Экологическая экспертиза и страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

- изучить сущность и основные особенности экологического страхования;

-определить цели экологической экспертизы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть общее понятие экологического страхования.

2. Выделить виды экологического страхования.

3. Определить объекты экологического страхования.

4. Рассмотреть вопросы правового регулирования экологического страхования.

5. Изучить вопросы страховых платежей и экологической ответственности.

6. Выявить трудности и перспективы экологического страхования на современном этапе.

7. рассмотреть принципы экологической экспертизы.

8. определить субъекты и объекты экологической экспертизы.

9. рассмотреть организацию и процесс проведения экологической экспертизы, ее финансирование.

10. охарактеризовать виды экологической экспертизы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1. Виды экологического страхования

1.2. Объекты экологического страхования

1.3. Правовое регулирование экологического страхования

1.4. Страховые платежи и экологическая ответственность

1.5. Трудности и перспективы экологического страхования

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. Понятие и цели экологической экспертизы

2.2. Принципы экологической экспертизы

2.3. Объекты и субъекты экологической экспертизы

2.4. Финансирование экологической экспертизы

ГЛАВА 3. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

3.1. Государственная экологическая экспертиза

3.2. Общественная экологическая экспертиза

3.3. Иные виды экологической экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

к.р.Экол.страх и эк.эксперт.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

источником  разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания  при разрешении споров. 

2.2 Принципы экологической экспертизы

Согласно  ст. 3 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» экологическая  экспертиза основывается на следующих принципах:

«презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности;

обязательности  проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений о  реализации объекта экологической  экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную  среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности  учета требований экологической  безопасности при проведении экологической  экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих  полномочий в области экологической  экспертизы;

научной обоснованности, объективности и  законности заключений экологической  экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного  мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической  экспертизы»4.

Рассмотрим  принципы экологической экспертизы более подробно.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что «при оценке материалов, поступающих на экспертизу, эксперты исходят из возможности причинения вреда окружающей среде при реализации любого объекта и должны проверить, насколько учтены виды и масштабы возможного вреда, предусмотрены меры по его недопущению»5.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы означает, что лицо, которое хочет реализовать объект экологической экспертизы, обязано предоставить документы и материалы органам, осуществляющим экологическую экспертизу до реализации этого объекта.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий «обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы»6.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы заключается в необходимости соблюдения всех обязательных нормативных и технических требований, обеспечивающих экологическую безопасность в различных отраслях хозяйства.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает лицо, которое хочет реализовать объект, подлежащий экологической экспертизе, предоставить достоверную информацию об объекте и при необходимости дать еще и дополнительную информацию.

Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу экспертов, их решения и заключения должны быть независимыми и достоверными.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы означает, что «заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом. Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта»7.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения «налагает на экспертный орган обязанности по информированию граждан, средств массовой информации, других заинтересованных субъектов о результатах конкретных экспертиз и о своей деятельности в целом, устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы и правовой статус заключения»8.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы означает, что за невыполнение участниками экологической экспертизы ее правил организации и проведения они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

«Последовательное соблюдение названных принципов  в процессе организации и проведения государственной экологической  экспертизы – важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права»9.  

        2.3 Объекты и субъекты экологической экспертизы

      Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком  является властная государственная  структура, наделенная соответствующим  правом назначать подобную экспертизу. Минприроды и ее территориальные органы, в других случаях правительственные органы РФ либо субъектов РФ.

Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может  стать научно-исследовательский  институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено произвести экспертизу, или самостоятельная  комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им.

Потребителем  следует называть предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали  предметом экспертного анализа.

В настоящее  время функции проведения государственной  экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, находящаяся  в ведении Министерства природных  ресурсов России. Часть проектов рассматривает  Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  при Правительстве РФ.

Под объектами  экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную  среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Объекты экологической экспертизы можно  разделить на две группы – федерального уровня и уровня субъектов Федерации, которые перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической  экспертизе».

          Профессор О.В. Дубовик говорит  о двух критериях разграничения  этих групп: формально-юридический  и экологический. Формально-юридическим критерием является «применительно к объектам федеральной экспертизы утверждение документации и проектов деятельности правительством РФ или

федеральными  органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ, воздействие или использование природных ресурсов федерального значения (относящихся к федеральной собственности), в том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения»10.

2.4 Финансирование экологической экспертизы

    Согласно ст. 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы»11.

Финансирование  государственной  экологической экспертизы является одной из гарантий проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с принципами, установленными в ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Для обеспечения  более высокой степени независимости  экспертов государственной экологической  экспертизы целесообразно было бы, возможно, обеспечивать государственное  финансирование проведения государственной  экологической экспертизы соответственно из федерального бюджета или бюджета  субъекта Российской Федерации. Однако финансирование государственной экологической  экспертизы за счет заказчика документации стимулирует данное лицо к более  качественной подготовке предпроектной  и проектной документации, материалов по оценке окружающей среды с целью  получить положительное заключение без повторного проведения государственной экологической экспертизы»12.

Стоимость работ по организации и проведению государственной экологической  экспертизы документации определяется по каждому объекту экспертизы в  отдельности и устанавливается  прямым расчетом исходя из затрат на оплату труда внештатных экспертов и  материальных затрат, связанных с  проведением государственной экологической  экспертизы документации и материально-техническим  обеспечением внештатных экспертов.

Стоимость проведения повторной государственной  экологической экспертизы документации, выполняемой после доработки  материалов по результатам ранее  проведенной экспертизы или на основании  решения судебных органов, определяется в общем порядке.

Согласно  ст. 29 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» «финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых  добровольных денежных взносов граждан  и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов  местного самоуправления»13.

Порядок финансирования проведения общественной экологической  экспертизы принципиально отличается от порядка финансирования государственной экологической экспертизы. Это обусловлено тем, что ее проведение необязательно и происходит по инициативе граждан, общественных организаций (объединений), иных некоммерческих объединений и органов местного самоуправления. Источниками финансирования проведения общественной экспертизы могут быть любые не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе»  не запрещает заказчику документации оплачивать проведение общественной экологической  экспертизы в добровольном порядке. Однако обязать к финансированию общественной экологической экспертизы заказчика нельзя, поскольку статья предусматривает исключительно  добровольный порядок финансирования проведения общественной экологической  экспертизы гражданами и организациями, которые не были ее инициаторами.

Статья  предусматривает возможность финансирования проведения общественной экологической  экспертизы за счет соответствующего органа местного самоуправления. «Представляется, что им будет тот орган местного самоуправления, который выступил с  инициативой проведения общественной экологической экспертизы»14.

Информация о работе Экологическая экспертиза и страхование