Виды и формы собственности. Трансформация отношений собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – закрепление, расширение и систематизация теоретических и практических знаний, овладение методами исследования экономических явлений и процессов. Выявление проблем собственности в России и способов их решений.
Основными задачами являются: изучить понятие собственности с экономической и юридической стороны, выявить различия между этими понятиями, рассмотреть трансформацию отношений собственности в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….4
Отношения собственности – основа хозяйственной деятельности……….5
Собственность как экономическая система……………………………..5
Правовые аспекты собственности……………………………………….6
Экономическая теория прав собственности…………………………….7
Формы собственности и причины их эволюции…………………………...9
Формы собственности………………………………………………….....9
Эволюция капиталистической собственности………………………....13
Формы и разновидности собственности в России……………………..14
Россия: преобразование системы собственности………………………….18
Разгосударствление и приватизация: основные направления и методы…………………………………………………………………….17
Этапы и итоги приватизации……………………………………………21
Современные тенденции развития форм собственности……………...25
Заключение…………………………………………………………………….…...28
Список использованных источников……………………………………………..29
Приложение А………………………………………………………………………30
Приложение Б………………………………………………………………………31
Приложение В………………………………………………………………………32
Приложение Г………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     4) на кооперативных и государственных предприятиях применяется одна форма распределения материальных благ — по труду.

              В то же время две формы собственности имеют отличительные особенности:

     1) государственная собственность имеет более высокий уровень обобществления, а именно — в масштабе общества. Кооперативная собственность обобществлена в рамках данного коллектива, она носит коллективный характер;

     2) кооперативы ведут свое производство, основываясь на собственных средствах производства. Поэтому и созданный ими продукт является их собственностью, а не всенародным достоянием, как продукция государственных предприятий;

     3) существуют различия в распределении по труду. Размер оплаты труда кооперативов обеспечивается доходами кооператива. А величина заработной платы рабочих государственных предприятий обеспечивается государственным достоянием;

    4) есть отличия в управлении. В кооперативах высшим органом управления является общее собрание, которое избирает правление и председателя.                        Государственным предприятием управляет директор.

              Разновидностью собственности в России является собственность общественных организаций. К ней относится имущество профсоюзов, творческих, спортивных организаций. Есть и другие субъекты собственности общественных организаций. К объектам собственности общественных организаций относятся административные здания, сооружения, производственные предприятия (типографии, мастерские и др.), средства транспорта, санатории, дома отдыха, туристические базы, культурно-просветительные и другие учреждения.

              Разновидностью собственности в России является личная собственность. Различают два вида личной собственности:

     1) на нерешающие средства производства;

     2) на домашнее имущество и предметы потребления.

              Производственные отношения по поводу присвоения продуктов отдельным человеком с целью удовлетворения своих потребностей представляют собой личную собственность.

              Личная собственность характеризуется следующими чертами:

     1) в зависимости от объектов — это собственность на предметы потребления и нерешающие средства производства;

     2) субъектами личной собственности являются отдельные индивиды и их семьи;

     3) личная собственность выступает особой социально-экономической формой индивидуального производства в домашнем и подсобном хозяйстве, выражает внутрисемейные экономические отношения;

     4) личная собственность выражает не основные стороны системы производственных отношений. Она зависит от собственности на средства производства.

              Объектами личной собственности являются жилые дома, мебель, одежда, утварь, предметы культурно-бытового назначения, сбережения, сельскохозяйственный и ремесленный инвентарь и другое. В связи с тем, что доходы различных социальных групп населения различны, то неодинаковы размеры и личной собственности у отдельных членов общества.

              Личная собственность отличается от крупной и мелкой частной собственности. Частная собственность — это собственность, прежде всего, на решающие средства производства. Она является источником дохода для собственника.

             Личная собственность — это, прежде всего, собственность на предметы потребления. Она, как правило, не является источником дохода. Она его овеществленный результат.

