Виды рынков и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:26, реферат

Краткое описание

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………............................................................…............16

Файлы: 1 файл

Реферат - Виды рынков и их характеристики.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

         Нуреев Р. М. дает узкое понятие рынка как института, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок"10.

    На  заре цивилизации, с первого общественного  разделения труда - отделения пастушеских  племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности.

    Важнейшими  условиями возникновения рынка являются разделение труда и специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную(автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую(прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку.

    Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

    Причиной  формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

    В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

    Кроме того, причина становления рынка  кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

    Иначе говоря, рынок – это экономические  отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов. Так же Райзберг Б.А. 11 считает, что в самой универсальной и широкой трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».

      Объединяя всё выше сказанное образуется мнение, что  рынок – совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Будучи одним из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выступает господствующим и определяющим способом связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. Механизм рынка информирует товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, определяет общественную полезность их продуктов, указывает направление и характер изменения производственной программы.

    1.2 Функции рыночного  механизма.

 

      Проблема  регулирования рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено  внутренней логикой его развития. С одной стороны, действие законов рынка, подробно описанных в трудах Валового Д.В.12, повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А.13, рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.). Понимание рыночных механизмов в целом даёт возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Исходя из этих соображений Райзберг Б.А. в «Курсе экономики», Титков А. в «Курсе лекций Экономической Теории», Валовой Д.В.в «Рыночной экономике. Возникновение, эволюция и сущность.» изучают функции рынка.

    Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

    Современный высокоразвитый рынок оказывает  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя следующие  основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах Титкова А. 14:

  1. Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
  2. Ценообразующая функция. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складывается свободная  цена на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
  3. Стимулирующая функция. Осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  4. Информирующая функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" о состоянии экономики. Через разброс цен, через их падение и рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д.. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  5. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  6. Оздоравливающая (санирующая) функция. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.
  7. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

        Итак, функции рынка неразрывно связаны с самим рынком и направлены на наиболее эффективное функционирование системы. Так же необходимо отметить, что  рынок – это тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, существующий в тех общественно-экономических формациях, где имеются товарно-денежные отношения. Различность определений подтверждает отношение рынка ни к одной, а к многим сферам хозяйственной деятельности человека, в которых он принимает определённые, свойственные сфере, черты.   

2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

    Так как единое понятие «рынок» подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками, целесообразно рассмотреть разновидности рынка по организационному признаку.

     В данной главе мы дадим детальное  описание и проведем анализ основных классических моделей рынка, определим их роль в экономике и обозначим их основные функции.

    2.1 Рынок совершенной конкуренции

 

    Конкурентность  рынка – очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей.  Конкурентность определяется тем, в какой степени участники рынка могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок.

    Таким образом, в условиях чистой конкуренции  существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль.

    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция, по А. Смиту15 , поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

    Совершенная конкуренция , по Райзбергу Б.А. 16 , рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

    Совершенная, свободная или чистая конкуренция, в электронной энцинклопедии «Википедия»17, — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

    Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства,  тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен  и  объемов предложения  товаров  на  рынке.  Это  конкуренция  между   производителями. Аналогично    определяется    конкуренция    между     потребителями     как взаимоотношения по  поводу  формирования  цен  и  объема  спроса  на  рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной  борьбе,  является  стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок  и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба  -  это  динамический (ускоряющий  движение  )  процесс.  Он  служит  лучшему обеспечению   рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество  изделий,  цену,  сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок  и  платежей,  информацию  через рекламу.

    Рыночную  структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик, которые даны в работах Райзберга Б.А.18:

  1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, должна составлять менее 1 %,таким образом конкурентные фирмы не смогут воздействовать на рыночную цену. Примером может послужить рынок промышленных товаров,где продавцов очень много, каждый из них продает свой товар и изменение цены на товар одним продавцом совершенно не означает изменение цены другим продавцом. Точно так же как и увеличение объема продаж одним продавцом не оказывает влияния на объемы продаж других продавцов, а следовательно и на общую равновесную цену на рынке.
  2. Множество покупателей.
  3. Однотипный (стандартизированный) товар. Всеми продавцами предлагаются идентичные по свойствам товары и услуги, т.е. стандартизированный. Однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции. Покупателю все равно у кого покупать, главным для него является цена товара. Примером таких товаров являются хлеб, пшеница.
  4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. То есть отсутствие каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений или барьеров.
  5. Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.

    6)   Высокая мобильность факторов производства. Абсолютная мобильность – условие, подразумевающее, что труд и капитал, могут свободно перетекать из одной отрасли своего использования в другую отрасль, работники могут без труда менять род занятий, а также перемещаться в другие географические районы, инвестиционные средства могут изыматься из менее прибыльных проектов и вкладываться в более прибыльные виды деятельности.

Информация о работе Виды рынков и их характеристики