Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:07, реферат

Краткое описание

Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

Многочисленные  исследования, в частности Всемирного банка, подтверждают, что в противоположность  бытующим представлениям, страны, учитывающие  экологический фактор и имеющие  наиболее жесткие экологические  стандарты, как правило, являются наиболее конкурентоспособными на этом быстрорастущем рынке. Его безусловными лидерами являются компании государств, первыми принявших  экологически ориентированную модель экономического развития. Лидирующие позиции по созданию экологических  производств и экспорту экологической  продукции занимают США, Япония и  страны Западной Европы, прежде всего  Германия.

Международная конкурентоспособность страны определяется наличием в структуре ее экспорта технически передовых экологических  изделий. Германия, где действуют  жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических  товаров, несмотря на ослабление позиций  на рынке промышленной продукции  в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание [13]. Таким образом, экологическая  продукция стала для Германии предметом специализации и способствовала повышению ее международной конкурентоспособности.

Практическим  доказательством того, что благодаря  учету экологии компании могут повысить конкурентоспособность, является участие  многих крупных компаний в добровольных программах по снижению уровня загрязнения, позволивших одновременно снизить   издержки   производства . Так, компания "ЗМ" реализует программу РРР (Уменьшение загрязнения окупается), "Шеврон" программу Smart (Экономия денег и снижение загрязнений), "Тексако" - WOW (Ликвидация отходов). Еще одним свидетельством нового отношения бизнеса к окружающей среде стала активизация общественных организаций деловых кругов. Эти организации работают над проблемами экологической политики в рамках отдельных фирм и в рамках совместного отстаивания своих интересов и координации усилий в области экологии.

В конце 1970-х  и в 1980-х, но особенно в 1990-х годах  в Америке, а затем и в Западной Европе под влиянием различных деловых  групп координируется деятельность как самих фирм по развитию экологического бизнеса, так и действий правительств, бизнеса и экологического движения. Наиболее важное направление - координация  деятельности государств и ТНК. В 1984 г. была создана Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, а также целый ряд других организаций. Среди них Совет предпринимателей по устойчивому развитию, образованный в 1990 г. главами 50 ведущих компаний мира с целью привлечения внимания деловых кругов к решению экологических  проблем. Совет - одна из главных организаций  бизнеса, которая по собственной  инициативе устанавливает повышенные экологические стандарты для  своих членов. Среди первых была программа "Ответственное поведение", разработанная предпринимателями  химической отрасли США. В соответствии с ней компании отслеживают свою продукцию в течение всего  ее жизненного цикла и следуют  экологическим принципам.

Экологическая деятельность координируется как на национальном уровне, так и в рамках отдельных отраслей. Существуют даже целые объединения отдельных  отраслей. Например, объединения химических отраслей нескольких стран совместно  участвуют в программе, цель которой  постоянное повышение экологической  безопасности. Эта программа, созданная  в Канаде и поддержанная США, Австралией и многими европейскими странами, предусматривает разработку норм экологического поведения в различных отраслях производства и рекомендует крупным компаниям оказывать содействие мелким фирмам в природоохранной деятельности и внедрении безопасных технологий.

Переход на новую  модель развития происходит не сам  по себе, а с помощью целенаправленной экологической политики. Средством  ее реализации, обеспечивающим международную  конкурентоспособность национального  бизнеса и, в конечном счете, конкурентные преимущества страны в целом, становятся государственные инструменты экологической  политики. В первую очередь это - активное внедрение и последовательное ужесточение природоохранного законодательства.

Экологическое законодательство может объективно способствовать:

  • снижению издержек компаний. Так, немецкая целлюлозно-бумажная промышленность выиграла от введения строгих законов по переработке использованной продукции, что способствовало росту поставок дешевой целлюлозы из вторичного сырья;
  • созданию новых рынков для продукции компаний. Например, ужесточение в 1993-1994 гг. в Великобритании законов о захоронении отходов привело к развитию рынка управления отходами. Обсуждение и принятие закона об обязательном применении разработанных английской фирмой "Джонсон Матти" автомобильных катализаторов привели к созданию новой отрасли промышленности и значительному росту производства в смежных областях;
  • уходу с рынка компаний, не способных выдерживать высокие экологические стандарты. Примером могут служить планы США повысить стандарты на захоронение отходов в начале 1990-х годов. Принятие законов было отложено, но впоследствии крупнейшая компания "Уэлт менеджмент" настояла на их принятии, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов;
  • защите передового экологически ориентированного бизнеса от иностранной конкуренции. Например, Дания в 1988 г. запретила использование и импорт одноразовых питьевых контейнеров под предлогом ограничения объемов мусора, что способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым было сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме датского рынка.