             Личной собственности соответствует определенная форма производства — это домашнее хозяйство. Экономические отношения в домашнем хозяйстве включают:

     1) собственно домашний труд. Сюда относится приготовление пищи, возведение и ремонт жилых построек, уход за мебелью, бытовыми приборами, одеждой, обувью, заготовка топлива, вязание, шитье, изготовление предметов домашнего обихода, переработка продуктов сельского хозяйства, охоты, рыболовства, леса, помощь другим семьям;

     2) труд в личном подсобном хозяйстве. В нем имеется продуктивный скот, птица, сельскохозяйственный инвентарь. В личном подсобном хозяйстве создается около 28% валовой и около 13% всей товарной продукции сельского хозяйства. В нем сосредоточено 13% всех основных фондов сельского хозяйства, занято несколько миллионов человек;

     3) производство на дому по заказам государственных, кооперативных и частных предприятий;

     4) индивидуально-трудовую и частнохозяйственную деятельность.

              В настоящее время в России развивается частная собственность на средства производства. Разновидностью частной собственности является акционерная собственность. [5, с. 90-94]

              Но так было не всегда, а  начало 90-х годов характеризовалось  неопределенностью в развитии  и изменения форм собственности.

 

 

3. Россия: преобразование системы собственности

 

3.1. Разгосударствление и приватизация: основные направления и методы

 

              Формирование рыночной экономики в России выдвинуло в качестве важнейшего условия необходимость приватизации объектов государственной собственности. Государство в России в начале 90-х годов XX в. владело примерно 90% основных средств. В 1992 г. собственность на средства производства продолжала оставаться в основном в руках государства (приложение Б).

              Данные приложения В свидетельствуют о том, что сейчас государственная, федеральная и муниципальная формы собственности в России составляют 10 %. Данные изменились в процессе приватизации, проведенной в России.

             Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта и связи, зданий, акций, культурных ценностей) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация, по мнению автора учебного пособия по экономической теории Е.Ф. Борисова, может осуществляться в различных формах:

     1) в форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или коллективами. В этом случае приватизация носит скрытый характер, поскольку в течение срока аренды формальным собственником остается государство;

     2) в форме частичной приватизации собственности. Так приватизация развертывается, когда продается, например, лишь определенная доля акций государственной компании;

     3) в форме денационализации собственности. Денационализация представляет собой передачу в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате национализации и конфискации имущества компаний, скупки государством акций и других ценных бумаг, а также строительства предприятий за счет государства. Проводится путем продажи государственного имущества по сниженным ценам. Иногда проводится частичная денационализация путем продажи акций работникам государственных предприятий;

     4) в форме реприватизации собственности. Реприватизация представляет возврат в частную собственность (частичную или полную) государственной собственности, возникшей в результате осуществленной ранее скупки предприятий, земельных участков, банков, акций у частных собственников. В отличие от денационализации реприватизация, как правило, не сопровождается специальными государственными актами;

    5) в форме продажи или передачи на время за соответствующую плату государственных прав частным лицам или компаниям. Так, в России отдавалось на откуп почти до конца XIX в. государственное право торговли водкой.

              Целью приватизации является укрепление частнокапиталистической формы хозяйствования.

              Исторически первоначальной формой  приватизации была передача земли,  собственность на которую принадлежала монарху, феодалам в пожизненное или вечное пользование при сохранении суверенного права распоряжаться ею за монархом. Пользование землей возлагало на феодала воинскую повинность, а иногда и натуральные повинности. При невыполнении этих повинностей, заговорах и мятежах, распрях и войнах монарх мог изъять земельные угодья в свою пользу.

              В России процесс огосударствления и приватизации земель осуществлялся часто одновременно. Иван Грозный в массовом масштабе конфисковывал имения опальных бояр и передавал («сажал») их опричникам. Екатерина II передавала завоеванные и обращенные в собственность государства земли фаворитам и приближенным вельможам. Ею же законодательно Манифестом о вольностях дворянства (1762 г.) была закреплена за дворянством частная собственность на землю. Приватизация земель осуществляется при строительстве железных дорог, при промышленных разработках лесных угодий.

