Анализ экологический обстановки города Москвы, факторы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 16:13, реферат

Краткое описание

В условиях наметившейся тенденции по экологизации перспективного развития

города, направленной на улучшение состояния окружающей среды и условий

проживания населения, именно в области градостроительства может быть

сформирована единая природоохранная политика города.

В настоящей работе комплексно освещены две группы проблем – охраны окружающей

среды и рационального использования природных ресурсов Москвы, с одной

стороны, и градостроительного развития территории города, включая

планирование и разработку градостроительной документации, с другой. В

дальнейшем будет полностью освещена лишь первая группа проблем. Особый акцент

будет сделан на факторах и механизмах формирования экологической ситуации

Москвы.

Оглавление

1. Введение. 3

2. Москва как столица Российской Федерации, центр

столичного региона и Центрального Федерального округа. 4

3. Характеристика современной экологической ситуации в Москве. 7

3.1. Ретроспективная оценка городских экологических программ. 7

3.2. Качество компонентов природной среды. 10

3.2.1. Атмосферный воздух. 10

3.2.2. Водные ресурсы (объекты) 15

3.2.3. Производственные и твердые бытовые отходы. 18

3.2.4. Земли и почвы. 18

3.2.5. Растительный мир и природный комплекс. 20

3.3. Основные тенденции изменения экологической ситуации

в Москве в период 1990-1999 гг. 21

4. Основные мероприятия по решению экологических проблем в Москве. 23

5. Заключение. 27

6. Список использованной литературы. 28

7. Приложения

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

проживания населения, именно в области градостроительства может быть

сформирована  единая природоохранная политика города.

3.1.                     Ретроспективная оценка

городских экологических  программ.

В основу многих градостроительных решений были положены рекомендации по

планированию  и приоритетности природоохранных мероприятий, разработанные в

1986 г. в рамках  ТерКСОП Москвы до 2010г. В результате  существенно снизилось

количество экологически необоснованных градостроительных  решений, что

обусловлено как  экологизацией процесса проектирования, так и введением

экологической экспертизы предпроектной и проектной  документации.

В соответствии с принятыми постановлениями  в период 1971-1990 гг.

предусматривалось вывести из города 352 объекта (предприятия, организации, их

отдельные подразделения  и производства), в т.ч. за 1971-1988гг. - 276

объектов, из которых 77 - экологически вредных. Фактически было выведено 197

объектов (около 70%), в т.ч. 54 - экологически вредных.

Основная цель природоохранной политики 1990-х годов  – добиться, чтобы

градостроительное развитие, экономический рост, повышение качества жизни

происходили без  увеличения нагрузки на окружающую среду.

В 1992 г. была принята  Комплексная экологическая программа (КЭП) Москвы,

рассчитанная  на реализацию до 2005г. (постановление  Правительства Москвы от

27.09.94 №860). Главная цель КЭП – обеспечение экологической безопасности

развития мегаполиса и предотвращение обострения социальных и экологических

проблем.

При формировании основных мероприятий КЭП ставилась  задача комплексного

решения следующих  основных групп проблем:

1)       стабилизация, а затем и снижение  загрязнения атмосферного воздуха  на

территории города;

2)       стабилизация и постепенное снижение  водопотребления, рационализация

водохозяйственного  баланса, улучшение состояния водных объектов;

3)       сокращение удельной ресурсоемкости  производимой продукции, внедрение

малоотходных  и безотходных технологий, создание инфраструктуры по сбору,

транспортировке, использованию и обезвреживанию твердых бытовых и

производственных отходов;

4)       разработка и внедрение экономического  механизма, стимулирующего

перепрофилирование, вывод или ликвидацию экологически опасных предприятий и

производств;

5)       снижение выбросов от объектов  теплоэнергетического комплекса

(включая введение налога на сернистость мазута, внедрение ступенчатого

сжигания и  рециркуляции топочных газов, вывод  из эксплуатации мелких

котельных);

6)       разработка проектов ПДВ, ПДС  и санитарно-защитных зон для

промышленных  предприятий и промзон.

Система мероприятий формировалась по четырем основным группам: планировочно-

градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические  и

административно-управленческие.

Реализация КЭП  Москвы в части охраны водного  бассейна и очистки сточных вод  к

1997 г. имела  следующий экологический эффект:

-среднее водопотребление  питьевой воды снизилось с  6460 тыс.м3/сут. в

1994 г. до 5409,2 м3/сут. в 1999 г.; при этом основная доля

водопотребления приходится на население.

-достигнуто  полное соответствие качества  питьевой воды государственным

стандартам по санитарно-гигиеническим показателям;

-осуществлено  строительство водоочистных сооружений  на объектах МГП

«Мосводоканал» (Рублевская водопроводная станция, Захарковский карьер,

Курьяновская  станция аэрации и др.);

-снизился сброс в водные объекты Москвы сточных вод, загрязненных солями

тяжелых металлов;

-проведены работы  по благоустройству и капитальному  ремонту водоемов города

(Лианозовские  пруды, пруды в парке Мандельштама, пруды на Мичуринском

проспекте и  т.д.);

-депонирование осадков станций аэраций позволило уменьшить площади земель,

занимаемых под  их хранение, более чем на 300 га.

В результате реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем

выбросов вредных  веществ от объектов теплоэнергетики  города снизился в период

1993-2000 гг. более  чем на 40 %.

К сожалению, не выполнены позиции программы, предусматривающие  использование

в зимнее время  на объектах теплоэнергетики только малосернистых сортов

мазута, с чем  связано отсутствие положительного эффекта по выбросам

сернистого ангидрида  и пятиокиси ванадия.

