Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:38, курсовая работа
Под валютной политикой обычно понимается совокупность мероприятий как в сфере международных, так и внутриэкономических отношений, направленных на достижение намеченных ориентиров макроэкономического развития. В этом смысле валютная политика является составной частью общей макроэкономической политики государства, наряду с её фискальной, кредитно-денежной и структурно-инвестиционной компонентами.
Технологии валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок разработаны в соответствии с положениями действующего валютного законодательства Российской Федерации и изложены в документах ЦБ России и ФЕС России. К числу основных из них относятся следующие [14, с. 165].
       Одним 
из основных документов, применяемых в 
валютном контроле, выступает паспорт 
сделки (паспорт бартерной сделки), который 
используется в целях обеспечения учета 
и отчетности по валютным операциям между 
резидентами и нерезидентами и содержит 
документально подтвержденные сведения 
об этих операциях. Паспорт сделки должен 
быть представлен таможенным органам 
при помещении товаров под заявляемый 
таможенный режим по возмездному договору 
между резидентом и нерезидентом, сумма 
которого превышает в эквиваленте 5 тыс. 
долларов США по курсу иностранных валют 
к рублю, установленному Банком России 
на дату его заключения с учетом внесенных 
изменений и дополнений. 
 
 
 
       Банковские 
системы различных стран 
Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Рассмотрим их краткую характеристику [15. c. 330].
Первая модель - основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжают выполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например, можно отнести Испанию, Грецию и Португалию, и с известными оговорками – Италию и Голландию [15, c.330].
Вторая модель – ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем в других странах довольно сложной структурой.
Коммерческие банки и финансовые институты в США могут иметь статус федеральных (общенациональных) организаций или организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют три органа: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах; Управление контролера денежного обращения – бюро Министерства финансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.
Между перечисленными органами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор за остальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих штатов и другие органы федерального уровня.
       В 
отличие от других стран в США 
надзор за сберегательными банками 
и кредитными союзами осуществляется 
двумя дополнительными 
К «смешанной модели» можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.
К числу стран, принявших в рамках переходного периода «смешанную модель», сейчас можно условно отнести Италию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора по двум направлениям, одно из которых – обеспечение устойчивости финансовых учреждений, второе – обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах, то здесь пруденциальным надзором за всеми финансовыми институтами занимается Банк Нидерландов, а бизнес-надзором – Служба по финансовым рынкам. Законодательно такая структура оформлена совсем недавно – принятием в начале 2005 г. Закона о финансовом надзоре.
Третья модель - характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в число этих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банк страны – Дойче Бундесбанк играл и продолжает играть более заметную роль в регулировании банковской деятельности [15, c. 331].
       Четвертая 
модель - объединяет страны, принявшие 
законодательные решения о 
       Российское 
законодательство отдает предпочтение 
первой схеме. Центральный Банк Российской 
Федерации является единственным органом, 
осуществляющим регулирование и надзор 
за банковской деятельностью. Однако определенными 
контрольными полномочиями в отношении 
кредитных организаций располагают и 
другие органы – например, министерство 
РФ по антимонопольной политике в части 
соблюдения положений антимонопольного 
законодательства при реорганизации кредитных 
организаций, приобретении акций (долей 
участия) кредитных организаций, государственной 
регистрации кредитных организаций; Комитет 
по финансовому мониторингу России в части 
деятельности, направленной на предотвращение 
отмывания денег. Однако функции этих 
органов не являются собственно «банковско-надзорными» 
- в рамках своей компетенции они осуществляют 
эти функции по отношению ко всем организациям, 
в том числе и кредитным 
В последние годы, в то время как российская бюджетная политика была, прежде всего, ориентирована на макроэкономическую стабилизацию, денежно-кредитная политика по факту была направлена на поддержку конкурентоспособности российских предприятий за счет сглаживания колебаний валютного курса и, по возможности, торможения удорожания курса в периоды роста цен на нефть и притока капитала.
После окончания острой фазы кризиса в IV квартале 2008 – I квартале 2009 года проблема девальвации курса рубля стала сходить на нет, и вновь возник вопрос о валютной политике в условиях довольно высоких цен на нефть и притока капитала, в том числе высокой активности, на мировых рынках carry-trade [20].
В предкризисный период Банк России пытался удерживать валютный курс от удорожания, вызванного ростом цен на нефть и притоком капитала, тем самым стимулируя экономический рост за счет конкуренции по издержкам. Проводимую политику нельзя было в полной мере назвать политикой фиксированного валютного курса, поскольку в связи с удорожанием цен на нефть валютный курс (и номинальный, и реальный) на протяжении ряда лет дорожал. Тем не менее политика Банка России в первую очередь была направлена на то, чтобы замедлить удорожание номинального курса (а за счет этого и реального валютного курса) путем скупки валюты и формирования резервов. Одновременно достигалась достаточно высокая степень стабильности валютного курса на краткосрочном горизонте (в течение месяца), при его постоянном постепенном удорожании.
В последние годы выявилось несколько крупнейших недостатков политики стабилизации валютного курса, которой придерживался Банк России
       1. 
Сохранение высокой инфляции 
и высоких инфляционных 
       2. 
Потеря контроля за денежной 
массой. Высокая волатильность 
3. Высокая привлекательность рубля как carry-trade валюты из-за низкой волатильности (внутри месяца). Волатильность внутри года при этом в последние годы фактически сравнялась с волатильностью валюты в таких странах, как Польша, Бразилия и ЮАР, где валютный курс плавающий.
        
В результате сохранения этих 
проблем ВВП в России остается 
сверхчувствительным к 
Ключевым фактором, налагающим ограничения на действия правительства и Банка России в текущей системе, являются высокие инфляционные ожидание, и как следствие – сохраняющееся недоверие населения к валюте и долларизация сбережений. Единственным способом ограничить влияние этого фактора является устойчивое снижение инфляции до уровня ниже 5% в год и поддержание ее на этом уровне в течение длительного времени. Только таким образом у населения могут сформироваться устойчивые ожидания низкой инфляции, высокий уровень доверия к рублю и к политике Центрального банка. Долларизация в этом случае постепенно сойдет на нет, потому что транзакционные издержки по поддержанию высокого уровня долларизации окажутся выше выгод. Произойдет деинституционализация долларизации (закрытие обменных пунктов, снижение количества валютных депозитов в банках и т.д.).
       Оптимальной 
политикой для России в настоящей 
ситуации может быть переход к модифицированному 
инфляционному таргетированию при проведении 
дополнительных институциональных реформ. 
К необходимым реформам относится консолидация 
и укрепление банковской системы, внесение 
изменений в налоговое законодательство 
и нормы бухгалтерского учета, регулирующие 
срочные финансовые инструменты (то есть 
инструменты хеджирования), а также изменение 
собственно деятельности Банка России: 
переход к более публичной деятельности, 
регулярное проведение комитетов по денежно-кредитной 
политики с публичным объявлением результатов 
и т.д [20].  
Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.