Влияние роста производительности труда на повышение эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования ОАО «РЖД»
Предмет исследования - производительность труда и эффективность производства.
Основные источники информации:
Учебник «Организация, нормирование и оплата труда на ж.д. транспорте;
Учебник «Экономика труда»;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. …….. 3
1. Факторы, влияющие на рост производительности труда……………. ... 5
1.1. Сущность и значение организации труда на
предприятии………………………………………………………………… 7
1.1.1. Возникновение и развитие научных направлений
в области организации труда………………………………………….. 7
1.1.2. Методологические основы организации труда………………………... 8
1.1.3. Задачи и основные направления совершенствования
организации труда……………………………………………………….. 9
1.1.4. Улучшение условий труда на железнодорожном транспорте…………. 10
1.1.5. Разработка и внедрение рациональных форм разделения
и кооперации труда; улучшение организации подбора,
подготовки и повышение квалификации кадров на ж.д. транспорте... 11
1.2. Нормирование труда………………………………………………………. 12
1.2.1. Сущность и методы нормирования труда……………………………... 12
1.2.2. Обоснование норм затрат труда……………………………………….. 15
1.2.3. Виды норм затрат труда………………………………………………… 16
1.3. Организация оплаты труда……………………………………………….. 17
2. Производительность труда и методы ее определения…………………... 20
3. Влияние роста производительности труда на повышение
эффективности производства……………………………………………… 25
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 99.61 Кб (Скачать)

Беседовала  Наталья Алексеева

«Гудок», 23.03.2009

В экономическом  аспекте трудовая мотивация должна обеспечить достойный уровень оплаты труда за счет сокращения численности  персонала при росте его производительности.

Мотивация труда, как и многие другие широко используемые экономические критерии, не имеют  однозначного толкования. С одной  стороны, это процесс воздействия  администрации на персонал с целью  повышения эффективности его  труда или формирования состояния  индивида в результате действия различных  факторов, а с другой – непосредственное состояние индивида по его отношению к работе. Отсюда следует, что мотивация – это процесс воздействия или состояние побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.

Многие исследователи  делали попытки формализировать  зависимости трудового поведения  или продуктивности труда работника, от каких – либо факторов. Наиболее известной является формула В. Врума, согласно которой поведение индивида, направленное на производительный труд, зависит от знаний, опыта и мотивации. В связи с этим представляет интерес весовая значимость каждого отдельного элемента. По выводам современных психологов, например А. Ревена, поведение работника, направленное на производительный труд, определяется в большей степени мотивацией, чем способностями, образованием и опытом.

Рассматривая  экономическую сторону явления  мотивации, специалисты анализируют  ее как фактор трудового поведения  индивида, которым можно управлять. Использование данных выводов позволяет сориентировать усилия  

на мотивации  как наиболее действенном факторе  роста результативности труда работника.

Для оценки современного уровня мотивации обратимся  к следующим данным. При снижении объема перевозок с 1991 до 2000 года на 40% и сокращении численности работников, непосредственно занятых на перевозках, на 12%  уровень производительности труда в целом по отрасли снизился примерно на 30%.

Пропорционально производительности труда упала  и внутренняя мотивация работников, оцениваемая как их состояние, выражающееся в трудовой отдаче.

С целью увеличения трудовой отдачи предлагается следующая  ситуационная модель повышения мотивации работников отрасли, обеспечивающая рост производительности труда за счет человеческого фактора (рис. 1)

 

Рисунок 1- Ситуационная модель роста трудовой мотивации 

2.Производительность труда и методы ее определения

 

 

Производительность  труда  - это отношение количества продукции, произведенной данной системой за данные период времени, к количеству ресурсов, потребленных для создания производства этой продукции за тот  же период.

Согласно  этому определению основную формулу  производительности можно представить  в следующем виде:

Производительность = .

Производительность  труда характеризует уровень  развития и степень использования  производительных сил. В современных  условиях только на основе неуклонного  роста производительности труда, возможно, достичь высоких темпов развития общественного производства, повысить его эффективность, добиться роста  материального благосостояния, улучшения  условий труда и жизни.

Рост  производительности труда способствует снижению себестоимости продукции. Закономерным является такое положение, когда вместе с повышением производительности труда достигается рост заработной платы, при  этом рост производительности труда должен быть опережающим.

- Мировой финансовый кризис, оказавший  существенное влияние на финансовый рынок, в настоящее время сказывается и на состоянии реального сектора экономики России. Падает спрос и товарооборот, как следствие – объем перевозок. В ноябре 2008 года погрузка на дороге снизилась на 6,5% к плану и на 22,9% к отчету прошлого года. В конце декабря объемы погрузки снижены на 32,6%. Снижение объемов грузооборота к уровню прошлого года составило 14,7%. Прогнозы января и первого квартала 2009 года – еще более неутешительные.

Не  буду говорить о причинах случившегося, но, по моему мнению, в нашей стране все это – последствия еще  и безудержного роста заработной платы, не подкрепленного ростом производительности труда. За соблюдением данного соотношения, прописанного во всех учебниках экономики, тщательно следила, пожалуй, только наша отрасль.

Что это значит? Промышленные предприятия  не дают реальных результатов, экономика  не развивается, потребительский рынок  не насыщается товарами российского  производства.

Работники не заинтересованы в более производительном труде: заработная плата и так растет. Более того, они теряют навыки и квалификацию. При этом с ростом заработной платы растут потребности. Мы привыкли жить в долг, не задумываясь, сможем ли его отдать. Так можно сказать и об отдельном взятом человеке, и о многих промышленных предприятиях, которые с помощью кредитов повышали заработную плату, наращивали штат, накладные расходы, не особо заботясь о производительности труда, интенсификации и механизации производственных процессов. Именно поэтому последствия кризиса в нашей стране такие тяжелые.

Начальник отдела организации и оплаты труда  А.В. Тихомиров

Беседовала  Марина Галкина

Волжская  магистраль 16-22 января 2009 года №1 (9854)

Велика  роль повышения производительности  труда на железнодорожном транспорте. Рост производительности труда железнодорожников  на 1% означает возможность дополнительно  за год освоить около 30 млрд. т. км при снижении себестоимости перевозок на 0,3% и экономию годовых эксплуатационных расходов более чем на 25 млн. руб.

Рост  производительности труда на железных дорогах обуславливает снижение себестоимости продукции промышленности и сельского хозяйства в пунктах  их потребления и повышение производительности общественного труда в масштабе всей страны.

Уровень производительности труда определяют количеством продукции, приходящейся на одного работника в единицу времени (год, квартал, месяц и др.)

При производстве продукции затрачивается  труд живой и прошлый, овеществлен6ный  в средствах производства, необходимых  на изготовление этого продукта. Повышение  производительности труда означает, что на единицу продукции уменьшается  сумма живого и овеществленного  труда, но, как правило, доля живого труда уменьшается в большей  степени.

Действующие показатели производительности труда  на уровне железных дорог, отделений, структурных  единиц учитывают лишь затраты живого труда. Поэтому в этих случаях  уровень производительности труда  характеризует выработку. Между  тем действительная производительность труда определяется и с учетом труда, овеществленного в израсходованных  средствах производства, т.е. по совокупным затратам труда.

В зависимости от способов измерения  продукции существует три метода определения производительности труда: натуральный, стоимостной, трудовой.

При натуральном методе производительность труда измеряют натуральными показателями, (штуками, тоннами, метрами и т.д.). Этот метод в наибольшей мере соответствует определению уровня  производительности труда, так как при нем определяется размер конкретных потребительных стоимостей, вырабатываемых в единицу рабочего времени. Этот метод прост, нагляден и точен. Но может он применяться лишь в условиях выработки одного вида продукции. Разновидностью натурального метода является условно- натуральный, когда все виды продукции приводят к одному через соответствующие переводные коэффициенты. Условно – натуральный способ применяют на железнодорожном транспорте для определения средней выработки работников сети, дорог, отделения дороги, локомотивного депо и других групп работников.

Рост  производительности труда по сравнению  с планом, определяют по формуле.

I=/100%                                                            (1)

где  Потч и Ппл – соответственно с индексами 1,2,…n – производительность труда по отчету и плану по отдельным видам продукции в соответствующих измерителях.

а1, а2,…, аn – доля штата, занятого выполнении указанных видов продукции, в общей численности контингента.

  При стоимостном методе производительность труда измеряют в денежном выражении. Этот метод применим для любых предприятий. Производительность труда рассчитывают по объем валовой (стоимость готовой продукции и незавершенного производства), товарной (без учета незавершенного производства), нормативно - чистой продукции (учитывается заработная плата и прибыль) или по себестоимости. Недостатками стоимостного метода являются возможное изменение уровня производительности труда в результате ассортиментных сдвигов продукции, неточность определения цены, повторность учета продукции в смежных предприятиях при их специализации и кооперировании. На железнодорожном транспорте этот метод применяют на строительных работах, капитальном ремонте основных средств.

Трудовой  метод заключается в учете  объема продукции в трудовых показателях  – нормо-часах, человеко-часах, человеко-днях и.т.д. Этот метод является универсальным, но требует разработки норм трудоемкости вырабатываемой продукции. Его основным недостатком  является  то,  что  неполностью  учитывается  влияние на трудоемкость внедрения новой техники и технологии. Трудовой метод применяют на железнодорожном транспорте при определении  выработки рабочих, занятых ремонтом подвижного состава.

При определении производительности труда  в единицах натуральной продукции  на железнодорожном транспорте очень  важно правильно выбирать продукцию  и ее измерение для различных  ее подразделений.

Продукция транспорта является перемещение грузов и пассажиров, величину, которой  принято измерять единым условно-натуральным  показателем – приведенными тонно–километрами. В соответствии с этим производительность труда на перевозках в целом по железнодорожному транспорту и железным дорогам измеряется количеством  приведенных тонно-километров (сумма  тарифных тонно-километров и пассажиро-километров), приходящихся на одного работника эксплуатационного  контингента за соответствующий  период времени, т.е.

 

П т =,                                                                                                (2)

 

где   - тонно-километры;

          – пассажиро-километры;

          - численность работников эксплуатационного штата.

При анализе результатов деятельности железных дорог и их отделений  по перевозкам, выявлении потерь и  неиспользованных резервов роста производительности труда целесообразно вести расчеты  производительности труда раздельно  по грузовым и пассажирским перевозкам. Производительность труда на грузовых перевозках в 2,9 раза выше, чем на пассажирских, что объясняется различием в трудоемкости перевозки грузов и пассажиров.

Трудоемкость  – величина, обратная производительности труда и выработке, она показывает, сколько затрачено труда на единицу  продукции, т.е.

 

R= .                                                                                                  (3)

 

Трудоемкость  измеряется в человеко-часах или человеко-днях.

Например  трудоемкость текущего ремонта локомотивов  определяется  затратой человеко-часов, а текущего содержания пути – количеством  человек на 1 км пути.

3. Влияние роста производительности труда на повышение эффективности производства

Эффективность производства характеризуется рядом  стоимостных и натуральных показателей. Главнейшими из них являются: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность и приведенные затраты. Между этими показателями и производительностью труда существует определенная зависимость.

Чем выше производительность труда, тем  при прочих равных условиях выше фондоотдача  и рентабельность. В  тоже  время  рост производительности труда обеспечивается при условии увеличения как фоновооруженности, так и фондоотдачи, так как  их произведение и определяет производительность труда.

 

Пт= Фв Фо =,                                                                       (4)

 

где  Фв= – фрндовооруженность;

        Фо= - фондоотдача;

        - среднегодовая стоимость производственных основных фондов и               нормируемых оборотных средств.

  С другой стороны, фондоотдача  растет только в том случае, если темпы роста производительности  труда опережают прирост фондовооруженности.

 

Фо = =                                                                          (5)

 

Следовательно, эффективность использования производственных фондов прежде всего зависит от уровня производительности труда.

Информация о работе Влияние роста производительности труда на повышение эффективности производства