Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 16:13, реферат
В условиях наметившейся тенденции по экологизации перспективного развития
города, направленной на улучшение состояния окружающей среды и условий
проживания населения, именно в области градостроительства может быть
сформирована единая природоохранная политика города.
В настоящей работе комплексно освещены две группы проблем – охраны окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов Москвы, с одной
стороны, и градостроительного развития территории города, включая
планирование и разработку градостроительной документации, с другой. В
дальнейшем будет полностью освещена лишь первая группа проблем. Особый акцент
будет сделан на факторах и механизмах формирования экологической ситуации
Москвы.
1. Введение. 3
2. Москва как столица Российской Федерации, центр
столичного региона и Центрального Федерального округа. 4
3. Характеристика современной экологической ситуации в Москве. 7
3.1. Ретроспективная оценка городских экологических программ. 7
3.2. Качество компонентов природной среды. 10
3.2.1. Атмосферный воздух. 10
3.2.2. Водные ресурсы (объекты) 15
3.2.3. Производственные и твердые бытовые отходы. 18
3.2.4. Земли и почвы. 18
3.2.5. Растительный мир и природный комплекс. 20
3.3. Основные тенденции изменения экологической ситуации
в Москве в период 1990-1999 гг. 21
4. Основные мероприятия по решению экологических проблем в Москве. 23
5. Заключение. 27
6. Список использованной литературы. 28
7. Приложения
проживания населения, именно в области градостроительства может быть
сформирована единая природоохранная политика города.
В основу многих градостроительных решений были положены рекомендации по
планированию и приоритетности природоохранных мероприятий, разработанные в
1986 г. в рамках ТерКСОП Москвы до 2010г. В результате существенно снизилось
количество экологически необоснованных градостроительных решений, что
обусловлено как экологизацией процесса проектирования, так и введением
экологической экспертизы предпроектной и проектной документации.
В соответствии с принятыми постановлениями в период 1971-1990 гг.
предусматривалось вывести из города 352 объекта (предприятия, организации, их
отдельные подразделения и производства), в т.ч. за 1971-1988гг. - 276
объектов, из которых 77 - экологически вредных. Фактически было выведено 197
объектов (около 70%), в т.ч. 54 - экологически вредных.
Основная цель природоохранной политики 1990-х годов – добиться, чтобы
градостроительное развитие, экономический рост, повышение качества жизни
происходили без увеличения нагрузки на окружающую среду.
В 1992 г. была принята
Комплексная экологическая
рассчитанная на реализацию до 2005г. (постановление Правительства Москвы от
27.09.94 №860). Главная цель КЭП – обеспечение экологической безопасности
развития мегаполиса и предотвращение обострения социальных и экологических
проблем.
При формировании основных мероприятий КЭП ставилась задача комплексного
решения следующих основных групп проблем:
1)
стабилизация, а затем и снижение
загрязнения атмосферного
территории города;
2)
стабилизация и постепенное
водохозяйственного баланса, улучшение состояния водных объектов;
3)
сокращение удельной
малоотходных и безотходных технологий, создание инфраструктуры по сбору,
транспортировке, использованию и обезвреживанию твердых бытовых и
производственных отходов;
4)
разработка и внедрение
перепрофилирование, вывод или ликвидацию экологически опасных предприятий и
производств;
5) снижение выбросов от объектов теплоэнергетического комплекса
(включая введение налога на сернистость мазута, внедрение ступенчатого
сжигания и рециркуляции топочных газов, вывод из эксплуатации мелких
котельных);
6) разработка проектов ПДВ, ПДС и санитарно-защитных зон для
промышленных предприятий и промзон.
Система мероприятий формировалась по четырем основным группам: планировочно-
градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические и
административно-
Реализация КЭП Москвы в части охраны водного бассейна и очистки сточных вод к
1997 г. имела следующий экологический эффект:
-среднее водопотребление питьевой воды снизилось с 6460 тыс.м3/сут. в
1994 г. до 5409,2 м3/сут. в 1999 г.; при этом основная доля
водопотребления приходится на население.
-достигнуто полное соответствие качества питьевой воды государственным
стандартам по
санитарно-гигиеническим
-осуществлено
строительство водоочистных
«Мосводоканал» (Рублевская водопроводная станция, Захарковский карьер,
Курьяновская станция аэрации и др.);
-снизился сброс в водные объекты Москвы сточных вод, загрязненных солями
тяжелых металлов;
-проведены работы
по благоустройству и
(Лианозовские
пруды, пруды в парке
проспекте и т.д.);
-депонирование осадков станций аэраций позволило уменьшить площади земель,
занимаемых под их хранение, более чем на 300 га.
В результате реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем
выбросов вредных веществ от объектов теплоэнергетики города снизился в период
1993-2000 гг. более чем на 40 %.
К сожалению, не выполнены позиции программы, предусматривающие использование
в зимнее время на объектах теплоэнергетики только малосернистых сортов
мазута, с чем связано отсутствие положительного эффекта по выбросам
сернистого ангидрида и пятиокиси ванадия.
