Валютная политика Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Под валютной политикой обычно понимается совокупность мероприятий как в сфере международных, так и внутриэкономических отношений, направленных на достижение намеченных ориентиров макроэкономического развития. В этом смысле валютная политика является составной частью общей макроэкономической политики государства, наряду с её фискальной, кредитно-денежной и структурно-инвестиционной компонентами.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

       Технологии  валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных  сделок разработаны в соответствии с положениями действующего валютного законодательства Российской Федерации и изложены в документах ЦБ России и ФЕС России. К числу основных из них относятся следующие [14, с. 165].

  • Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173 ФЗ от 10.12.03 [2].
  • Инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформлении паспортов сделок» № 1174 от 15.06.04 [7].
  • Положение «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Положение ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004 [9].
  • Приказ ГТК России «Об осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеэкономических договоров, предусматривающих товарообменные операции» № 1265 от 03.12.2003 [8].
  • Приказ ГТК России «О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» № 1356 от 28.11.2003 и др.

       Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки (паспорт бартерной сделки), который используется в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержит документально подтвержденные сведения об этих операциях. Паспорт сделки должен быть представлен таможенным органам при помещении товаров под заявляемый таможенный режим по возмездному договору между резидентом и нерезидентом, сумма которого превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату его заключения с учетом внесенных изменений и дополнений. 
 
 

 

        Глава 2. Валютная политика Банка России

       2.1. Центральный банк как орган банковского регулирования и банковского надзора

 
 

       Банковские  системы различных стран следуют  одной из двух возможных схем организации  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций: первая –  надзорные функции выполняет  только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

       Таким образом, всего можно говорить о  четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Рассмотрим их краткую характеристику [15. c. 330].

       Первая  модель - основывается на законодательном  закреплении за центральными банками  исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжают выполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например, можно отнести Испанию, Грецию и Португалию, и с известными оговорками – Италию и Голландию [15, c.330].

       Вторая  модель – ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем в других странах довольно сложной структурой.

       Коммерческие  банки и финансовые институты  в США могут иметь статус федеральных (общенациональных) организаций или  организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют три органа: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах; Управление контролера денежного обращения – бюро Министерства финансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.

       Между перечисленными органами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор за остальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих  штатов и другие органы федерального уровня.

       В отличие от других стран в США  надзор за сберегательными банками  и кредитными союзами осуществляется двумя дополнительными надзорными органами: Управлением по надзору  за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision) и Национальным управлением кредитных союзов (National Credit Union Administration).

       К «смешанной модели» можно отнести  и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в  завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в  надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

       К числу стран, принявших в рамках переходного периода «смешанную модель», сейчас можно условно отнести  Италию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора  по двум направлениям, одно из которых  – обеспечение устойчивости финансовых учреждений, второе – обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах, то здесь пруденциальным надзором за всеми финансовыми институтами занимается Банк Нидерландов, а бизнес-надзором – Служба по финансовым рынкам. Законодательно такая структура оформлена совсем недавно – принятием в начале 2005 г. Закона о финансовом надзоре.

       Третья  модель - характеризуется тем, что  надзор за банковской деятельностью  осуществляется независимыми специализированными  органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в число этих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банк страны – Дойче Бундесбанк играл и продолжает играть более заметную роль в регулировании банковской деятельности [15, c. 331].

       Четвертая модель - объединяет страны, принявшие  законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах  функции надзора отделены от центральных  банков. Исключениями являются Сингапур, в котором полномочия мегарегулятора закреплены за центральным банком, и в известной степени Ирландия, где мегарегулятор создан на базе автономного подразделения центрального банка.

       Российское  законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. Однако определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным 

       2.2. Взаимосвязь валютной политики с денежно-кредитной политикой

 
 

       В последние годы, в то время как  российская бюджетная политика была, прежде всего, ориентирована на макроэкономическую стабилизацию, денежно-кредитная политика по факту была направлена на поддержку конкурентоспособности российских предприятий за счет сглаживания колебаний валютного курса и, по возможности, торможения удорожания курса в периоды роста цен на нефть и притока капитала.

