Уровень жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем поывшения уровня и качества жизни населения в России.
Исходя из общей цели, в курсовой работе были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
– рассмотреть сущность уровня жизни населения в стране;
– изучить показатели качества жизни населения страны;
- рассмотреть критерии качества жизни населения;
– оценить уровень и качество жизни населения в России ;
– сформулировать основные пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения России.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению уровня и качества жизни населения 5
1.1. Уровень жизни: понятие и сущность 5
1.2. Показатели качества жизни населения 9
1.3. Критерии качества жизни населения 15
2. Анализ уровня и качества жизни населения России 18
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения России 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения 23
3. Пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения в России 28
3.1. Программа повышения уровня и качества жизни населения России 28
3.2. Мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения России 31
Заключение 38
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

уровень и качество жизни населения России.docx

— 95.59 Кб (Скачать)

Коэффициент дифференциации фондов (позволяющий выявить глубину  неравенства). Резкое возрастание его  значений наблюдалось в 1991-1992 гг. Тогда, по официальным данным Госкомстата России, значение данного коэффициента подскочило с 4,5 до 12. В течение последующих 12 лет значение коэффициента увеличилось на 2,8, достигнув значения 14,8.

По регионам России его  значение варьирует в широком  диапазоне – от 8,4 в Ивановской области до 51,8 в Москве. Для сравнения: значение данного показателя в 2000 г. в США составило 15,7; Германии – 6,9; Италии – 11,7; Швеции – 6,2; Великобритании (1999 г.) – 13,6; во Франции (1995 г.) – 9,0.

Следует учитывать, что официальные  данные, которыми располагают отечественные  госорганы статистики, являются заниженными, поскольку не отражают доходы, скрытые  от налогообложения.

За короткое время в  материальном благосостоянии россиян  возник чудовищный разрыв: на одном  полюсе – одна шестая часть населения, на которую приходится 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности, на другом – более 60% населения, которое согласно соответствующему международному критерию является бедным. Для сравнения: в Японии (2002 г.) – 4%, в Германии (2004 г.) – 9,1%, в США (2007 г.) – 11,7%.

По данным выборочного  обследования Госкомстата России, в  2006 г. 42,2% населения оценивали личное материальное положение как «плохое» и «очень плохое». Результаты социологического опроса, проведенной группой «РАМИР-мониторинг» в разных регионах страны, показали, что 54% населения живет «одним днем», не делая каких-либо сбережений. У 10% опрошенных не хватает средств на питание, у 41% - на одежду, у 33% - на покупку предметов длительного пользования. Симптоматично, что среди бедных значительную часть составляет дееспособное население с высшим образованием и нормальным трудовым поведением. Так, в 2006 г. безработными были около 900 тыс. человек, имеющих высшее и неполное высшее образование[10,c.310].

Поляризация населения России по уровню и качеству жизни продолжает увеличиваться. Согласно опубликованным в среду данным Росстата, в I полугодии 2006г. вновь выросло социальное расслоение жителей страны по уровню номинальных  денежных доходов. Это произошло  после того, как в 2005г. наметилась благоприятная тенденция к снижению социально-экономической дифференциации населения.

По статистике, в I полугодии 2006г. 10% наиболее обеспеченных россиян  в сумме получили 29,9% всех денежных доходов, тогда как год назад  полученные ими доходы составили 29,6% всей суммы. Вместе с тем, 10% самых  малообеспеченных граждан России в I полугодии 2006г. получили лишь 2,0% суммарных  доходов (год назад - также 2,0%). То есть по сравнению с I половиной 2005г. богатые  граждане стали еще богаче, а бедные остались также бедны[10,c.315]. 

Данная тенденция происходит на фоне роста доходов россиян. Их номинальная величина превысила  в I полугодии 2006г. уровень I половины 2005г. на 23,2%, реальная величина (после поправки на инфляцию и вычета обязательных налогов и платежей) - на 11,1%.

О росте поляризации населения  по уровню доходов говорит и рост рассчитываемого статистиками коэффициента фондов, который указывает на степень  социального расслоения в обществе. В I половине 2006г. суммарные доходы 10% самых богатых россиян превысили  доходы 10% самых бедных в 14,9 раза, хотя год назад это превышение составляло лишь 14,5 раза.