              В России, Германии, Японии наряду с приватизацией возникли новые государственные предприятия преимущественно в военных отраслях, на транспорте и в связи.

              В советский период общенародная собственность была экономической основой и условием Союза. Приватизация промышленности была невозможна без разделения СССР, и наоборот, раздел общего достояния сразу должен был создать межнациональные противоречия. После распада СССР в августе 1991 г. прошел первый этап перераспределения собственности. Была во внесудебном порядке лишена всей собственности КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, ВУЗов, газет, редакций и т.п. Стала происходить приватизация собственности в России, которая продолжается и по сей день.

              Ретроспективный анализ свидетельствует о том, что приватизационные процессы давно осуществляются в мировой экономике. Приватизация государственной собственности в экономике сегодняшней России не представляет какое-то новое уникальное явление. Тем не менее дискуссии на тему современной приватизации поставили два важных вопроса:

1) кто получит приоритетное право  на приватизируемую государственную  собственность;

2) в какой форме следует осуществлять  приватизацию государственной собственности.

              В литературе на первый вопрос появилось три альтернативных ответа:

— объекты собственности должны принадлежать тем, кто способен заплатить  за них наибольшую цену. Другими  словами, государственная собственность  должна перейти в руки предпринимателей, имеющих для осуществления бизнеса достаточные финансовые активы;

— объекты собственности должны перейти в руки работников соответствующих государственных предприятий. В результате должна установиться коллективная форма собственности;

— объекты государственной собственности  должны быть распределены между всеми  гражданами страны поровну или с учетом их трудового вклада и стажа.

              Каждая из названных альтернатив является односторонней. В процессе приватизации собственности должно быть осуществлено их сочетание в различных отраслях и секторах экономики. Универсальный вариант приватизации для всех регионов и уголков России вряд ли удастся найти. Вместе с тем любой вариант приватизации должен отвечать двум важнейшим и связанным между собой критериям:

1) должен быть выбран и предложен  тот вариант приватизации, который даст наибольший экономический эффект в результате перехода государственной собственности в собственность иных субъектов;

2) должен быть выбран и предложен  тот вариант приватизации, который породит наименьшую социально-политическую нестабильность общества. Социальная напряженность, связанная с приватизацией, должна быть сведена к минимуму.

              В 1991 г. вступил в действие закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который заложил основы механизма приватизации. Процесс приватизации в России должен осуществляться в трех основных формах:

1)   в форме продажи объектов государственной собственности с аукциона;

2) в форме продажи государственных  предприятий и других объектов  собственности по конкурсу;

3) в форме акционирования государственных предприятий, учреждений и фирм. [1, с. 65-67]

              Для проведения приватизации в Российской Федерации созданы две государственные структуры:

— комитет по управлению государственным (муниципальным) имуществом. В его обязанности и функции входит подготовка планов приватизации и осуществления мероприятий, связанных с подготовкой самих предприятий к приватизации;

— фонды имущества. Они осуществляют продажу подготовленных к приватизации предприятий на аукционах, по конкурсу, продажу акций государственных предприятий, а также являются держателями пакетов нереализованных акций. [9, с. 27-36]

              Приватизация является важной частью более широкого процесса, протекающего в экономике современной России, — разгосударствления экономики. Процесс разгосударствления означает переход от командных государственно-директивных методов управления и регулирования экономики к рыночному хозяйственному механизму. Осуществление одной приватизации явно недостаточно для создания рыночной структуры экономики. Несмотря на приватизацию и повышение доли частного сектора, в экономике России еще долго будет существовать государственный сектор. Он должен быть изменен по существу и интегрирован в единое рыночное пространство. Механизм хозяйствования государственных предприятий должен быть реформирован. Они должны стать полноправными субъектами целостной рыночной среды. Путь для них в область единого рыночного пространства открывает разгосударствление предприятий, которое включает следующие направления экономической деятельности:

Информация о работе Виды и формы собственности. Трансформация отношений собственности в России