Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем поывшения уровня и качества жизни населения в России.
Исходя из общей цели, в курсовой работе были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
– рассмотреть сущность уровня жизни населения в стране;
– изучить показатели качества жизни населения страны;
- рассмотреть критерии качества жизни населения;
– оценить уровень и качество жизни населения в России ;
– сформулировать основные пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения России.
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению уровня и качества жизни населения 5
1.1. Уровень жизни: понятие и сущность 5
1.2. Показатели качества жизни населения 9
1.3. Критерии качества жизни населения 15
2. Анализ уровня и качества жизни населения России 18
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения России 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения 23
3. Пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения в России 28
3.1. Программа повышения уровня и качества жизни населения России 28
3.2. Мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения России 31
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Коэффициент дифференциации фондов (позволяющий выявить глубину неравенства). Резкое возрастание его значений наблюдалось в 1991-1992 гг. Тогда, по официальным данным Госкомстата России, значение данного коэффициента подскочило с 4,5 до 12. В течение последующих 12 лет значение коэффициента увеличилось на 2,8, достигнув значения 14,8.
По регионам России его значение варьирует в широком диапазоне – от 8,4 в Ивановской области до 51,8 в Москве. Для сравнения: значение данного показателя в 2000 г. в США составило 15,7; Германии – 6,9; Италии – 11,7; Швеции – 6,2; Великобритании (1999 г.) – 13,6; во Франции (1995 г.) – 9,0.
Следует учитывать, что официальные данные, которыми располагают отечественные госорганы статистики, являются заниженными, поскольку не отражают доходы, скрытые от налогообложения.
За короткое время в материальном благосостоянии россиян возник чудовищный разрыв: на одном полюсе – одна шестая часть населения, на которую приходится 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности, на другом – более 60% населения, которое согласно соответствующему международному критерию является бедным. Для сравнения: в Японии (2002 г.) – 4%, в Германии (2004 г.) – 9,1%, в США (2007 г.) – 11,7%.
По данным выборочного обследования Госкомстата России, в 2006 г. 42,2% населения оценивали личное материальное положение как «плохое» и «очень плохое». Результаты социологического опроса, проведенной группой «РАМИР-мониторинг» в разных регионах страны, показали, что 54% населения живет «одним днем», не делая каких-либо сбережений. У 10% опрошенных не хватает средств на питание, у 41% - на одежду, у 33% - на покупку предметов длительного пользования. Симптоматично, что среди бедных значительную часть составляет дееспособное население с высшим образованием и нормальным трудовым поведением. Так, в 2006 г. безработными были около 900 тыс. человек, имеющих высшее и неполное высшее образование[10,c.310].
Поляризация населения России
по уровню и качеству жизни продолжает
увеличиваться. Согласно опубликованным
в среду данным Росстата, в I полугодии
2006г. вновь выросло социальное расслоение
жителей страны по уровню номинальных
денежных доходов. Это произошло
после того, как в 2005г. наметилась
благоприятная тенденция к
По статистике, в I полугодии 2006г. 10% наиболее обеспеченных россиян в сумме получили 29,9% всех денежных доходов, тогда как год назад полученные ими доходы составили 29,6% всей суммы. Вместе с тем, 10% самых малообеспеченных граждан России в I полугодии 2006г. получили лишь 2,0% суммарных доходов (год назад - также 2,0%). То есть по сравнению с I половиной 2005г. богатые граждане стали еще богаче, а бедные остались также бедны[10,c.315].
Данная тенденция происходит на фоне роста доходов россиян. Их номинальная величина превысила в I полугодии 2006г. уровень I половины 2005г. на 23,2%, реальная величина (после поправки на инфляцию и вычета обязательных налогов и платежей) - на 11,1%.
О росте поляризации населения
по уровню доходов говорит и рост
рассчитываемого статистиками коэффициента
фондов, который указывает на степень
социального расслоения в обществе.
В I половине 2006г. суммарные доходы 10%
самых богатых россиян
По статистике, в I полугодии 2006г. 21,2% россиян имели доходы более 12000 руб. в месяц, тогда как год назад их было лишь 13,5%.
Главным источником доходов россиян по-прежнему остается зарплата (в том числе т.н. «серая» или теневая), на которую приходится 66,8% всей суммы получаемых россиянами доходов. Около 11,9% всех доходов составляют социальные выплаты, 10,9% - доходы от предпринимательской деятельности, 8,6% - доходы от собственности, 1,8% - другие доходы.
По данным Белгородстата социальную сферу характеризуют следующие показатели: реальные денежные доходы на душу населения в октябре 2006 года к соответствующему месяцу 2005 года выросли на 11,4%; по величине средней номинальной начисленной заработной платы (в сентябре 2006 года она составляла 7251,2 рубля) Белгородская область стоит на 2 месте после Липецкой области, где этот показатель составляет 7589,5 рубля.
В области отмечен один из самых низких уровень официально зарегистрированной безработицы 1,3% (ниже только в Липецкой 0,7%).
Таким образом, в течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация.
Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства.
Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Одна часть средств
таких программ формируется через
государственный бюджет и используется
централизованно. Другая часть средств
образуется за счет прибыли на самих
предприятиях и фондах, (В бывших
странах «государственного
Через каналы государственных
программ помощи удовлетворяются потребности
в воспитании юных членов общества,
содержании престарелых и
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление
Второе направление
Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной
Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, проект которой опубликован
на официальном сайте
Цели
и задачи деятельности Министерства на
2007-2009 годы определены на исходя из посланий
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации и Программы
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2006-2008 годы), утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение
достижения следующих целей Правительства
Российской Федерации[2]:
- повышение материального
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребностей в
социальном обслуживании и
- обеспечение продуктивной
- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации[2]:
1. Улучшение демографической
2. Повышение благосостояния
3. Повышение качества и
4. Повышение эффективности
5. Содействие продуктивной
Основной целью социальной политики как говорилось выше, является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов населения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут[2]:
- решение демографических
- реализация приоритетного
- поддержка старшего поколения
на основе повышения уровня
пенсионного обеспечения и
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение
Данная цель направлена на постепенную
стабилизацию численности населения
страны на основе создания условий, благоприятных
для рождения детей, снижения смертности
и упорядочения миграции населения
на оказание помощи и поддержки семьям
с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации; на защиту прав
и интересов детей и