Таким образом, мероприятия КЭП, выполненные и профинансированные в среднем на
10 %, все же
имели значительный
КЭП в области градостроительства и формирования пакета нормативно-
методических документов по экологизации проектирования привели к
совершенствованию градостроительных решений.
В настоящее время по совокупности уровней загрязнения природных сред - почв,
воздуха, воды - и, как следствие, деградации природной среды экологическое
неблагополучие города оценивается как «очень высокое».
Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия
теплоэнергетики, нефтехимической промышленности, машиностроения и
металлообработки.
За последние годы выбросы стационарных источников неуклонно снижаются, что
обусловлено стагнацией промышленного производства, а также переводом
практически всех объектов тепло- и электроэнергетики на природный газ как
основной вид топлива. Ограничение на использование мазута в качестве
резервного вида топлива (не более 5 % в топливном балансе) позволило добиться
снижения выбросов не только оксидов азота, но и соединений серы и ванадия.
Выбросы вредных веществ стационарными промышленными источниками загрязнения
атмосферного воздуха составили: в 1990 г. - 273,8 тыс.т; в 1991 - 297,8; в
1995 - 186,0; в 1997 - 151,5; в 1998 – 131,1 и в 1999 – 128,5.
В то же время говорить о существенном снижении вредного воздействия на
природную среду в условиях спада производства крайне сложно, ибо одновременно
происходит процесс старения очистных сооружений и другой природоохранной
техники.
Падение объемов производства влияет на сокращение объема уловленных вредных
веществ, выбрасываемых
стационарными источниками
воздуха. При
этом улавливание твердых
(в 1992 г. - 94%) от
общего количества
улавливание газообразных и жидких вредных веществ обеспечивается только на
30% (в 1992 г. - 38,8%).
Для города загрязнение воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта
является основной экологической проблемой. Доля автотранспорта в суммарном
объеме выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения составляет
93 %. С целью
снижения воздействия
осуществляется постепенный перевод транспорта на газовое топливо. Так, в 1999
г. переоборудовано для работы на сжатом газе 52 автобуса и 260 грузовиков.
Москва более 10 лет входит в перечень городов РФ с наиболее высоким уровнем
загрязнения атмосферного воздуха.
Тенденция изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха за 1993-1997 гг.
указывает на некоторое снижение концентраций диоксида азота, формальдегида,
бензола, ксилола. При этом концентрации загрязняющих веществ характеризуются
следующими показателями:
• диоксид азота в среднем по городу – 1,5-3,0 ПДКс.с.;
• формальдегид - 2,3 ПДКс.с;
• фенол - 1-1,5 ПДКс.с.
На территориях жилых микрорайонов, прилегающих к крупным магистралям, уровни
загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода, окислами азота и
формальдегидом превышают допустимые нормативы в среднем в 3,3, 5,6 и 2,5 раза
соответственно.
Максимальные разовые концентрации, превышающие предельно допустимые более чем
в 20 раз, отмечались вблизи автомагистралей в Центральном, Юго-Восточном и
Южном административных округах.
Центральная часть города наиболее перегружена транспортом, самыми
загрязненными участками ЦАО оксидом углерода являются районы «Хамовники»,
«Пресненское», «Арбат» и «Таганское».
В 1998 г. впервые отмечено незначительное снижение концентраций загрязняющих
веществ (диоксида серы, оксида углерода, углеводородов) в атмосферном воздухе
по сравнению с 1997 г.
В 1999г. Москва не вошла в список городов РФ с максимальными концентрациями
примесей выше 10 ПДК. По данным Росгидромета, в Москве высокое загрязнение
воздуха охватывает лишь отдельные крупные районы. В перечень веществ,
определяющих высокий уровень загрязнения воздуха в Москве, входят аммиак,
диоксид азота, формальдегид.
Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный как сумма деленных на ПДК
средних за год концентраций веществ (с приведением к концентрации диоксида
серы в долях ПДК), отражает высокий уровень загрязнения при значениях от 7 до
13 , и очень высокий при значениях, равных и более 14.
В 1999 г. ИЗА в Москве составил 10,41, при этом отмечались следующие
среднесуточные концентрации (в долях ПДКс.с.) по: диоксиду азота – 2,5
ПДКс.с.; формальдегиду – 2,3 ПДК с.с.; оксиду азоту – 1,7 ПДК с.с.; аммиаку –
1,5 ПДК с.с.; оксиду углерода – 1,0 ПДК с.с.
Характеризуя распределение уровня загрязнения по территории города, к зонам
неблагоприятной и крайне неблагоприятной экологической обстановки следует
отнести автомагистрали, где повышенный уровень загрязнения отмечен по 5
веществам. На Варшавском шоссе содержание формальдегида составляет 4,3 ПДК
Информация о работе Анализ экологический обстановки города Москвы, факторы формирования