       После окончания острой фазы кризиса в IV квартале 2008 – I квартале 2009 года проблема девальвации курса рубля стала сходить на нет, и вновь возник вопрос о валютной политике в условиях довольно высоких цен на нефть и притока капитала, в том числе высокой активности, на мировых рынках carry-trade [20].

       В предкризисный период Банк России пытался  удерживать валютный курс от удорожания, вызванного ростом цен на нефть и  притоком капитала, тем самым стимулируя экономический рост за счет конкуренции  по издержкам. Проводимую политику нельзя было в полной мере назвать политикой фиксированного валютного курса, поскольку в связи с удорожанием цен на нефть валютный курс (и номинальный, и реальный) на протяжении ряда лет дорожал. Тем не менее политика Банка России в первую очередь была направлена на то, чтобы замедлить удорожание номинального курса (а за счет этого и реального валютного курса) путем скупки валюты и формирования резервов. Одновременно достигалась достаточно высокая степень стабильности валютного курса на краткосрочном горизонте (в течение месяца), при его постоянном постепенном удорожании.

       В последние годы выявилось несколько  крупнейших недостатков политики стабилизации валютного курса, которой придерживался  Банк России

       1. Сохранение высокой инфляции  и высоких инфляционных ожиданий. Как следствие: сохранение долларизации сбережений населения, низкий уровень доверия к национальной валюте.

       2. Потеря контроля за денежной  массой. Высокая волатильность денежной  массы и как следствие –  высокая волатильность выпуска. 

       3. Высокая привлекательность рубля как carry-trade валюты из-за низкой волатильности (внутри месяца). Волатильность внутри года при этом в последние годы фактически сравнялась с волатильностью валюты в таких странах, как Польша, Бразилия и ЮАР, где валютный курс плавающий.

         В результате сохранения этих  проблем ВВП в России остается  сверхчувствительным к колебанием  конъюнктуры внешних финансовых  и товарных рынков. При этом  у правительства и Банка России  нет адекватных инструментов  стабилизации ВВП и «защиты»  экономики от внешних шоков. Мягкая денежная политика (девальвация + снижение процентных ставок) не может быть использована из-за опасений паники населения на валютном рынке, а мягкая фискальная политика (рост расходов бюджета) не может быть использована из-за опасений роста инфляционных ожиданий и снижения доверия инвесторов к России в случае появления бюджетного дефицита.

       Ключевым  фактором, налагающим ограничения на действия правительства и Банка  России в текущей системе, являются высокие инфляционные ожидание, и  как следствие – сохраняющееся недоверие населения к валюте и долларизация сбережений. Единственным способом ограничить влияние этого фактора является устойчивое снижение инфляции до уровня ниже 5% в год и поддержание ее на этом уровне в течение длительного времени. Только таким образом у населения могут сформироваться устойчивые ожидания низкой инфляции, высокий уровень доверия к рублю и к политике Центрального банка. Долларизация в этом случае постепенно сойдет на нет, потому что транзакционные издержки по поддержанию высокого уровня долларизации окажутся выше выгод. Произойдет деинституционализация долларизации (закрытие обменных пунктов, снижение количества валютных депозитов в банках и т.д.).

       Оптимальной политикой для России в настоящей  ситуации может быть переход к модифицированному инфляционному таргетированию при проведении дополнительных институциональных реформ. К необходимым реформам относится консолидация и укрепление банковской системы, внесение изменений в налоговое законодательство и нормы бухгалтерского учета, регулирующие срочные финансовые инструменты (то есть инструменты хеджирования), а также изменение собственно деятельности Банка России: переход к более публичной деятельности, регулярное проведение комитетов по денежно-кредитной политики с публичным объявлением результатов и т.д [20].  

       2.3. Роль Центрального банка в проведении валютной политики

 
 

       Банк  России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных  государств, а также в международных  банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Информация о работе Валютная политика Банка России