Валютная политика Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Под валютной политикой обычно понимается совокупность мероприятий как в сфере международных, так и внутриэкономических отношений, направленных на достижение намеченных ориентиров макроэкономического развития. В этом смысле валютная политика является составной частью общей макроэкономической политики государства, наряду с её фискальной, кредитно-денежной и структурно-инвестиционной компонентами.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

       ЦБ  является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в  соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами [2].

       От  имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и  золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

       Для осуществления своих функций  Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

       ЦБ  РФ осуществляет рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований  в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие  на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются в зависимости от [15, c. 325]:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные – на 3–4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

       Центральный банк является для кредитных организаций  кредитором последней инстанции.

       В настоящее время Банк России осуществляет кредитование в следующих формах:

  • ломбардный кредит (на срок до 30 дней);
  • внутридневный (в течение операционного дня) – вид кредита для завершения расчетов;
  • кредит «овернайт» (на 1 рабочий день);
  • кредиты на поддержание ликвидности (сроком до 6 месяцев или до года).

       Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

       Регулирование кредитных организаций – это  система мер, посредством которых  государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие  процессы в банковском секторе.

       Контроль  за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает  целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим  законодательством.

Главная цель банковского регулирования  и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [15, c. 325].

       При осуществлении функции надзора  и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

  • устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
  • регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

       В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

       1) минимальный размер уставного  капитала для вновь создаваемых  кредитных организаций, минимальный  размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

       2) предельный размер неденежной  части уставного капитала;

       3) максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков;

       4) максимальный размер крупных  кредитных рисков;

       5) максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика);

       6) нормативы ликвидности кредитной  организации;

       7) нормативы достаточности капитала;

       8) максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения;

       9) размеры валютного, процентного  и иных рисков;

       10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

       11) нормативы использования собственных  средств банков для приобретения  долей (акций) других юридических  лиц;

       12) максимальный размер кредитов, гарантий  и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам).

       Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

       В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

 

       Заключение

 
 

       Как было отмечено, валютная политика представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер  и форм в области валютных отношений. Различают текущую и структурную  валютную политику. Текущая валютная политика — это совокупность мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, возможных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота. Текущая валютная политика традиционно осуществляется рядом государственных органов управления — Министерством финансов, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.д.

       В рамках текущей валютной политики проводится регулирование конъюнктуры рынка  посредством валютных интервенций, ограничений, субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д. Из текущей валютной политики можно особо выделить девизную валютную политику, которая представляет собой систему регулирования валютного курса через покупки и продажи иностранной валюты денежными властями (т.е. валютную интервенцию) и валютные ограничения.

       Итак, в нашей работе мы рассмотрели  понятие валютной политики государства; изучили формы и инструменты валютной политики; охарактеризовали процесс организации валютного контроля; рассмотрели деятельность Центрального Банка как органа банковского регулирования и банковского надзора; определили взаимосвязь валютной политики с денежно-кредитной политикой; определили роль Центрального банка в проведении валютной политики. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования.

 

        Список использованной литературы

 
 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 05.04.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
  4. Постановление ВС РФ от 22.05.1992 N 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» // Ведомости СНД и ВС РФ, 04.06.1992, N 22, ст. 1180.
  5. Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 166 «О проведении валютных операций Федеральной службой безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.03.2008, N 11 (1 ч.), ст. 1034.
  6. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации» // Собрание законодательства РФ, 02.03.2009, N 9, ст. 1129.
  7. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И (ред. От 29.12.2010) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2004 N 5859) // Вестник Банка России, N 36, 18.06.2004.
  8. Приказ ГТК РФ от 26.11.2002 N 1265 (ред. от 03.12.2003) Об осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеэкономических договоров, предусматривающих товарообменные операции (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2003 N 4123) // Российская газета, N 10, 21.01.2003.
  9. Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П) (ред. от 26.09.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2004 N 5848) // Вестник Банка России, N 35, 17.06.2004.
  10. Банковское дело. Экспресс-курс / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.
  11. Грузинская Е.В. Валютная система и валютнообменные операции. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 49 с.
  12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов. – М.: Центральный банк Российской Федерации, 2010. – 38 с.
  13. Писарева М..П. Мировая экономика. – М., 2008. – 160 с.
  14. Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 256 с.
  15. Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка. – М.: КНОРУС, 2008. – 432 с.
  16. Хмелев И.Б. Мировая экономика. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.
  17. Красавина Н.Л. Валютные проблемы инновационного развития экономики России (по материалам круглого стола в Финансовой академии  при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. - 2009. – №6.– С.60-72.
  18. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов (утв. ЦБ РФ) // Вестник Банка России. – 2009. -№ 68.
  19. Буневич К.Г. Международные валютно-кредитные отношения. – М: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010 [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook180/book/index/index.html?go=part-008*page.htm
  20. Юдаева К. О валютной политике. 11.11.2009 // Деловые новости и блоги {Электронная версия]. – Режим доступа: http://slon.ru/blogs/udaeva/post/180004/

Информация о работе Валютная политика Банка России