Принятие экологического законодательства - важный шаг на пути реализации экологической политики. Однако наиболее сложным является не само установление стандартов, а их упреждающее принятие, постоянное ужесточение  и контроль за выполнением, что и происходит в развитых странах Запада. Особенно этот процесс стал заметен в 90е годы. По мнению экспертов, одной из главных причин успеха Германии в экспорте экологических товаров и технологий является раннее принятие жесткого экологического законодательства. Оно вызвало изменение структуры внутреннего спроса раньше, чем в других странах, и дало таким образом Германии технологическое преимущество в борьбе с конкурентами.

Признавая приоритетное значение экологического законодательства для повышения конкурентоспособности  бизнеса, следует отметить, что в  ряде случаев более эффективным  средством экологической политики являются экономические инструменты. Поэтому в последние годы центр  тяжести переносится с директивного на экономическое регулирование. Главные инструменты - это экологические налоги и субсидии, квоты на выбросы, определение прав собственности на некоторые природные ресурсы (земля, вода, лес), обязательства об обратной приемке, требования в отношении содержания рециклированных материалов в той или иной продукции и ряд других.

Одновременно  и бизнес разрабатывает и эффективно применяет целую систему своих  собственных инструментов экологической  политики для достижения конкурентных преимуществ. Это не просто отдельные  меры экологической политики, а формирование новой философии бизнеса. Экологические  требования становятся неотъемлемой частью корпоративной стратегии наиболее передовых фирм и способствуют как  продвижению новой продукции  на мировые рынки, так и сохранению уже завоеванных позиций в  мировой экономике. Экологический  инструментарий на уровне компаний включает целый арсенал средств, наиболее важными из которых являются экологическая  оценка и ее новое более широкое  понятие "оценка жизненного цикла  товара", экологический аудит, экологическая  отчетность, экологический менеджмент, экоупаковка, экомаркировка.

В нашей стране вопросам экологической политики не уделяется достаточного внимания. В  стране сложилась нерациональная для  окружающей среды и отсталая по современным  международным стандартам структура  производства и потребления. Например, по данным Всемирного банка, в 1999 г. удельная энергоемкость ВВП России была в 3.5 раза выше среднемировой и в 4.5 раза выше, чем в развитых странах [2]. Фактически отсутствует современная  экологическая политика, которая  учитывала бы реалии сегодняшнего дня, опиралась на передовой международный  опыт и рассматривала экологический  фактор как один из приоритетов экономического развития. Принятая стратегия устойчивого  развития носит декларативный характер, не будучи подкрепленной соответствующими законодательными и финансовыми  рычагами. Принимаемое в области  охраны Окружающей среды законодательство, несмотря на довольно жесткие природоохранные  нормативы, также не подкреплено  рычагами его эффективной практической реализации, вводится со значительным отставанием от уровня наиболее продвинутых  в этой области стран Запада. Однако, самая главная проблема заключается в том, что большинство российских компаний до сих пор не изменили своего отношения к экологии как к затратному механизму. Они далеки от понимания тех конкурентных преимуществ, которые могут быть получены в результате подключения к этому новому и перспективному направлению развития мировой экономики.

В нашей стране сложилось мнение, что учет экологического фактора это исключительно затратное  мероприятие, которое может лишь снизить конкурентоспособность  государства и компаний. Справедливости ради заметим, что даже в развитых странах, где уже осуществляется экологическая политика, на этот счет существуют достаточно противоречивые мнения. Однако учет экологической  составляющей в экономической деятельности может быть выгодным и в масштабах  отдельных стран, и для конкретных фирм. Это подтверждают многие исследования (например, М. Портера.), а также практическая деятельность крупнейших компаний. Жизнь  свидетельствует, что природоохранные  мероприятия способны даже повысить конкурентоспособность государств, отраслей и отдельных фирм.

Россия может  и должна использовать международный  опыт повышения конкурентоспособности  для разработки новой экономической  стратегии, учитывающей экологический  фактор и возможности использования  конкурентных преимуществ, открывающихся  на рынке экологически чистой продукции.

Информация о работе Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств