Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
В Федеральном законе «О местном самоуправлении», городам России предоставлены значительные права в распоряжении и использовании земельно-имущественным комплексом поселений, финансовыми потоками, налоговыми поступлениями. Важнейшим источником пополнения бюджетов органов власти местного самоуправления являются земельные платежи в виде земельного налога и арендной платы за использование городских земель. Существующая система налогообложения принималась в 1991 году в условиях перехода от государственных методов и рычагов управления экономикой к рыночным. В основу этой системы положены административные методы регулирования земельных отношений.
Введение_____________________________________________________2
Глава 1. Земельная рента как экономическая категория
История возникновения и развития земельной ренты ___________________________________________________________4
1.2. Экономическое содержание земельной ренты___________________________________________________________8
Глава 2. Анализ влияния земельной ренты на формирование доходов бюджета
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания земельной ренты в РФ_____________________________________________________________9
2.2.Порядок изъятия и перераспределения земельной ренты .
Совершенствование экономического механизма перераспределения земельной ренты _______________________________________________________________15
2.3 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц _______________________________________________________________25
Заключение____________________________________________________27
Список использованной литературы_______________
1. В экономической
литературе существует
• в гражданском и земельном кодексах
закрепить положение и формулировку категории
земельная рента: Земельная рента - это
экономические отношения по поводу величины
характеризующей размер дохода от использования
земельных ресурсов и обусловленного
совокупностью трех природных факторов
- местоположения, технологических свойств,
плодородия;
• в налоговый кодекс внести поправку,
что земельная рента является базой для
налогообложения и исчисления всех видов
платежей за недвижимость. Индексация
ставок земельных платежей производится
один раз в пять лет после проведения кадастровой
оценки земель, и ее величина устанавливается
в процентном отношении.
2. С целью увеличения
размеров рентного дохода предложен ряд
мероприятий по совершенствованию факторов
рентообразования:
• изъятие земель сельскохозяйственного
назначения должно производиться в исключительных
случаях, после научного анализа наиболее
эффективного варианта использования
земель;
• рентный доход по местоположению приносят
хозяйства расположенные в пределах среднеэквивалентного
расстояния в 20 км .
3. В хозяйственной
практике применяются различные способы
определения размеров ставок земельной
ренты:
• предложено считать, что абсолютный
рентный доход - это нормативная величина
устанавливающая минимальный уровень
дохода с единицы площади вне зависимости
от его характеристик и равная 1% от рентного
дохода со средних земель.
4. Установлен ряд
закономерностей отражающих процессы
рентообразования, изъятия и перераспределения
земельной ренты:
• увеличение балла бонитета на 1 балл
ведет к увеличению размера рентного дохода
по плодородию в среднем на 36 рублей ежегодно;
установлена зависимость рентного дохода
по плодородию от затрат на использование
земель, которая показывает, что на землях
с баллом бонитета до 91 единицы уровень
затрат выше уровня возможного рентного
дохода. После указанного порога при сохранении
динамики вложений в использование земель
уровень ренты превышает уровень затрат.
Движение предельного порога обусловлено
изменением вносимых дополнительных затрат
в земли разного качества;
• на графике зависимости уровня рентного
дохода от объема валовой продукции можно
выделить три характерные взаимосвязи
между указанными величинами. В 1996, 1997
году уровень объема валовой продукции
выше рентного дохода, в 1998 году рентный
доход выше объема валовой продукции.
В 1999 и 2002 годах
уровни рентного дохода и объема валовой
продукции пересекаются;
• результаты полученные в корреляционной
матрице показывают, что между всеми перечисленными
факторами наблюдается тесная зависимость;
• график рентного дохода по плодородию
показывает следующие характерные особенности.
Чем выше балл бонитета и ниже индекс технологических
свойств тем больше расхождение в уровне
рентного дохода;
• на графике зависимости рентного дохода
от уровня оценочных затрат прослеживается
следующая тенденция. Чем выше уровень
затрат на использование земель тем ниже
уровень рентного дохода (1997 год) и наоборот
• хозяйства расположенные на одинаковом
эквивалентном расстоянии от муниципального
образования, но с разными баллами бонитета
будут иметь различный рентный доход.
