Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:17, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение темы уровень и качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к уровню и качеству жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России;
Рассмотреть такое понятие, как доходы населения, их виды, источники, формирование;
Рассмотреть сущность и причины дифференциации доходов населения, дифференциацию в оплате труда;
Введение……………………………………………………………..……...стр.3
Глава 1: Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии
§ 1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………...…………стр.5
§ 1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения………………....стр. 8
§ 1.3 Социальные нормативы и потребности………………………………...стр. 12
Глава 2: Доходы населения: виды, источники, формирование
§ 2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов……….....стр. 15
§ 2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………...........стр.19
§ 2.3 Сущность и причины дифференциации доходов населения. Дифференциация в оплате труда……………………………………………....стр.24
§ 2.4 Экономические методы государственного вмешательства в формировании доходов… ………………………………………………………………....….....стр.29
§ 2.5 Средний класс в России………………………………………….…….…стр.32
§ 2.6 Проблема бедности в России и ее показатели………………………... ..стр. 34
§ 2.7 Система социальной защиты населения……………………………… .стр. 37
Заключение………………………………………………………………….…...стр.40 Список литературы………………………………………………………...… .....стр.42
Представители среднего класса в первую очередь должны иметь качественное образование, проводить отпуск вне дома, иметь доступ к качественным платным услугам для себя и детей, обладать сбережениями и т.д.
Верхний средний класс в
Средний класс в России – прослойка населения с доходами от 500 до 3 тыс. долларов на члена семьи в месяц – уже сложился и увеличивается год от года. В разных регионах представление о доходах обеспеченного человека - свое. Москвичи считают себя средним классом, если их доход выше $2000 на члена семьи. Как правило, обязательные атрибуты столичного представителя среднего класса - дача и дорогой автомобиль. Таковых в 2007 году оказалось 10% москвичей.
Численность групп
населения с высокими доходами заметно
выросла за последний год. Сегодня
в России живет 200 тысяч семей
с доходом свыше $1 млн в год.
В 2007 году их было в два раза меньше-100
тысяч.
Это связано, прежде всего, с ростом
благосостояния российского населения.
Кроме того, сказывается, укрепление курса
рубля также способствует росту доходов
населения, номинированных в долларах.[internet]
§ 2.6 Проблема бедности в России и ее показатели
Теоретически бедность представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Возраст среднестатистического бедного в России - 47 лет, в то время как среднестатистического богатого - 33 года, представителя среднего слоя - 42 года. Отличаются бедные и по демографическому составу своих домохозяйств. Здесь выше, чем у населения в целом, доля многодетных, неполных, других проблемных типов семей, в частности, многопоколенных семей с пенсионерами, инвалидами и детьми одновременно. Только 37,8% бедных семей не имеют в своем составе какого-нибудь экономически неактивного взрослого члена семьи (будь то пенсионер или безработный), в то время как для среднестатистической российской семьи такой показатель составляет 47,2%, а для состоятельной - 80,1%...[internet]
Уровень бедности
в стране является важным показателем
социального положения, который
затрагивает не только восприятие его
общественным мнением, но и формирование
государственной политики. Поскольку
уровень бедности является мерилом
благосостояния общества, то реальность,
в которой каждый шестой россиянин, согласно
официальной статистике, относится к категории
бедных, вызывает серьезное беспокойство.
И в богатых странах, и в странах со средним
уровнем доходов задача сокращения бедности
входит в число приоритетных, а ее решение
служит индикатором успеха соответствующего
курса стратегического развития. В странах
Евросоюза планы по сокращению этого явления
формируются в рамках открытого и прозрачного
процесса, осуществляющегося в каждом
государстве – члене ЕС в ходе реализации
планов социальной интеграции. Некоторые
из государств-членов вырабатывают конкретные
планы мероприятий по снижению бедности:
например, в Великобритании с начала 1990-х
гг. действует программа искоренения бедности среди
детей.
Во многих странах – членах Организации
экономического сотрудничества и развития
также проводятся активные мероприятия
по сокращению бедности, причем само явление
считается ключевой социальной проблемой,
а уменьшение ее масштабов – целевой программой
мобилизации усилий для борьбы с ней. Соединенные
Штаты со времен президента Рузвельта
проводят политику в области снижения
уровня бедности и осуществляют регулярный
мониторинг ее выполнения. У Австралии
значительный опыт в сфере реализации
на государственном уровне широкого круга
программ по снижению уровня бедности.
