Земельная рента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

В Федеральном законе «О местном самоуправлении», городам России предоставлены значительные права в распоряжении и использовании земельно-имущественным комплексом поселений, финансовыми потоками, налоговыми поступлениями. Важнейшим источником пополнения бюджетов органов власти местного самоуправления являются земельные платежи в виде земельного налога и арендной платы за использование городских земель. Существующая система налогообложения принималась в 1991 году в условиях перехода от государственных методов и рычагов управления экономикой к рыночным. В основу этой системы положены административные методы регулирования земельных отношений.

Оглавление

Введение_____________________________________________________2
Глава 1. Земельная рента как экономическая категория
История возникновения и развития земельной ренты ___________________________________________________________4

1.2. Экономическое содержание земельной ренты___________________________________________________________8
Глава 2. Анализ влияния земельной ренты на формирование доходов бюджета
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания земельной ренты в РФ_____________________________________________________________9
2.2.Порядок изъятия и перераспределения земельной ренты .
Совершенствование экономического механизма перераспределения земельной ренты _______________________________________________________________15
2.3 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц _______________________________________________________________25

Заключение____________________________________________________27
Список использованной литературы_______________

Файлы: 1 файл

зем рента.docx

— 134.17 Кб (Скачать)

1. В экономической  литературе существует дискуссионные  моменты между представителями  различных школ об определении  природы земельной ренты, ее  роли и месте в экономических  и социальных взаимоотношениях  людей. В отечественном законодательстве  наблюдается значительная «прореха»  в части нормативного обеспечения  категории земельная рента, которая  обуславливает несколько различных  подходов к определению вышеуказанной  категории. В связи с этим  предложено:  
• в гражданском и земельном кодексах закрепить положение и формулировку категории земельная рента: Земельная рента - это экономические отношения по поводу величины характеризующей размер дохода от использования земельных ресурсов и обусловленного совокупностью трех природных факторов - местоположения, технологических свойств, плодородия;  
• в налоговый кодекс внести поправку, что земельная рента является базой для налогообложения и исчисления всех видов платежей за недвижимость. Индексация ставок земельных платежей производится один раз в пять лет после проведения кадастровой оценки земель, и ее величина устанавливается в процентном отношении.

2. С целью увеличения размеров рентного дохода предложен ряд мероприятий по совершенствованию факторов рентообразования:  
• изъятие земель сельскохозяйственного назначения должно производиться в исключительных случаях, после научного анализа наиболее эффективного варианта использования земель;  
• рентный доход по местоположению приносят хозяйства расположенные в пределах среднеэквивалентного расстояния в 20 км .

3. В хозяйственной практике применяются различные способы определения размеров ставок земельной ренты:  
• предложено считать, что абсолютный рентный доход - это нормативная величина устанавливающая минимальный уровень дохода с единицы площади вне зависимости от его характеристик и равная 1% от рентного дохода со средних земель.

4. Установлен ряд закономерностей отражающих процессы рентообразования, изъятия и перераспределения земельной ренты:  
• увеличение балла бонитета на 1 балл ведет к увеличению размера рентного дохода по плодородию в среднем на 36 рублей ежегодно; установлена зависимость рентного дохода по плодородию от затрат на использование земель, которая показывает, что на землях с баллом бонитета до 91 единицы уровень затрат выше уровня возможного рентного дохода. После указанного порога при сохранении динамики вложений в использование земель уровень ренты превышает уровень затрат. Движение предельного порога обусловлено изменением вносимых дополнительных затрат в земли разного качества;  
• на графике зависимости уровня рентного дохода от объема валовой продукции можно выделить три характерные взаимосвязи между указанными величинами. В 1996, 1997 году уровень объема валовой продукции выше рентного дохода, в 1998 году рентный доход выше объема валовой продукции.

В 1999 и 2002 годах  уровни рентного дохода и объема валовой  продукции пересекаются;  
• результаты полученные в корреляционной матрице показывают, что между всеми перечисленными факторами наблюдается тесная зависимость;  
• график рентного дохода по плодородию показывает следующие характерные особенности. Чем выше балл бонитета и ниже индекс технологических свойств тем больше расхождение в уровне рентного дохода;  
• на графике зависимости рентного дохода от уровня оценочных затрат прослеживается следующая тенденция. Чем выше уровень затрат на использование земель тем ниже уровень рентного дохода (1997 год) и наоборот  
• хозяйства расположенные на одинаковом эквивалентном расстоянии от муниципального образования, но с разными баллами бонитета будут иметь различный рентный доход. При одинаковом эквивалентном расстоянии, увеличение балла бонитета на один балл дает уменьшение рентного дохода на 0,57 руб/га;  
• чем выше балл бонитета тем ниже рентный доход.

5. На основании проведенных расчетов рентного дохода можно сделать следующие выводы о схемах налогообложения:  
• кадастровая оценка учитывает состояние отдельно взятого объекта в отличии от схемы «средние ставки», где основой для расчетов служат данные приведенные в федеральном и краевом законах о плате за землю.  
• в схеме «средние ставки» факторы рентообразования представлены в виде коэффициентов дифференциации, тогда как в кадастровой оценке факторы рентообразования непосредственно применяются для расчета стоимости.  
• дифференцированные ставки ежегодно индексируются, что негативно отражается на товаропроизводителях,  
6. Анализ полученных расчетных данных рентного дохода и размеров поступления земельных платежей в бюджет города позволяет сделать ряд предложений:  
• процент изымаемой ренты в бюджет при схеме «кадастровая оценка» ниже, чем при схеме «средние ставки» 3,3% против 5,15%, но увеличение размера изымаемой ренты связана с индексацией ставок земельного налога.

Величина налогообложения привязанная к величине кадастровой оценки дает возможность на устойчивость финансовой системы и возможности землевладельцу прогнозировать поступление и распределения земельных платежей;  
• индексация ставок земельного налога не приводит к ожидаемым результатам. Увеличение ставок земельного налога в 2 раза в 2002 году привело к уменьшение поступления объемов платежей, а увеличение ставок земельного налога в 1.8 раза в 2003 фактически увеличило поступление земельного налога.

Сохранение же ставок арендной платы на одном уровне дает стабильное увеличение рентных  платежей в бюджет муниципального образования. Такая неравномерная динамика отрицательно влияет на состояние городских землевладельцев  и землепользователей.

7. На основании проведенных исследований предложены следующие мероприятия по совершенствованию изъятия и распределения земельной ренты:  
• «привязать» ставки земельного налога, арендной платы, нормативной цены к размеру - 1% от кадастровой стоимости земель (по материалам кадастровой оценки земель 2001 года);  
• каждое муниципальное образование оставляет у себя 75% собранных сумм земельных платежей, остальные 25% передается в краевой бюджет. Все земельные платежи аккумулированные в краевой бюджет также делятся в пропорции: 75% остается в крае, 25% перечисляется в бюджет Федерации.

Список  использованной литературы.

 
  1. Земельный кодекс Российской Федерации / в ред. ФЗ от 30.12.2008г. г. №311-Ф3
  2. Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 г. №1738-1 (в ред. от 26.06.2007 г.)
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.05.2008 г. №66-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
  4. Литвинцева А.А. Пути повышения эффективности взимания земельных платежей в бюджетную систему Российской Федерации / Финансы и кредит. 2006. - №33(237). - с. 35 – 41152
  5. Демина, М.П. Рентный подход к оценке земельных ресурсов // Вестник Иркутского регионального отделения академии наук высшей школы России. 2008. - №1(18), Иркутск с. 22-24
  6. Астафьева, Е.В., Саакян Р.А. Налоговые поступления: краткосрочное прогнозирование на основе эконометрических моделей // Налоговая политика и практика. 2007. - №4(52). - с. 22 — 25
  7. Антология экономической классики / Предисловие И. А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993. - 475 с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.1 / в ред. ФЗ от 26.11.2008г. № 224-ФЗ, 42 / в ред. ФЗ от 30.12.2008г. №323-Ф3
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель»
 
  1. А.П. Оверчук, Н.П. Фомин В.З. Вопросы оценки земли. Приложение к журналу «Имущественные отношения в РФ», 2003
  2. Будагов И.В Земельная рента: механизм образования, распределения и изъятия :На примере агропромышленного комплекса г. Краснодара.2006г. с. 134
  3. Николайчук Ольга Алексеевна. Современные аграрные отношения и проблема земельной ренты : Дис. ... д-ра экон. наук Санкт-Петербург, 2003 300 c. РГБ ОД, 71:05-8/14
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. II, стр. 163.

  • Динамика  ВВП и рентных  доходов в России в 2003-2008 гг., трлн. руб.
  •  
    Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008
    ВВП 13,2 17,04 21,63 26,88 32,99 41,6
    Рентные доходы 9,24 12,0 17,8 19,1 20,15 27,12
     
     
    Место

    в рейтинге

    Страны 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 ВВП на душу населения Годовые темпы роста, %
    1975-2005 1990-2005
    2 Норвегия 0,870 0,889 0,900 0,913 0,938 0,958 0,968 2,6 2,7
    12 США 0,870 0,890 0,904 0,919 0,931 0,942 0,951 2,0 2,1
    33 Кувейт 0,771 0,789 0,794   0,826 0,855 0,891 -0,5 0,6
    39 ОАЭ 0,734 0,769 0,790 0,816 0,825 0,837 0,863 2,6 -0,9
    40 Чили 0,708 0,743 0,761 0,768 0,819 0,845 0,867 3,9 3,8
    41 Бахрейн   0,747 0,783 0,808 0,834 0,846 0,866 1,5 2,3
    58 Оман 0,487 0,547 0,641 0,697 0,741 0,779 0,814 2,4 1,8
    61 Саудовская  Аравия 0,611 0,666 0,684 0,717 0,748 0,788 0,812 -2,0 0,1
    67 Российская  Федерация       0,815 0,771 0,782 0,802 -0,7 -0,1
     
     
     
     

    Алгоритм  определения земельной  ренты 
     

     

     

    Информация о работе Земельная рента