Валютная политика Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Под валютной политикой обычно понимается совокупность мероприятий как в сфере международных, так и внутриэкономических отношений, направленных на достижение намеченных ориентиров макроэкономического развития. В этом смысле валютная политика является составной частью общей макроэкономической политики государства, наряду с её фискальной, кредитно-денежной и структурно-инвестиционной компонентами.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

       Введение  валютных ограничений часто сопровождается установлением множественности валютных курсов, то есть введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. 

       1.2. Формы и инструменты  валютной политики

 
 

       Рассмотрим  основные формы валютной политики государства [15, с. 148].

       Дисконтная  политика – изменение учетной  ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международную миграцию капитала и динамику внутренних кредитов денежной массы и цен. Повышение учетной ставки стимулирует приток капитала при пассивном платежном балансе, сдерживает отток национального капитала, повышает валютный курс.

       Диверсификация валютных резервов – политика государства, банков, фирм, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты и защиту от валютных потерь. Обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

       Девизная  политика и ее виды – валютная интервенция – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиза). Для повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, для снижения скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Ее характерные черты – относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов в Центральном банке.

       Валютные  ограничения. Как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрацию валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

       Регламентация режимов валютных паритетов и валютных курсов. Режим «валютного управления» («якорный») – прикрепление национальной валюты к ведущей иностранной валюте («якорной»), строгое регулирование денежной эмиссии в зависимости от объемов официальных резервов в этой валюте.

       Двойной валютный рынок – форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; введен в начале 70-х гг. в Бельгии, Италии, Франции. Его сущностью является деление валютного рынка на две части: официальный валютный курс – по коммерческим операциям и услугам; рыночный валютный курс – по финансовым (движение капитала, кредитов). Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса. Когда расхождения коммерческого и финансового курсов становятся значительными, Центральный банк осуществляет валютную интервенцию, чтобы их выровнять.

       Валютная  интеграция (например, создание Европейской валютной системы).

       Девальвация и ревальвация. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее к золоту. Ее объективная основа – завышение официального валютного курса по сравнению с рыночными. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам.

       Основными инструментами валютной политики являются валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты [13, с. 84].

       Валютная  политика страны осуществляется ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми  органами.

       В мировом охвате валютная политика предусматривает международными валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, международные банки).

       В масштабе текущей валютной политики реализовывают оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д.

       Затяжная  валютная политика включает в себя долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, прежде всего в рамках Международного валютного фонда, а также валютных реформ.

       Валютная девизная политика определяется как система регулирования валютного курса покупками и продажей иностранной валюты с содействием валютной интервенции и валютными ограничениями. 

       1.3. Организация валютного  контроля

 
 

       Валютный  контроль целесообразно использовать в нескольких целях [14, с. 164]:

  • снижение дефицита платежного баланса и стимулирование определенных видов экспорта и импорта;
  • защита фиксированного валютного курса и сохранение золотовалютных резервов;
  • уменьшение возможностей для несоответствующего движения в краткосрочном периоде валютного курса реальному положению дел в экономике;
  • пресечение нежелательного влияния перетоков «горячих денег» и защита международной стоимости национальной валюты.

       Как показывает практика международных  отношений, в большинстве случаев власти прибегают к мерам валютного контроля для того, чтобы сохранить автономность внутренней экономической политики и защитить национальный рынок от негативного влияния, оказываемого дефицитом торгового баланса, растущим внешним долгом, или в целях управления движением капиталов.

       Основные  подходы к контролю над движением  капитала (capital control) были разработаны  в ходе Первой мировой войны, когда  правительства нуждались в поддержании  соответствующей налоговой базы для финансирования расходов военного времени. Сразу после войны контроль над движением капитала начал исчезать, но уже в период Великой депрессии в 1930-х гг. он прочно занял место в системе государственного регулирования. Главной целью его использования в то время было предотвращение угрозы бегства капитала с национального рынка. После Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. VI статья устава МВФ фактически разрешила применение контроля над движением капитала. В третьем разделе VI статьи устава до сих пор записано: «Члены Фонда могут осуществлять контроль, необходимый для регулирования перемещения международного капитала, однако ни один член Фонда не может осуществлять контроль в такой степени, что он ограничивает платежи по текущим операциям или слишком задерживает трансферт средств, предназначенный для урегулирования обязательств» [19].