Таким образом, мероприятия КЭП, выполненные и  профинансированные в среднем на

10 %, все же  имели значительный положительный  эффект. В частности, реализация

КЭП в области  градостроительства и формирования пакета нормативно-

методических  документов по экологизации проектирования привели к

совершенствованию градостроительных решений.

3.2.                     Качество компонентов природной  среды.

 

В настоящее  время по совокупности уровней загрязнения  природных сред - почв,

воздуха, воды - и, как следствие, деградации природной  среды экологическое

неблагополучие  города оценивается как «очень высокое».

3.2.1.       Атмосферный воздух.

 

Основной вклад  в выбросы от стационарных источников вносят предприятия

теплоэнергетики, нефтехимической промышленности, машиностроения и

металлообработки.

За последние  годы выбросы стационарных источников неуклонно снижаются, что

обусловлено стагнацией промышленного производства, а также  переводом

практически всех объектов тепло- и электроэнергетики на природный газ как

основной вид  топлива. Ограничение на использование  мазута в качестве

резервного вида топлива (не более 5 % в топливном  балансе) позволило добиться

снижения выбросов не только оксидов азота, но и соединений серы и ванадия.

Выбросы вредных веществ стационарными промышленными источниками загрязнения

атмосферного  воздуха составили: в 1990 г. - 273,8 тыс.т; в 1991 - 297,8; в

1995 - 186,0; в 1997 - 151,5; в 1998 – 131,1 и в 1999 – 128,5.

В то же время  говорить о существенном снижении вредного воздействия на

природную среду  в условиях спада производства крайне сложно, ибо одновременно

происходит процесс  старения очистных сооружений и другой природоохранной

техники.

Падение объемов  производства влияет на сокращение объема уловленных вредных

веществ, выбрасываемых  стационарными источниками загрязнения  атмосферного

воздуха. При  этом улавливание твердых загрязняющих веществ составляет 95,4%

(в 1992 г. - 94%) от  общего количества выбрасываемых  твердых веществ, а

улавливание газообразных и жидких вредных веществ обеспечивается только на

30% (в 1992 г. - 38,8%).

Для города загрязнение  воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта

является основной экологической проблемой. Доля автотранспорта в суммарном

объеме выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения составляет

93 %. С целью  снижения воздействия автотранспорта  на окружающую среду

осуществляется  постепенный перевод транспорта на газовое топливо. Так, в 1999

г. переоборудовано  для работы на сжатом газе 52 автобуса и 260 грузовиков.

Москва более 10 лет входит в перечень городов  РФ с наиболее высоким уровнем

загрязнения атмосферного воздуха.

Тенденция изменения  уровня загрязнения атмосферного воздуха  за 1993-1997 гг.

указывает на некоторое  снижение концентраций диоксида азота, формальдегида,

бензола, ксилола. При этом концентрации загрязняющих веществ характеризуются

следующими показателями:

• диоксид азота в среднем по городу – 1,5-3,0 ПДКс.с.;

• формальдегид - 2,3 ПДКс.с;

• фенол - 1-1,5 ПДКс.с.

На территориях  жилых микрорайонов, прилегающих к крупным магистралям, уровни

загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода, окислами азота и

формальдегидом  превышают допустимые нормативы  в среднем в 3,3, 5,6 и 2,5 раза

соответственно.

Максимальные  разовые концентрации, превышающие предельно допустимые более чем

в 20 раз, отмечались вблизи автомагистралей в Центральном, Юго-Восточном и

Южном административных округах.

Центральная часть  города наиболее перегружена транспортом, самыми

загрязненными участками ЦАО оксидом углерода являются районы «Хамовники»,

«Пресненское», «Арбат» и «Таганское».

В 1998 г. впервые  отмечено незначительное снижение концентраций загрязняющих

веществ (диоксида серы, оксида углерода, углеводородов) в атмосферном воздухе

по сравнению  с 1997 г.

В 1999г. Москва не вошла в список городов РФ с максимальными концентрациями

примесей выше 10 ПДК. По данным Росгидромета, в Москве высокое загрязнение

воздуха охватывает лишь отдельные крупные районы. В  перечень веществ,

определяющих  высокий уровень загрязнения  воздуха в Москве, входят аммиак,

диоксид азота, формальдегид.

Индекс загрязнения  атмосферы (ИЗА), рассчитанный как сумма  деленных на ПДК

средних за год  концентраций веществ (с приведением  к концентрации диоксида

серы в долях  ПДК), отражает высокий уровень загрязнения при значениях от 7 до

13 , и очень  высокий при значениях, равных  и более 14.

В 1999 г. ИЗА в  Москве составил 10,41, при этом отмечались следующие

среднесуточные  концентрации (в долях ПДКс.с.) по: диоксиду азота – 2,5

ПДКс.с.; формальдегиду  – 2,3 ПДК с.с.; оксиду азоту – 1,7 ПДК с.с.; аммиаку –

1,5 ПДК с.с.; оксиду  углерода – 1,0 ПДК с.с.

Характеризуя  распределение уровня загрязнения  по территории города, к зонам

неблагоприятной и крайне неблагоприятной экологической  обстановки следует

отнести автомагистрали, где повышенный уровень загрязнения отмечен по 5

веществам. На Варшавском шоссе содержание формальдегида  составляет 4,3 ПДК

Информация о работе Анализ экологический обстановки города Москвы, факторы формирования