Экологическая экспертиза и страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

- изучить сущность и основные особенности экологического страхования;

-определить цели экологической экспертизы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть общее понятие экологического страхования.

2. Выделить виды экологического страхования.

3. Определить объекты экологического страхования.

4. Рассмотреть вопросы правового регулирования экологического страхования.

5. Изучить вопросы страховых платежей и экологической ответственности.

6. Выявить трудности и перспективы экологического страхования на современном этапе.

7. рассмотреть принципы экологической экспертизы.

8. определить субъекты и объекты экологической экспертизы.

9. рассмотреть организацию и процесс проведения экологической экспертизы, ее финансирование.

10. охарактеризовать виды экологической экспертизы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1. Виды экологического страхования

1.2. Объекты экологического страхования

1.3. Правовое регулирование экологического страхования

1.4. Страховые платежи и экологическая ответственность

1.5. Трудности и перспективы экологического страхования

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. Понятие и цели экологической экспертизы

2.2. Принципы экологической экспертизы

2.3. Объекты и субъекты экологической экспертизы

2.4. Финансирование экологической экспертизы

ГЛАВА 3. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

3.1. Государственная экологическая экспертиза

3.2. Общественная экологическая экспертиза

3.3. Иные виды экологической экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

к.р.Экол.страх и эк.эксперт.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

1.3. Правовое регулирование экологического страхования

      Правовое регулирование экологического страхования осуществляется рядом нормативных актов, в первую очередь, Гражданским кодексом Российской Федерации, глава 48 которого специально посвящена страхованию как отдельному виду обязательств. Для экологического страхования главным образом имеют значения положения ПС, содержащиеся в статьях 927,929,931,966, которые прямо закрепляют некоторые аспекты, относящиеся к страхованию ответственности, а именно:

Обязательное  страхование гражданской ответственности  за причинение экологического вреда  осуществляется в силу прямого указания закона (часть 2 статья 927); Данный вид  страхования может осуществляться страхователями (хозяйствующими субъектами) как за свой счет, так и за счет заинтересованных лиц (часть 2 статья 927). Однако обязательное страхование ответственности  за счет бюджета не предусмотрено (часть 3 статья 927); Риск гражданской ответственности  рассматривается как имущественный  интерес, страхуемый по договору имущественного страхования (часть 2 статья 929);

Правовое  регулирование отношений по экологическому страхованию представлено и в  Федеральном законе РФ от 10 января 2002 "Об охране окружающей среды": "В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование".

Закон определяет, что предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной  среды, обязаны возместить причиненный  ими вред в полном объеме. И в  этом же Законе предусмотрено добровольное и обязательное экологическое страхование  на случай экологических бедствии, аварий и катастроф.

Таким образом, исходя из функций экологического страхования, можно сделать вывод, что экологическое страхование  может стать мощным фактором воздействия  на состояние дел в области  борьбы с негативным воздействием производственно -" хозяйственного комплекса на окружающую природную среду, и тем самым  снизить экологический риск и  экологический ущерб. 

1.4. Страховые платежи и экологическая ответственность

     Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, устанавливаемых в процентах годового оборота предприятия. При определении размера тарифных ставок помимо оборота предприятия учитывается отрасль производства, к которой относится предприятие, а так же степень риска производственного процесса на каждом конкретном предприятии.

Страховое возмещение выплачивается при причинении вреда физическим или юридическим  лицам в размерах, предусмотренных  гражданским законодательством, и  определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном  законом порядке. Страховое возмещение включает в себя компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью  имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым  в результате страхового случая причинен вред; расходы, связанные с предварительным  расследованием и т.д.

Размер  ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные  суммы. Отсюда вытекает необходимость  установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.

Страхование экологической ответственности  допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих  страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.

Лимит ответственности - это установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения. Лимиты ответственности  могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Франшиза  – это установленная договором  доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается  в определенной денежной сумме.

Обязательное  страхование предусмотрено законом, согласно которому устанавливается  круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить причитающиеся страховые  платежи. Для введения обязательного  государственного экологического страхования  требуется разработка ряда законодательных  актов, в которых определялся  бы перечень объектов страхования, объем  страховой ответственности, уровень  страхового обеспечения и др. в  законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование , но и  определен порядок образования  и функционирования государственного страхового экологического фонда, что  потребует привлечение значительных финансовых средств.

Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные  страховые органы. Механизм внедрения  государственного обязательного экологического страхования предусматривает проведение большой подготовительной научно – методической работы, включающей составление перечня отраслей и подотраслей, предприятия которых будут охвачены этой системой страхования, разработку ряда отраслевых методик по этим вопросам, создание банка статистических данных по экологическим бедствиям, авариям, катастрофам, определение приставок платежей с дифференциацией и по отраслям деятельности и объектам страхования.