       Под контролем над движением капитала может пониматься любая экономическая  политика властей, направленная на ограничение  мобильности международного капитала и способная изменить состояние  счета операций с капиталом и финансовых операций. К такому широкому определению приходится прибегать по той простои причине, что на прикладном уровне крайне сложно обобщить все методы и типы контроля из-за обширного разнообразия форм и целей его использования. Если говорить о типах контроля над движением капитала, то он может принимать форму налогообложения, ценового или количественного ограничения либо прямого запрета международных операций с какими-либо видами финансовых активов [14, с. 165].

       В строгом смысле слова, контроль над движением капитала по своему экономическому содержанию соответствует валютному контролю, который регламентирует операции с валютными ценностями. Хотя все же, когда речь идет о валютном контроле, то в виду имеют не столько счет движения капитала, сколько счет текущих операций. Если валютный контроль затрагивает внешнеторговую сферу, то контроль над движением капитала однозначно направлен на регулирование международной торговли финансовыми активами.

       Контроль  над международными потоками капитала подразделяется на административный, или прямой контроль, и рыночный, или косвенный контроль.

       Административный  контроль ограничивает операции с капиталом  и/или связанные с ним платежи  и трансферты денежных средств посредством  прямого запрещения, количественного лимитирования или процедуры официального одобрения. С использованием административного контроля регулируются традиционные международные операции с капиталом. Его общей характеристикой является то, что он принудительно навязывает финансовому сектору дополнительные обязательства. Косвенный контроль препятствует перемещению капитала и связанным с ним операциям посредством системы издержек.

       Множественность валютных курсов заключается в том, что для различных типов операций используются неодинаковые курсы обмена национальной валюты. Чаще всего власти ограничиваются введением двух валютных курсов: для текущих и для капитальных операций платежного баланса.

       Явное налогообложение потоков капитала предполагает взимание налогов или  сборов с держателей внешних финансовых активов. Тем самым ограничивается привлекательность для резидентов зарубежных активов, а для нерезидентов — внутренних активов, поскольку для тех и для других снижается доходность портфеля внешних авуаров. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от типа операции и ее срочности.

       Косвенное налогообложение в форме беспроцентных  резервных обязательств или депозитных требований является, пожалуй, самой  распространенной в международной  практике формой контроля над движением  капитала. Его суть заключается в том, что инвесторы обязаны бессрочно депонировать на счетах центрального банка часть денежных средств (в национальной или иностранной валюте), равную определенной доле вложений на внутреннем рынке или нетто-позиции в иностранной валюте. Депозитные требования позволяют контролировать как приток, так и отток капитала из страны.

       Другие  методы косвенного регулирования могут  принимать форму как ценового, так и количественного контроля. Все они основываются на дискриминации  по отношению к различным типам  операций и инвесторам. К таким методам регулирования относятся [14, с. 165]:

  • дополнительные банковские отчисления в резервные фонды для страхования вложений в иностранные активы;
  • асимметричные ограничения на открытую позицию в иностранной валюте для «длинной» и «короткой» позиции, а также для резидентов и нерезидентов;
  • требования наличия высокого кредитного рейтинга для заимствований за рубежом.

       Наряду  с невозвратом валютной выручки  по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

       В нашей стране некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении  международных расчетов по импортным  контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товаросопроводительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

       Механизм  контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые  товары, так же, как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Банка России.

       Существующий  в РФ механизм контроля за обоснованностью  платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров делает важным звеном валютного контроля в РФ коммерческие банки.

       Для осуществления контроля за движением  валютных средств все валютные операции делятся на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.

       Текущие валютные операции:

  • переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  • переводы в Россию и из России процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
  • переводы неторгового характера в Россию и из России, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

       Валютные  операции, связанные с движением  капитала:

  • прямые инвестиции, т.е. вложение в уставный капитал предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
  • переводы в оплату права собственности на здания, сооружения, иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • предоставление и получение отсрочки платежа на срок не более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Информация о работе Валютная политика Банка России