По статистике, в I полугодии 2006г. 21,2% россиян имели доходы более 12000 руб. в месяц, тогда как год  назад их было лишь 13,5%. 

Главным источником доходов  россиян по-прежнему остается зарплата (в том числе т.н. «серая» или  теневая), на которую приходится 66,8% всей суммы получаемых россиянами доходов. Около 11,9% всех доходов составляют социальные выплаты, 10,9% - доходы от предпринимательской деятельности, 8,6% - доходы от собственности, 1,8% - другие доходы.

По данным Белгородстата социальную сферу характеризуют следующие показатели: реальные денежные доходы на душу населения в октябре 2006 года к соответствующему месяцу 2005 года выросли на 11,4%; по величине средней номинальной начисленной заработной платы (в сентябре 2006 года она составляла 7251,2 рубля) Белгородская область стоит на 2 месте после Липецкой области, где этот показатель составляет 7589,5 рубля.

В области отмечен один из самых низких уровень официально зарегистрированной безработицы 1,3% (ниже только в Липецкой 0,7%).

Таким образом, в течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация.

Реальные доходы населения  систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства.

 

 

  1. Пути решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения в России

    1. Программа повышения уровня и качества жизни населения России

 

Государственные программы  стабилизации доходов имеют место  в различных странах. Но порядок  их формирования различен.

Одна часть средств  таких программ формируется через  государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств  образуется за счет прибыли на самих  предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма»  около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств  — за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных  программ помощи удовлетворяются потребности  в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся  в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется  тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости  от труда, но при этом принимаются  во внимание и размеры удовлетворенных  потребностей.

Второе направление характеризуется  тем, что проводимые выплаты не имеют  связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты  направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным  работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой  дотации зависит от количества детей  и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления  определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот  и услуг, поступает населению  непосредственно в натуральной  форме через соответствующие  учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств  формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться  по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального  труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной  помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют  в этом потребность и только в  меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей  степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может  оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты  по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, проект которой опубликован  на официальном сайте Правительства  РФ, направлена на обеспечение устойчивого  повышения уровня жизни населения  и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической  и политической роли страны в мировом  сообществе.  
           Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации[2]:

- повышение материального уровня  жизни населения;

- повышение уровня здоровья  населения;

- обеспечение потребностей в  социальном обслуживании и социальной  поддержке;

- обеспечение продуктивной занятости  и достойных условий труда;

- воспроизводство и развитие  потенциала трудовых ресурсов.

Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Исходя из системы целей Правительства  Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации[2]:

1. Улучшение демографической ситуации  и положения семей с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

2. Повышение благосостояния населения,  снижение бедности и неравенства  по денежным доходам населения.

3. Повышение качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного  обеспечения, особенно для малоимущих  групп населения, обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Повышение эффективности системы  социальной защиты и социального  обслуживания, в первую очередь  пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие продуктивной занятости  населения, обеспечение защиты  прав граждан в области труда. 

    1. Мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения России

 

Основной  целью  социальной  политики  как говорилось выше, является  уменьшение  расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В  рыночной экономике  влияние  государства  на  уровень  доходов  носит  посреднический характер, поэтому  большое значение имеет создание  с  помощью  экономической политики условий для повышения доходов  населения.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут[2]:

- решение демографических проблем  на основе повышения рождаемости  и сокращения смертности;

- реализация приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения  в целях повышения доступности  и качества медицинской помощи;

- поддержка старшего поколения  на основе повышения уровня  пенсионного обеспечения и эффективности  предоставляемой социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению  заработной платы и увеличению занятости  населения, будут способствовать решению  главной задачи – последовательного  повышения уровня и качества жизни  населения, сокращения бедности, обеспечения  всеобщей доступности основных социальных услуг.

1. Цель – улучшение демографической  ситуации и положения семей  с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации[2].

Данная цель направлена на постепенную  стабилизацию численности населения  страны на основе создания условий, благоприятных  для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения  на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной  жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Уровень жизни населения