Условия экологического страхования должны базироваться на нормах действующего законодательства. Страховщик предоставляет  страховую защиту на случай предъявления претензий страхователю третьими лицами в соответствие с нормами и  возмещение ущерба, причиненного им страховым  событием, которое наступило в  течение срока действия договора страхования. Одновременно следует  определить круг событий, за последствие  которых страховщик ответственности  не несет (вытекающие из обычной деятельности страхователя, вызванные нарушением нормативных актов, причиненные  в результате умышленных действий и  т. д.). 

  1.5. Трудности и перспективы экологического страхования

      23 мая 2006, в Совете Федерации прошли парламентские слушания, на тему обеспечение системного подхода к решению проблем обеспечения экологической безопасности, применения страховых и иных финансовых гарантий для предотвращения и ликвидации последствий вреда, причиненного окружающей среде, развития нормативно-правовой базы экологического страхования. Опыт реализации положений нормативных правовых актов федерального уровня в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, говорит о том, что экологическое страхование в случае его эффективного развития является наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантии возмещения вреда окружающей среде.

С целью  повышения ответственности хозяйствующих  субъектов в сфере обеспечения  экологической безопасности и формирования единых подходов к возмещению вреда, причиненного окружающей среде, необходимо принятие федерального закона об обязательно экологическом страховании, который станет основой построения единой системы предупреждения, ликвидации последствий и восстановления окружающей среды. Развитие российского законодательства в этом направлении подтверждается и международной практикой. С конца 70-х годов в США и странах Европейского Союза действует специальная система страхования экологических рисков, имеется развитая законодательная база, эффективная система юридической и судебной ответственности за нарушения в сфере охраны окружающей среды.

     Значительную трудность для создания  механизма экологического страхования,  его нормативно-методического обеспечения  представляет отсутствие необходимой  статистики и утвержденных нормативно-методических  документов по оценке экологического  ущерба.

Для реализации цели парламентских слушаний их участники  подготовили рекомендации, содержащие предложения Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству  Российской Федерации, Министерству природных  ресурсов Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной  службе страхового надзора, Федеральному агентству по техническому регулированию  и метрологии, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной  власти, органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, страховым  организациям.

Ряд законодательных  актов федерального уровня предусматривает  страхование ответственности на случай нанесения ущерба природной  среде при осуществлении определенных видов хозяйственной деятельности. Однако в них лишь декларируется  обязательность страховой защиты. В  результате подобное страхование либо не осуществляется совсем, либо осуществляется без учета тарифной политики, разработанной адекватно ущербам. Условия и порядок страхования, о которых самостоятельно договариваются страховщик со страхователем, зачастую не отвечают целям реального страхования и сути экономических методов охраны окружающей среды в соответствии с требованиями закона «Об охране окружающей среды». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общая характеристика экологической экспертизы

         2.1 Понятие и цели экологической экспертизы

    Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus» - «опытный». «Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений , не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов».

Г.С. Чегасов  в свое время предлагал следующее  определение экологической экспертизы: «Это обязательная процедура в системе  принятия решения о социально-экономическом  развитии отдельно рассматриваемой  территории или страны в целом, с  целью подготовки заключения о возможных  экологических и других последствиях реализации предлагаемого решения»1. Однако такое определение не в полной мере отражает характер экологической экспертизы.

Согласно  ФЗ «Об экологической экспертизе»  от 23 ноября 1995 г. экологическая экспертиза – «установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта  экологической экспертизы хозяйственную  и иную деятельность, экологическим  требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством  в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного  воздействия такой деятельности на окружающую среду»2.

          В отношении определения понятия экологической экспертизы существует две точки зрения. Во-первых, такое широкое определение экологической экспертизы позволяет сделать ее более комплексной, учесть не только экологические, но и тесно связанные с ними социальные, экономические, а также иные последствия. Во-вторых, включение в понятие экологической экспертизы требования о выяснении всех без исключений последствий реализации хозяйственной деятельности размывает предмет экологической экспертизы, делает ее неформализованной.

«Экологическая  экспертиза должна иметь более формализованный  характер, т.е. быть основанной на точных и четких требованиях законодательства, а также технических норм и  нормативов. Вместе с тем в рамках ее проведения необходимо рассматривать  не только экологические, но и иные последствия (социальные) реализации планируемой  деятельности»3.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной  проверки соответствия хозяйственных  решений предприятий, их деятельности и ее результатов требованиям  охраны окружающей среды, рационального  использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Целью экологической экспертизы является обеспечение предупреждения вредных  последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является также инструментом поддержания  экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и  иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную  окружающую среду,

Информация о работе Экологическая экспертиза и страхование