Уровень жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем поывшения уровня и качества жизни населения в России.
Исходя из общей цели, в курсовой работе были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
– рассмотреть сущность уровня жизни населения в стране;
– изучить показатели качества жизни населения страны;
- рассмотреть критерии качества жизни населения;
– оценить уровень и качество жизни населения в России ;
– сформулировать основные пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения России.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению уровня и качества жизни населения 5
1.1. Уровень жизни: понятие и сущность 5
1.2. Показатели качества жизни населения 9
1.3. Критерии качества жизни населения 15
2. Анализ уровня и качества жизни населения России 18
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения России 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения 23
3. Пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения в России 28
3.1. Программа повышения уровня и качества жизни населения России 28
3.2. Мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения России 31
Заключение 38
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

уровень и качество жизни населения России.docx

— 95.59 Кб (Скачать)

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических  процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности  жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:

- содействие созданию благоприятных  условий для повышения рождаемости,  улучшения положения семей с  детьми;

- содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных  причин;

- укрепление системы социальной  защиты семьи, обеспечивающей  сохранение ребенка в семье,  создание благоприятных условий  для комплексного развития и  жизнедеятельности детей, попавших  в трудную жизненную ситуацию.

Для создания благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми необходимо: увеличить размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; предоставлять материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей (с последующей индексацией этой суммы с учетом инфляции) женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007 года двоих и более детей; ввести выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении; ввести меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот; ввести ежегодную диспансеризацию 200 тысяч детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах) системы здравоохранения и образования и увеличить с 7000 до 10000 рублей стоимость родового сертификата.  Дополнительные средства будут направлены на обеспечение беременных женщин витаминами, микронутриентами и железосодержащими препаратами, а также на поощрение персонала родильных домов и детских поликлиник по месту жительства детей с учетом объема и качества медицинских услуг, а также мнения матери ребенка[2].

Для снижения смертности, в первую очередь от неестественных причин, необходимо: усовершенствовать организацию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; усовершенствовать организацию медицинской помощи при острых отравлениях; усовершенствовать медицинскую помощь больным с сосудистыми заболеваниями.

Реализация указанных мероприятий  позволит в 2 раза снизить летальность  от дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, сократить смертность от сосудистых заболеваний до 280 случаев  на 100 тысяч населения.

2. Цель – повышение благосостояния  населения, снижение бедности  и неравенства по денежным  доходам населения[2].

Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов  исполнительной власти, а также органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).

Повышение благосостояния населения  в значительной степени связано  с ситуацией на рынке труда  и занятостью населения.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются: содействие росту заработной платы; содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования; развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 

3. Цель – повышение качества  и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно  для малоимущих групп населения,  обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия[2]. 

В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;  обеспечение доступности и качества медицинской помощи[2]; улучшение состояния здоровья детей и матерей;  обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний. 

4. Цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов[2].

Тактическими задачами Министерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:

- оптимизация системы оказания  социальных услуг, развитие организационно-правовых  форм учреждений социального  обслуживания;

Для решения данной задачи будут  определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся  гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам, по уходу на дому. Предусмотрено  проводить работу по формированию рынка  социальных услуг с равными возможностями  для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные  социальные службы, созданию новых  организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.

-  повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов необходимо совершенствование  систем медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, реализация мероприятий  по обеспечению доступности для  инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфрастуктуры, транспорта.

- осуществление обязанностей государства  по оказанию мер социальной  поддержки отдельным категориям  граждан.

Указанная тактическая задача направлена на полное обеспечение расходных  обязательств государства по осуществлению  выплат: ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; денежных компенсаций в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других федеральных органов исполнительной власти и т.д.

5. Цель - содействие продуктивной  занятости населения, обеспечение  защиты прав граждан в области  труда[2].

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006-2008 годы) предусмотрено  принять конкретные меры для того, чтобы: создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы; развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной  поддержки безработных граждан; повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда; обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров; модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала; создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов[2]. 

В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи: содействие эффективной занятости населения;  сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда; обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; содействие развитию социального партнерства; обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу[2].

Таким образом, чтобы решить проблему повышения уровня и качества жизни населения России необходимо: законодательно  установить  минимальный уровень заработной платы, которая должна быть связана с прожиточным минимумом или равняться ему; не допускать задержек  выплат  государством  заработанных населением и предприятиями средств,  с целью сдерживания инфляции; усовершенствовать налоговую   систему   с   целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения; обеспечить  всем   своим   гражданам возможность   получения   жизненно   важных   социальных   услуг. Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В этой связи важнейшее теоретическое  и практическое значение приобретает  разработка и реализация государственной  политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

 

Заключение

 

Рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.

Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.

Основными компонентами стандарта  уровня жизни является: здоровье, питание  и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия  труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее  уязвимых граждан.

Важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.

Важнейшими элементами жизни  являются жильё, социально – бытовое  обслуживание, характеризуемые при  помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в  расчете на одного жителя, степень  обеспеченности жилищного фонда  современными удобствами, структура  жилищного фонда по формам собственности  ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной  и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия  воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда. Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.

Чтобы решить проблему повышения уровня и качества жизни населения России необходимо: законодательно  установить  минимальный уровень заработной платы, которая должна быть связана с прожиточным минимумом или равняться ему; не допускать задержек  выплат  государством  заработанных населением и предприятиями средств,  с целью сдерживания инфляции; усовершенствовать налоговую   систему   с   целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения; обеспечить  всем   своим   гражданам возможность   получения   жизненно   важных   социальных   услуг. Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

Информация о работе Уровень жизни населения