Сокращение бедности и активное управление
социальными рисками, с которыми сопряжены
мероприятия по динамическому развитию,
являются неотъемлемой частью ключевых
политических обязательств правительства
КНР. Подобные программы реализуются в
странах со средним уровнем доходов, таких
как Мексика, Бразилия, Чили, Таиланд, Малайзия,
и предусматривают как мониторинг уровня
бедности на общенациональном уровне,
так и разработку масштабных социальных
проектов по искоренению крайних форм
обнищания.[12, 65-68]
Анализ
данных панельного обследования показывает,
что половина российских семей в 1994–2003
гг. периодически оказывалась за чертой
бедности, а 7% находились в состоянии хронической
бедности. Переломным моментом стал 1998
г., когда в связи с финансовым кризисом
бедность в России быстро распространилась
и достигла беспрецедентных масштабов:
к началу 1999 г. свыше 70 млн человек жили
меньше чем на 4 долл. в день с учетом паритета
покупательной способности. Высокие темпы
экономического восстановления 1999–2002
гг. сохранились и сейчас. В результате
в период с 1998 по 2006 г. ВВП России увеличился
на 57%, а реальные доходы населения – на
65%. Безработица сократилась с 14% в конце
1998 г. до 8% в конце 2003 г., отражая рост занятости
на примерно 10 млн человек (почти на 15%
согласно данным обследования экономической
активности населения) между 1998 и 2003 г.
[17]
Показатели
бедности:
1) Сейчас она концентрируется
среди сельского населения (более детальные
обследования свидетельствуют об абсолютном
преобладании сельской бедности);
2 ) Она все больше охватывает население
с недостаточным уровнем образования;
3) Работа по-прежнему не гарантирует защиты
от бедности;
4) семьи с детьми сталкиваются с повышенным
риском, а многодетные семьи являются
типичными представителями крайне бедных
слоев населения.
Разрыв между городом и деревней продолжает
увеличиваться. Бедность в сельской местности
выражена более резко, чем в городе. По
данным официальной статистики, в 2004 г.
в деревнях с численностью населения меньше
200 человек риск бедности был втрое выше,
чем в мегаполисах, население которых
превышало 3 млн жителей. В 2005 г. в сельских
районах (27% общей численности населения)
уже проживало свыше 51% всего населения,
относящегося к категории крайне бедных.[7,56]
Число безработных
в России в апреле 2008 года выросло на 4,2%
по сравнению с апрелем 2007 года и составило
5 млн человек, или 6,6% экономически активного
населения. Такие данные содержатся в
оперативном докладе РФ.
Согласно представленному
докладу, в январе-апреле 2008 года безработица
снизилась на 0,6% по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года.
В государственных
учреждениях службы занятости населения
в качестве безработных за отчетный период
были зарегистрированы 1,5 млн человек,
в том числе 1,2 млн человек получают пособие
по безработице.
В первом квартале 2007 года число граждан России с доходами ниже прожиточного минимума (3,7 тыс. руб.) снизилось до 16,3% от всего населения. Общий рост уровня жизни приводит к тому, что наблюдается некоторое выравнивание разрыва в уровне бедности между регионами. А вот разрыв между богатыми и бедными не снижается.
Согласно исследованию
Прожиточный минимум
в 2007 году составил 3713 руб. Меньше всего
бедных (живущих меньше чем на эти деньги)
в Ханты-Мансийском АО — 7,9%, Ямало-Ненецком
АО — 8,6%, Санкт-Петербурге — 10,2%. Вопреки
распространенному мнению о высоких московских
заработках столица занимает шестое место:
доходы ниже прожиточного минимума у 13,2%
москвичей.[7, 55-58]
§2.7 Система социальной защиты населения.
Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Основными составляющими системы социальной защиты являются:
1. защита от безработицы;
2. обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;
3. оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;
4. минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения, образования и др..
Социальная защита населения проявляется в разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др. Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности. Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере. Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков. К государственному социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование (ОМС), выплата пособий по государственной социальному страхованию в случае безработицы, потери трудоспособности и т.п.[8, 55-57]
В настоящее время основную работу по соцзащите населения выполняют следующие органы: