Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 16:13, реферат
В условиях наметившейся тенденции по экологизации перспективного развития
города, направленной на улучшение состояния окружающей среды и условий
проживания населения, именно в области градостроительства может быть
сформирована единая природоохранная политика города.
В настоящей работе комплексно освещены две группы проблем – охраны окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов Москвы, с одной
стороны, и градостроительного развития территории города, включая
планирование и разработку градостроительной документации, с другой. В
дальнейшем будет полностью освещена лишь первая группа проблем. Особый акцент
будет сделан на факторах и механизмах формирования экологической ситуации
Москвы.
1. Введение. 3
2. Москва как столица Российской Федерации, центр
столичного региона и Центрального Федерального округа. 4
3. Характеристика современной экологической ситуации в Москве. 7
3.1. Ретроспективная оценка городских экологических программ. 7
3.2. Качество компонентов природной среды. 10
3.2.1. Атмосферный воздух. 10
3.2.2. Водные ресурсы (объекты) 15
3.2.3. Производственные и твердые бытовые отходы. 18
3.2.4. Земли и почвы. 18
3.2.5. Растительный мир и природный комплекс. 20
3.3. Основные тенденции изменения экологической ситуации
в Москве в период 1990-1999 гг. 21
4. Основные мероприятия по решению экологических проблем в Москве. 23
5. Заключение. 27
6. Список использованной литературы. 28
7. Приложения
4. Основные ме В области улучшение качества атмосферного воздуха:
- разработка
и реализация общегородской (
воздух»;
- дальнейшее развитие системы мониторинга загрязнения воздуха в городе и ЛПЗП;
- разработка и применение моделей расчета выпадения и аккумуляции в природных
средах соединений серы, азота, углерода, окислителей, органических соединений, соединений тяжелых металлов;
- повышение технологического
уровня нефтеперерабатывающих
производств, предприятий строительной индустрии, объектов теплоэнергетического комплекса с целью сокращения токсичных выбросов в атмосферу;
- снижение загрязнения
воздуха транспортными
- оценка влияния
загрязнения атмосферы на
В области рационального использования водных ресурсов и улучшения качества воды:
- разработка
и реализация программ по
реки»;
- мониторинг
качества воды, комплексная оценка
состояния водных ресурсов
- снижение сбросов токсичных веществ в водные объекты;
- разработка
комплексных подходов к
использованию и сбросу вод;
- разработка
и осуществление мероприятий,
направленных на защиту
вод от загрязнения.
В области защиты
почв и рационального
- мониторинг
почвенного покрова и
- уменьшение загрязнения почв токсичными химическими веществами, в том числе
тяжелыми металлами;
- разработка и применение методов рекультивации почв и земель.
В области управления опасными отходами:
- мониторинг
опасных промышленных и
- разработка и внедрение методов и средств ограничения распространения опасных химических веществ из отходов в окружающей среде;
- разработка
методов, технологий и средств
обезвреживания опасных
- разработка
технологий и методов
качестве вторичного сырья;
- разработка и осуществление требований к малоотходным и безотходным технологиям и рециркуляции отходов в промышленности;
- изучение воздействия
опасных химических веществ,
окружающую среду и здоровье человека.
В области стратегии развития промышленности, энергетики и транспорта:
- разработка критериев, норм по планированию и размещению производственных
объектов, функциональному зонированию территории;
- определение
экологических критериев
системы города.
В области административного регулирования - прямой контроль и
лицензирование процессов природопользования, а также введение соответствующих
нормативов, стандартов и ограничений, в том числе:
- стандартов
качества окружающей природной
среды, регламентирующих
состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих (ПДК,
ПДУ и др.);
- стандартов
воздействия на окружающую
процесса (предприятия),
устанавливающих уровень
из данного
точечного источника после
ПДС, ВСВ, ВСС, лимиты размещения отходов и др.);
- технологических стандартов, устанавливающих определенные требования для
процесса производства или очистных технологий (например, удельные нормативы,
«наилучшие из имеющихся технологий» и др.);
- стандартов качества продукции (например, содержания вредных веществ в продуктах питания, питьевой воде и др.).
В области непосредственного административного воздействия на виновников
загрязнения развитие:
- прямых запретов, применяемых в тех случаях, когда определенные производства
или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на
окружающую среду, что эффективным становится только их полное запрещение
(ДДТ, озоноразрушающие вещества и др.). Данный метод часто применяется в
сочетании с лимитированием (ограничением масштабов воздействия), предшествующим полному запрету;
- оценки воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС), служащей, в т.ч.,
для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экологических издержках проектов;
- разрешений и лицензий, необходимых для хозяйствующих субъектов, желающих
осуществлять (развивать) деятельность в сфере, подлежащей лицензированию или
легально осуществлять выбросы.
