Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем поывшения уровня и качества жизни населения в России.
Исходя из общей цели, в курсовой работе были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
– рассмотреть сущность уровня жизни населения в стране;
– изучить показатели качества жизни населения страны;
- рассмотреть критерии качества жизни населения;
– оценить уровень и качество жизни населения в России ;
– сформулировать основные пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения России.
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению уровня и качества жизни населения 5
1.1. Уровень жизни: понятие и сущность 5
1.2. Показатели качества жизни населения 9
1.3. Критерии качества жизни населения 15
2. Анализ уровня и качества жизни населения России 18
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения России 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения 23
3. Пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения в России 28
3.1. Программа повышения уровня и качества жизни населения России 28
3.2. Мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения России 31
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Для достижения цели потребуется повысить
эффективность деятельности федеральных
органов государственной
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие созданию
- содействие снижению
- укрепление системы социальной
защиты семьи, обеспечивающей
сохранение ребенка в семье,
создание благоприятных
Для создания благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми необходимо: увеличить размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; предоставлять материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей (с последующей индексацией этой суммы с учетом инфляции) женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007 года двоих и более детей; ввести выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении; ввести меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот; ввести ежегодную диспансеризацию 200 тысяч детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах) системы здравоохранения и образования и увеличить с 7000 до 10000 рублей стоимость родового сертификата. Дополнительные средства будут направлены на обеспечение беременных женщин витаминами, микронутриентами и железосодержащими препаратами, а также на поощрение персонала родильных домов и детских поликлиник по месту жительства детей с учетом объема и качества медицинских услуг, а также мнения матери ребенка[2].
Для снижения смертности, в первую очередь от неестественных причин, необходимо: усовершенствовать организацию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; усовершенствовать организацию медицинской помощи при острых отравлениях; усовершенствовать медицинскую помощь больным с сосудистыми заболеваниями.
Реализация указанных
2. Цель – повышение
Данная цель носит межведомственный
характер и требует четкого
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются: содействие росту заработной платы; содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования; развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
3. Цель – повышение качества
и доступности медицинской
В рамках реализации указанной цели
4. Цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов[2].
Тактическими задачами Министерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:
- оптимизация системы оказания
социальных услуг, развитие
Для решения данной задачи будут
определены приоритеты предоставления
социальных услуг наиболее нуждающимся
гражданам, в первую очередь одиноким
(одиноко проживающим) пожилым гражданам,
по уходу на дому. Предусмотрено
проводить работу по формированию рынка
социальных услуг с равными возможностями
для их поставщиков, представляющих
государственные и
- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов необходимо совершенствование систем медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфрастуктуры, транспорта.
- осуществление обязанностей
Указанная тактическая задача направлена на полное обеспечение расходных обязательств государства по осуществлению выплат: ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; денежных компенсаций в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других федеральных органов исполнительной власти и т.д.
5. Цель - содействие продуктивной
занятости населения,
Программой социально-
В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи: содействие эффективной занятости населения; сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда; обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; содействие развитию социального партнерства; обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу[2].
Таким образом, чтобы решить проблему повышения уровня и качества жизни населения России необходимо: законодательно установить минимальный уровень заработной платы, которая должна быть связана с прожиточным минимумом или равняться ему; не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции; усовершенствовать налоговую систему с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения; обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг. Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.
Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.
Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.
Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда. Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.
Чтобы решить проблему повышения уровня и качества жизни населения России необходимо: законодательно установить минимальный уровень заработной платы, которая должна быть связана с прожиточным минимумом или равняться ему; не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции; усовершенствовать налоговую систему с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения; обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг. Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.