Виды рынков и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:26, реферат

Краткое описание

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………............................................................…............16

Файлы: 1 файл

Реферат - Виды рынков и их характеристики.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

    После освещения теоретической части работы было проведено исследование непосредственно каждой модели рынка. Рассмотрена модель чистой (совершенной) конкуренции и было выявлено, что при помощи основного рыночного инструмента – конкуренции можно с легкостью и главное с выгодой как для потребителя так и для производителя управлять рыночной ценой. Для моделей несовершенной конкуренции было выведено множество характеристик, которые со всех сторон раскрыли сущность и позволили сделать определённый вывод по поводу результатов деятельности рынка такого типа. Как было показано, чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так сказать "государства в государстве". В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

      При рыночной экономике существует выбор  между экономическими моделями рынка  государства. Все модели разнообразны и трудно выделить из всего списка одну лучшую, положительную, так как  все они имеют как и достоинства, так и недостатки.

      Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет  весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой  следует использовать понятия "доход" и "издержки". Совершенная конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.

      Существование разнообразных входных барьеров есть источник монопольной власти. Монопольная (рыночная) власть состоит в способности фирмы влиять на рыночную цену. Конкурентная фирма лишена рыночной власти. Чистый монополист имеет абсолютную рыночную власть.

      Проблемы, связанные с развитием различных  форм конкуренции неоднозначны, так  как реальная жизнь очень динамична  и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

        Решающую роль в создании на  рынке благоприятной конкурентной  среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

    Актуальность  этой темы никогда не угаснет. Люди всегда будут стремиться создать  способы зарабатывать при наименьших затратах, используя при этой основные, базисные модели рынка.

 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    Книги 

  1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: ИНФРА - М, 2003. – 122с.
  2. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Учебник – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 445с.
  3. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2002. – 848 с.
  4. Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: Инфра-М, 2000. – 716с.
  5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов - М.: НОРМА, 2002. — 572 с.
  6. Смит А.  Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Изд – во Эксмо, 2007. –960с.
 

    Электронные ресурсы 

  1. Радаев  В.В. Что такое конкуренция? // Электронный журнал «Экономическая социология». – 2003  – № 2 //http://www.ecsoc.msses.ru
  2. Современный экономический словарь - http://vocable.ru
  3. Титков А. Тема 8, 9 // Электронный курс лекций Экономической Теории - http://referat.students.ru
  4. Федеральный образовательный портал - http://www.auditorium.ru
  5. Электронная энциклопедия «Википедия» - http://ru.wikipedia.org/wiki/Рынок

Информация о работе Виды рынков и их характеристики