. По основным регионам продукция станции распределяется следующим образом: Поволжье – 76%, Центр – 13%, Урал – 8%, Сибирь – 3%.
Имеет сертификат систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и нормативным документам, действующим в атомной энергетике.
Местонахождение: левый берег Саратовского водохранилища. Расстояние от АЭС до районного центра, города Балаково — 8 км, до областного, города Саратова — 150 км. Ближайшие населённые пункты - сёла Натальино (в 3 км юго-западнее) и Матвеевка (в 4,5 км северо-восточнее). В 2,5—3 км от БалАЭС проходит Государственная лесополоса, за которой расположены орошаемые пахотные земли. Основные транспортные сети - река Волга и железнодорожные линии Приволжской железной дороги, идущие из центральных районов на восток и юго-восток России.
Месторасположение было выбрано из следующих основных условий: