Заработная плата. Общая характеристика рынка труда.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретический анализ экономической сущности рынка труда оценить особенности его формирования и стабильного функционирования в сегодняшней России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- охарактеризовать сущность, структура и особенности ценообразования в условиях несовершенной конкуренции на рынке труда.
- выявить принципы государственного регулирования социально-трудовых отношений;
- определить тенденции развития рынка труда в России;
- охарактеризовать заработную плату: сущность, виды и функции.
В рамках системного подхода к анализу данной проблемы были использованы общенаучные и экономические методы: восхождение от абстрактного к конкретному, научной абстракции, категориального и сравнительного анализа.
Эмпирическую базу курсовой работы составили нормативные акты РФ, учебные пособия, статьи из периодической печати по данной теме.

Оглавление

Глава 1. Заработная плата. Общая характеристика рынка труда.
1.1 Заработная плата: сущность, виды и функции.
1.2 Рынок труда: структура и особенности ценообразования в условиях несовершенной конкуренции.
Глава 2. Состояние рынка труда в России.
2.1 Принципы государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.2 Тенденции развития рынка труда в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Столкновения  между предпринимателями и профсоюзами временами могут носить ожесточенный характер. Забастовочная борьба иногда достигает столь большого накала, что может даже парализовать всю экономическую жизнь. Не случайно, поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. В результате образуется своего рода «треугольник». В нем взаимодействуют союзы предпринимателей, профсоюзы и государство, которое тем самым регулирует многие стороны трудовых отношений и оплату труда.8

Опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что в последние десятилетия произошли необычайно глубокие количественные и качественные перемены на рынке труда. В новой экономике задействован более сложный труд, и поэтому возникла большая потребность в высококвалифицированных кадрах, имеющих несколько высших образований. Но тем не менее на рынке труда свою силу проявляет и монополия: работодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Не случайно, поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. 

2.1 Принципы государственного  регулирования социально-трудовыхотношений.

Мировая практика показывает, что регулирование  социально-трудовых отношений развивается  в основном по двум направлениям: государственное (законодательное) регулирование; коллективно-договорное регулирование, основанное на принципах социального партнерства.

Рассмотрим  некоторые наиболее острые проблемы коллективно-договорного регулирования  социально-трудовых отношений, характеризующегося достаточно динамичным развитием в современной России.

Новый этап в развитии механизма социального  партнерства в России связывается  обычно с началом реформирования экономики в 90-х гг. прошлого века. В конце 1991 — начале 1992 гг. прошли консультации представителей профсоюзных объединений (ФНПР, Соцпроф и др.), объединений работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов и др.), Правительства РФ по вопросу регулирования социальных отношений в условиях начинающихся реформ.

В ноябре 1991 г. вышел Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соответствии с постановлением Правительства  и Указом Президента в 1992 г. начала работать Российская трехстороння комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, действующая по сей день.

Современное российское законодательство, непосредственно  связанное с регулированием социально-трудовых отношений, с социальным партнерством, на федеральном уровне включает следующие  правовые акты: Трудовой кодекс РФ, федеральные  законы: «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 г.), «Об общественных объединениях» (19 мая 1995г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (23 ноября 1995г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996г.), «О некоммерческих организациях» (12 января 1996г.), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (24 октября 1997г.), «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1 мая1999 г.), «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (23 июня 1999г.), «Об объединении работодателей» (27 ноября 2002 г.) и др.

В сложившейся  к настоящему времени российской модели социального партнерства  основными элементами системы коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых отношений являются:

  • совокупность постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
  • совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
  • соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

Эффективность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений зависит от всех элементов системы. Однако ключевая роль принадлежит коллективным договорам и соглашениям социального партнерства различных уровней. По Трудовому кодексу РФ могут заключаться:

  • Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
  • Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.
  • Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
  • Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
  • Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
  • Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.
  • Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Соглашения  по договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, могут  быть двусторонними и трехсторонними.

  • Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Перечисленные виды соглашений и договоров представляют звенья одной иерархической системы, в которой положения соглашений более высокого уровня должны иметь  приоритет при заключении соглашений и договоров на низших ступенях. В связи с этим Генеральное соглашение, определяющее самые общие проблемы взаимоотношений работников в лице профсоюзов и работодателей, должно предшествовать заключению отраслевых и региональных соглашений. Последние, в свою очередь, отражая вполне конкретные условия найма, оплаты труда и увольнения, содержат набор минимальных гарантий, конкретизируемый затем на уровнях территории, отрасли, предприятия.

Важнейшим принципом регулирования трудовых отношений является соблюдение гарантий, сформулированных в Генеральном соглашении. Недопустимо, чтобы какое-либо соглашение содержало положения, ставящие работников в худшие условия, чем это предусмотрено Генеральным соглашением и действующим законодательством. Вместе с тем необходимо, чтобы в соглашениях, заключаемых на низших ступенях, фиксировалось по возможности улучшение этих условий.

Практика  показывает, что основные вопросы, на решение которых направлены обязательства  партнеров, независимо от типа соглашения или договора, могут быть систематизированы в соответствии со следующим рубрикатором:

  • оплата труда
  • занятость работников
  • рабочее время и время отдыха
  • охрана труда
  • социальные гарантии, льготы и пенсии

Учитывая  разнородность включаемых в коллективные договоры и соглашения обязательств, внутри каждой рубрики могут быть выделены 3 основных типа показателей:

I — количественные, т. е. те, которые выражаются конкретными абсолютными и относительными величинами;

II — условно качественные, т. е. те, которые не могут быть выражены количественно, но, тем не менее, характеризуют отдельные направления социально-трудовой политики, нацеленные на достижение конкретного результата.

В рамках данного типа могут быть выделены так называемые экспертно-справочные показатели, показывающие наличие (или отсутствие) в соглашении наиболее существенных мер, направленных на реализацию принятых обязательств, и информационно-аналитические, т. е. те, которые тем или иным образом могут охарактеризовать меры, направленные на реализацию принятых обязательств.

III — декларативные показатели, транслирующие действующее законодательство, либо имеющие расплывчатый, неконкретный характер.

При формировании содержания договоров и соглашений необходимо исходить из того, что главными принципами, на которых строится система социального партнерства, являются добровольность и согласие сторон. Следовательно, содержание соглашений социального партнерства и конкретные обязательства партнеров не могут быть жестко регламентированы и сведены к неким типовым формам. Напротив, чем разнообразнее будут взаимные обязательства партнеров, направленные на решение социальных проблем, тем полнее будут раскрываться возможности, заложенные в самой системе социального партнерства.

Вместе  с тем обязательства должны быть таковы, чтобы не «повисали» в воздухе в виде расплывчатых формулировок, а являлись формой реализации вполне конкретных направлений социально-экономической политики на предприятии, в отрасли, регионе. Соответственно, акцент должен быть сделан не на самих обязательствах, которые могут быть весьма разнообразны, а на тех проблемах социально-трудовых отношений, решение которых зависит от исполнения этих обязательств. 9

Опираясь  на выше сказанное, можно сделать  вывод, что самый главный принцип государственного регулирования социально-трудовыхотношений  - это наличие в договорах и соглашениях не пустых (декларативных) или воспроизводящих нормы действующего законодательства обязательств, а значащих обязательств.

2.2 Тенденции развития  рынка труда в  России.

Рынок труда постепенно оправляется после тяжелого кризиса 2008 года. Происходит медленное восстановление экономики страны, растет спрос на рабочую силу, который будет увеличиваться и в следующем году.

В качестве одной из тенденций 2010 года можно  отметить существенное уменьшение числа компаний, предлагающих полностью официальное трудоустройство и выплаты «белой» заработной платы. В первую очередь это связано с изменениями в законодательстве.

В связи  с  принятием закона «О страховых  взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования», многие компании в первую очередь изменили систему выплаты заработной платы, существенно сократив размер ее официальной части, которая указывается в трудовом договоре. Компании прибегают к различным схемам, позволяющим сократить расходы, что нередко приводит к потере квалифицированного персонала, так как независимо от ситуации на рынке квалифицированные специалисты всегда в цене и имеют выбор.

Также в 2010 году можно отметить относительную  стабилизацию рынка. Заметно возросла активность работодателей в реальном секторе. Так, по сравнению с 2009 годом, в 2010 году количество вакансий на рынке труда увеличилось в среднем на 40 %, а на одну вакансию в среднем приходится 5–7 соискателей, соответствующих требованиям работодателей, тогда как в пик кризиса на одну вакансию приходилось порядка 15–17 кандидатов. До оптимального соотношения спроса и предложения, конечно, еще далеко, но уже можно строить оптимистичные прогнозы скорого выравнивания ситуации на рынке труда.

Еще одна из тенденций 2010 года – изменение системы мотивации сотрудников. В силу обстоятельств компании были вынуждены решать два основных вопроса, связанных с персоналом: во-первых, как и чем удержать ценных сотрудников; во-вторых, как сократить расходы на персонал. В большинстве случаев эти вопросы были сняты путем увольнения менее ценных кадров и увеличении зарплаты более опытным и ценным сотрудникам за счет расширения  функциональных обязанностей последних.

При этом значительно увеличились запросы  работодателей на многофункциональных сотрудников с целью снизить расходы на персонал; теперь в первую очередь приглашают людей, способных решать задачи за двух, а в некоторых случаях и за трёх, специалистов. Утверждать, что рынок труда вышел из кризиса, конечно, еще рано. Но, безусловно, заметны и положительные тенденции. Уровень з/п, предлагаемый компаниями, постепенно возвращается к докризисным показателям и составляет порядка 70% от докризисных предложений. Увеличение открытых вакансий также подтверждает, что компании выходят из периода стагнации. Замороженные во время кризиса проекты возвращаются к жизни, что позволяет надеяться на дальнейшую стабилизацию рынка труда.

Технические специалисты и квалифицированные  инженеры также не испытывают сложностей при поиске работы, так как спрос на них достаточно высок.

Возрос  спрос и на сильных менеджеров по продажам. Среди наиболее востребованных специалистов в 2010 году можно также отметить HR-менеджеров с сильным опытом оптимизации кадровой политики.

Информация о работе Заработная плата. Общая характеристика рынка труда.