Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
В Федеральном законе «О местном самоуправлении», городам России предоставлены значительные права в распоряжении и использовании земельно-имущественным комплексом поселений, финансовыми потоками, налоговыми поступлениями. Важнейшим источником пополнения бюджетов органов власти местного самоуправления являются земельные платежи в виде земельного налога и арендной платы за использование городских земель. Существующая система налогообложения принималась в 1991 году в условиях перехода от государственных методов и рычагов управления экономикой к рыночным. В основу этой системы положены административные методы регулирования земельных отношений.
Введение_____________________________________________________2
Глава 1. Земельная рента как экономическая категория
История возникновения и развития земельной ренты ___________________________________________________________4
1.2. Экономическое содержание земельной ренты___________________________________________________________8
Глава 2. Анализ влияния земельной ренты на формирование доходов бюджета
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания земельной ренты в РФ_____________________________________________________________9
2.2.Порядок изъятия и перераспределения земельной ренты .
Совершенствование экономического механизма перераспределения земельной ренты _______________________________________________________________15
2.3 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц _______________________________________________________________25
Заключение____________________________________________________27
Список использованной литературы_______________
Налоговой
базой признается сопоставимая по кадастровой
стоимости площадь сельскохозяйственных
угодий. Определение налоговой ставки
ЕСХН с точки зрения арифметических расчетов
не представляет сложности. Поскольку
налоговым периодом признается квартал,
то для определения налоговой ставки закон
(ст. 346) предписывает делить квартальную
величину налогов и сборов, подлежащих
уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями
в бюджеты всех уровней в соответствии
с общим режимом налогообложения за предшествующий
календарный год. Изменить рассчитанную
таким образом ставку законодатели могут
для отдельных налогоплательщиков только
в пределах 25%.15 Сумма налога исчисляется
налогоплательщиком как произведение
налоговой ставки и налоговой базы. На
данном этапе решение справедливо и вызвано
тем, что в современных условиях нужны
методы расчета налоговой ставки ЕСХН
в условиях спада и убыточности сельскохозяйственного
производства и сохраняющегося диспаритета
цен. В странах с развитой рыночной экономикой
земельный налог стал существенным источником
пополнения государственных и местных
бюджетов, достигая в отдельных случаях
более 40% от их доходной части. Как правило,
от цены земли он составляет 1,5–2%. Как
известно, существует 2 подхода для определения
экономической оценки земли: 1)на основе
рентного дохода; 2) на основе совокупного
дохода. При выработке современной методики
определения кадастровой стоимости земли
в России за основу был взят первый подход.
Но выше нами показано, что в современных
условиях он недостаточен, так как налоговая
система, основанная на нем, приведет к
еще более пагубным последствиям в аграрной
сфере экономики. Следовательно, необходимо
совершенствовать ЕСХН путем совмещения
двух выше названных подходов. Величина
кадастровой стоимости на основе возможного
расчетного рентного дохода может быть
использована для установления цен земельных
участков и реально полученной прибыли,
но не может служить единственной базой
для определения величины ЕСХН.
2.2 Порядок изъятия земельной ренты. Совершенствование экономического механизма перераспределения земельной ренты.
Извлечение земельной ренты представляло болезненную тему, поскольку затрагивала интересы всех слоёв общества. Классики экономической теории писали, что первопричина многих экономических проблем кроется в земельном рынке, то есть в способе, какими делится или не делится доход от земли между людьми.
По их мнению рентный доход, быстро возрастает в силу естественного хода событий и прогресса общества. Не изъятый налогообложением становится источником богатства даже во сне, без труда, без риска и без затрат.
А. Смит писал: «
раз рента создается трудом природы,
она по справедливости должна принадлежать
обществу, а не владельцам земли, изыматься
в доход государства и
Подобный подход уже принимается в ряде стран: Норвегия(создан так называемый фонд «Будущих поколений», в который перечисляются определенные суммы за использование природных ресурсов), штат Аляска(США).
Можно выделить три уровня на которых развертывается борьба за ренту.
Основные проблемы извлечения ренты можно представить следующими направлениями:
Исходя из вышеизложенных теоретических положений можно заключить , что основной целью земельной политики органов местного самоуправления в поселениях является рациональное и эффективное использование земель и прочно связанной с ней недвижимостью.
Под рациональным
и эффективным использованием
земель и недвижимости
Действующая в
настоящее время система
Начиная с 1995 года Правительство России ежегодно индексирует ставки налога и арендной платы. Индексация ставок земельного налога и арендной платы носила в основном антиинфляционный характер и не была связана с рыночными ценами. Несмотря на собираемые суммы (свыше 3 трлн. руб.) не удалось достичь желаемого результата, как в фискальной так и в части регулирования земельных отношений. Основная причина такого положения- низкий уровень налога и огромное число льготников. Так или иначе в Москве взымается налог с 20% земель.
А.П. Оверчук и Н.П. Фомин16 в своей работе отмечают, что действующий земельный налог не побуждает собственника земельного налога к более рациональному и эффективному использованию. Практика ежегодных индексаций исчерпала себя. Прирост земельных платежей в 2000-2001 годах составила 112%. Однако индексация 2002 года не привела к желаемому результату. Фактическое поступление земельных платеже составила 77%. Этот свидетельствует о том что решение об уровне налогообложения не могут приниматься без учета состояния экономики страны. Другой причиной реформирования системы налогообложения земельной ренты авторы отмечают неравномерное распределение налогового бремени ( отношение земельного налога и арендной платы к нормативной цене земли.
В 1989 году в стране была выполнена оценка земель по земельно-оценочным районам с учетом продуктивности и доходности земель. На основании полученных расчетных данных определены средние ставки земельного налога. В понятие «доходность» вкладывалось понятие рентной части дохода с земель , но земельно-оценочный район это огромнейший участок территории региона.
Поэтому говорить о размере ренты можно говорить приближенно, поскольку полученная сумма не отражает особенностей отдельных частей района. Такой подход был обоснован для переходной экономики. Далее полученные ставки, для не сельскохозяйственных земель дифференцировались местоположению и градостроительной ценности. На основании коэффициента дифференциации получались дифференцированные ставки, которые ежегодно индексировались17
В сложившихся экономических условиях Россия, с начала нынешнего века ведется глубокий спор о методах учета и изъятия земельной ренты. Отечественные ученые выделяют два метода учета земельной ренты.
Для обоих методов следует отметить общий недостаток. Эти методы не отражают той доли, которая связана с разнокачественностью земель, организаторской деятельностью хозяйств.
Существующее распределение земельной ренты также можно представить двумя методами:
Региональный закон « О плате за землю» 19, Федеральные нормативные акты о бюджете страны и индексации ставок земельных платежей установлены следующие пропорции разделения собираемых земельных платежей в федеральный бюджет 30%(платежи от сельскохозяйсвенных земель 50%), в региональный бюджет- 20(от с/х земель -10%), в бюджет местного самоуправления. Собранные суммы используются для следующих целей и в следующих пропорциях. Для регионального бюджета:
Для федерального бюджета :
Совершенствование
методов распределения
Профессором Будаговым А.Г. предлагается следующая схема:
Каждое муниципальное образование оставляет у себя 75% собранных сумм земельных платежей, оставшуюся сумму в региональный бюджет.
Все земельные платежи аккумулируемые в региональном бюджете делятся в пропорции 75%-остаётся в регионе, а 25 % направляются в федеральный бюджет.
Использование собранных денежных средств предусматривается в следующем виде:
Бюджет МО:
Региональный бюджет:
Федеральный бюджет:
Однако
возникает вопрос, а каким должен
быть максимальный размер
По мнению профессора А. Будагова20 подобное распределение недопустимо поскольку значительная сумма земельных платежей уходит из региона непосредственного сбора.
Следует отметить единственное проявление дифференциальной ренты и это вложение денежных средств, в создание улучшений земельных участков, в инженерное обустройство территорий.
Определение одного из особых свойств земли гласит, что земля является пространственным базисом для бытия человека. В условиях рыночной экономики земля при умелом использовании может служить базисом для финансовой стороны города, его финансовой самодостаточности и независимости. Основой формирования финансовой системы являются земельные платежи , а точнее использование земельной ренты для общественных целей.