Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования
специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи,
педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого
процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в
отечественной литературе все еще не являются предметом специального
Курсовая: Проблемы социализации детей-инвалидов
Глава 1. Актуальность проблемы.................................................2
Глава 2. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации...... 2
Глава 3. Последствия «навешивания» ярлыков................................... 8
Указ Президента российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156
"О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" 10
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.......................10
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. 11
Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г. 11
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. 13
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от
30.09.90 г. 13
Глава 4. Проблема социализации в историческом аспекте.............. 14
Глава 5. Современные подходы к проблеме социализации.
Новые социальные технологии...................................................16
Глава 6. Родители и дети......................................................24
Глава 7. Раннее вмешательство в развитие......................................31
Глава 8. Шансы на полноценную жизнь...........................................33
которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию,
создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно
выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция
ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном
учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных
ориентации.
Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы отказываемся
от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина "инвалид",
который, в силу сложившейся традиции, несет в себе дискриминационную идею,
выражает отношение общества к инвалидам как к социально бесполезной
категории.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие "человек
с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в
российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает
всю полноту проблем той
и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной
сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским
аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой
неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -
государство". Суть этого изменения состоит в следующем:
- главная проблема ребенка с
ограниченными возможностями
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов
со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности
ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема
является следствием не только субъективного фактора, каковым является
состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом
социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые
санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,
общественного транспорта, социальных служб.
- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как
и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои
дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает
неравенство возможностей;
- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек,
который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей
в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не
определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным
потребностям и создать
ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального
развития.
Глава 4. Проблема социализации в историческом аспекте.
На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с
отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до
терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства к
лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов
Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию
необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом
перехода к данному периоду в Западной Европе является первый прецедент
государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для
слепых в 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов
приходятся на 1706-1715 гг и связано с реформами Петра I.
Второй период - от
осознания необходимости
отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
Переходным моментом к данному этапу эволюции можно считать открытие в Париже
специальных школ для глухонемых (1770 г), для слепых (1784 г), т. е.
переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными
нарушениями. В России открытие первых специальных школ (В Петербурге для глухих
- 1806 г и для слепых - 1807 г) связано
со знакомством императора
с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюна для
работы в России.
Третий период - от
осознания возможности
осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха,
зрения, умственно отсталых. Условной границей можно считать последнюю четверть
XIX в - время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем
начальном образовании и на их основе законов об обучении глухих, слепых и
умственно отсталых детей. Это время организации специального образования для
трех категорий детей. В России становление специальных школ приходится на
советский период - 1927-1935 гг - и связано с Законом о всеобуче.
Четвертый период - от
осознания необходимости
части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных
детей. В Западной Европе этот период длится от начала XX в до конца 70-х гг, он
характеризуется развитием законодательной базы специального образования, а
также структурным совершенствованием национальных систем специального
образования (в некоторых строках имеется до 20 типов таких спецшкол.
К концу 70-х гг специальным образованием в странах Западной Европы
охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста
В России в 50-60-е гг осуществляется дифференциация системы специального
образования, ее структурное совершенствование, переход от 3-х к 8-ми типам
спецшкол и 15-ти типам спецшкольного обучения.
Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция
инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого
периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период
характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг
организационных основ специального образования, сокращением числа специальных
школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных
школах, перестройкой взаимоотношений массового и специальное образования
В 90-е гг Россия находится на этапе перехода от четвертого к пятому периоду,
в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот
период и располагается на его продвинутой стадии. Содержанием этого периода
является реорганизация
образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в
развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат.
Таким образом, через систему специального образования отражается специфика
отношения общества к людям с отклонениями в развитии.
Глава 5. Современные
подходы к проблеме
технологии.
Социальные проблемы иного порядка
связаны с региональными
наличием или отсутствием
специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-
инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране
крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и
воспитание в специальных
инвалиды оказываются
сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом
социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость
специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии
личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Традиционализм, характерный для для (учетных заведений, как правило,
проявляется в ориентации школ на
привычные для инвалидов
столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме
того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые,
изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами
современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную
подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе,
при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников
организовать центры занятости для инвалидов.
Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже
слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к
"группе риска". Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется
в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с
родителями.
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное"
воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее
маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию
материнского отношения и
скрытое или явное эмоциональное отвержение его.
Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).
Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых
одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни
о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.
Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности.
Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения
дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях
его адаптации к жизни общества и социальной среде.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех
затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным
вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности
вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере
проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность включает:
Развитие духовных и физических способностей ребенка
Содействие в получении
к нему.
Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности
окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности
получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной
работы).
Установление реального и
Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил,
а также душевного равновесия.
Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного
времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей,
как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и
мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом
восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним
смыслового поля.
Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями
нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной
периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х
систем отношений «ребенок – взрослый», и «ребенок – продукт общественных
отношений».
Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих
друг друга видов деятельности: Игра –Учение – Труд – Общение, в которых и
рождаются психические новообразования.
Активность человека (в рамках психической организации) получает два
основополагающих направления:
1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование
окружающей действительности
2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые
имеют значение для этого бытия.
Каждое из указанных направлений порождает и соответствующие сферы приложения
психической активности. Одно – это мир вещей и деятельность, которое
производят эти «вещи», другое – мир идей, связанный со смыслообразованием,
производством смысла.
Высший уровень психического здоровья
это личностно-смысловой
уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых
отношений человека.
Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья человека,
оценка которого связана со способностями человека строить адекватные смыслам
психологические способы реализации своих устремлений.
Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней,
мозговой, нейрофизиологической организацией
актов психической
Социальные условия:
Информация о работе Изучить типичные причины возникновения инвалидности