При одинаковом эквивалентном расстоянии,
увеличение балла бонитета на один балл
дает уменьшение рентного дохода на 0,57
руб/га;
• чем выше балл бонитета тем ниже рентный
доход.
5. На основании
проведенных расчетов рентного дохода
можно сделать следующие выводы о схемах
налогообложения:
• кадастровая оценка учитывает состояние
отдельно взятого объекта в отличии от
схемы «средние ставки», где основой для
расчетов служат данные приведенные в
федеральном и краевом законах о плате
за землю.
• в схеме «средние ставки» факторы рентообразования
представлены в виде коэффициентов дифференциации,
тогда как в кадастровой оценке факторы
рентообразования непосредственно применяются
для расчета стоимости.
• дифференцированные ставки ежегодно
индексируются, что негативно отражается
на товаропроизводителях,
6. Анализ полученных расчетных данных
рентного дохода и размеров поступления
земельных платежей в бюджет города позволяет
сделать ряд предложений:
• процент изымаемой ренты в бюджет при
схеме «кадастровая оценка» ниже, чем
при схеме «средние ставки» 3,3% против
5,15%, но увеличение размера изымаемой ренты
связана с индексацией ставок земельного
налога.
Величина налогообложения
привязанная к величине кадастровой оценки
дает возможность на устойчивость финансовой
системы и возможности землевладельцу
прогнозировать поступление и распределения
земельных платежей;
• индексация ставок земельного налога
не приводит к ожидаемым результатам.
Увеличение ставок земельного налога
в 2 раза в 2002 году привело к уменьшение
поступления объемов платежей, а увеличение
ставок земельного налога в 1.8 раза в 2003
фактически увеличило поступление земельного
налога.
Сохранение же
ставок арендной платы на одном уровне
дает стабильное увеличение рентных
платежей в бюджет муниципального образования.
Такая неравномерная динамика отрицательно
влияет на состояние городских
7. На основании
проведенных исследований предложены
следующие мероприятия по совершенствованию
изъятия и распределения земельной ренты:
• «привязать» ставки земельного налога,
арендной платы, нормативной цены к размеру
- 1% от кадастровой стоимости земель (по
материалам кадастровой оценки земель
2001 года);
• каждое муниципальное образование оставляет
у себя 75% собранных сумм земельных платежей,
остальные 25% передается в краевой бюджет.
Все земельные платежи аккумулированные
в краевой бюджет также делятся в пропорции:
75% остается в крае, 25% перечисляется в
бюджет Федерации.
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
ВВП | 13,2 | 17,04 | 21,63 | 26,88 | 32,99 | 41,6 |
Рентные доходы | 9,24 | 12,0 | 17,8 | 19,1 | 20,15 | 27,12 |
Место
в рейтинге |
Страны | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | ВВП на душу населения Годовые темпы роста, % | |
1975-2005 | 1990-2005 | |||||||||
2 | Норвегия | 0,870 | 0,889 | 0,900 | 0,913 | 0,938 | 0,958 | 0,968 | 2,6 | 2,7 |
12 | США | 0,870 | 0,890 | 0,904 | 0,919 | 0,931 | 0,942 | 0,951 | 2,0 | 2,1 |
33 | Кувейт | 0,771 | 0,789 | 0,794 | 0,826 | 0,855 | 0,891 | -0,5 | 0,6 | |
39 | ОАЭ | 0,734 | 0,769 | 0,790 | 0,816 | 0,825 | 0,837 | 0,863 | 2,6 | -0,9 |
40 | Чили | 0,708 | 0,743 | 0,761 | 0,768 | 0,819 | 0,845 | 0,867 | 3,9 | 3,8 |
41 | Бахрейн | 0,747 | 0,783 | 0,808 | 0,834 | 0,846 | 0,866 | 1,5 | 2,3 | |
58 | Оман | 0,487 | 0,547 | 0,641 | 0,697 | 0,741 | 0,779 | 0,814 | 2,4 | 1,8 |
61 | Саудовская Аравия | 0,611 | 0,666 | 0,684 | 0,717 | 0,748 | 0,788 | 0,812 | -2,0 | 0,1 |
67 | Российская Федерация | 0,815 | 0,771 | 0,782 | 0,802 | -0,7 | -0,1 |
Алгоритм
определения земельной
ренты