В области экономических методов управления природоохранной деятельностью
развитие:
- налогов (платежей)
на загрязнение,
воздействия и выражаюшихся в установлении платы за выбросы (сбросы, отходы);
- платежей пользователей за получение разрешения или лицензии;
- субсидий, представляющих собой специальные выплаты хозяйствующим субъектам-
загрязнителям за сокращение выбросов (инвестиционные налоговые кредиты, займы
с уменьшенной ставкой процента, гарантирование займов, обеспечение ускоренной
амортизации природоохранного оборудования, компенсационные выплаты за использование первичных ресурсов и конечной продукции и др.);
- системы обязательной
ответственности за
собой денежное возмещение ущерба (включая штрафы) либо осуществление
компенсационных мероприятий, в том числе на добровольной основе (например,
рекультивация земель, лесовосстановление и др.);
- системы целевого
резервирования средств для
мероприятий (например, обезвреживание или утилизацию отходов), представляющей
собой прямой залог или его разновидности;
- системы коллективной
ответственности (концепция «
собой трактовку множественных источников загрязнения как единой регулируемой
системы, обеспечивающей с применением рыночных механизмов (купля-продажа прав
на загрязнение)
оптимизацию природоохранных
- банков прав
на загрязнение,
подхода, и обеспечивающих реализацию «экологических финансовых инструментов»
(банковские операции по купле-продаже прав на загрязнение, кредитование эмиссий и др.);
- информационных систем, обеспечивающих оперативность, полноту и достоверность информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Москва является столицей такой огромной страны как Российская Федерация.
Столицей не только в экономическом, политическом Ии социальном планах, но и в
плане экологических проблем. Как самый населенный город страны Москва имеет
высокую степень урбанизации и огромное количество автотранспорта. Всё это
прямо связано с экологической ситуацией, экологическими проблемами и
программами. Действительно, наиболее острые экологические проблемы стоят
перед теми районами Москвы, через которые проходят крупнейшие автомагистрали
и в которых наибольшее количество зданий и построек, а значит наименьшее количество зелёных насаждений, чистых водоёмов и прочих незатронутых хозяйственной деятельностью человека уголков природы (см. приложение).
В настоящее время правительство Москвы уделяет всё большее внимание экологии
города. Проводится большое число программ и охранных мероприятий. Роль этих
мероприятий огромна, причём они важны не только для Москвы и Московской
области, но и для всей России в целом. Остаётся верить, что руководство
города и страны не остановится на достигнутом и сделает всё для
предотвращения
критического ухудшения экологической
ситуации в столице.
1. Бочкарёва Т.В. Экологический джин урбанизации. – М., 1998.
2. Косический портрет экологии столицы. – Е.В. Новиков, Т.И.
Маршалкин // Москва. 850 лет. – юбилейное издание в 2-х томах. – том 2-й. –
1997.
3. Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997.
4. Распоряжение мэра Москвы от 29.05.96 №328-РМ «О мерах по улучшению экологической ситуации в г. Москве».
5. Устав города Москвы, 28.06.95.
6. www.appartment.ru/ecology/ - экологический сайт города Москвы: экологическая карта, анализ районов города.
7. www.mos.ru – официальный сайт правительства Москвы: вся статистическая информация.
Приложение А:
общая экологическая карта
В центре города основное влияние на экологию оказывает автотранспорт (80%
загрязнения в пределах Садового кольца). Также сильное загрязнение от
автотранспорта ощущается вдоль крупных автомагистралей (50-250 метров, в
зависимости от
застройки и зеленых
расположены в основном на юго-востоке (вдоль Москвы-реки) и на востоке
города. Самые чистые районы - Ясенево, Крылатское, Строгино, район метро Юго-
Западная, а также за пределами кольцевой дороги - Митино, Солнцево. Самые
грязные - Марьино, Братеево, Люблино, районы внутри Садового кольца.
Восточный округ.
На территории округа имеется несколько крупных промзон, которые существенно
влияют на экологию прилежащих районов. Наиболее чистые районы - прилегающие к
лесопарку «Лосиный остров» и Измаиловскому парку, а также находящиеся за
кольцевой автодорогой - Новокосино, Косино, Жулебино. Наиболее грязные -
прилегающие к центральному и юго-восточному округам.
Юго-Восточный округ
Один из самых загрязненных в Москве. На качество атмосферного воздуха в
Информация о работе Анализ экологический обстановки города Москвы, факторы формирования