Уровень и качества жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение темы уровень и качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к уровню и качеству жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России;
Рассмотреть такое понятие, как доходы населения, их виды, источники, формирование;
Рассмотреть сущность и причины дифференциации доходов населения, дифференциацию в оплате труда;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……...стр.3
Глава 1: Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии
§ 1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………...…………стр.5
§ 1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения………………....стр. 8
§ 1.3 Социальные нормативы и потребности………………………………...стр. 12
Глава 2: Доходы населения: виды, источники, формирование
§ 2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов……….....стр. 15
§ 2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………...........стр.19
§ 2.3 Сущность и причины дифференциации доходов населения. Дифференциация в оплате труда……………………………………………....стр.24
§ 2.4 Экономические методы государственного вмешательства в формировании доходов… ………………………………………………………………....….....стр.29
§ 2.5 Средний класс в России………………………………………….…….…стр.32
§ 2.6 Проблема бедности в России и ее показатели………………………... ..стр. 34
§ 2.7 Система социальной защиты населения……………………………… .стр. 37
Заключение………………………………………………………………….…...стр.40 Список литературы………………………………………………………...… .....стр.42

Файлы: 1 файл

курсовая №1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Представители среднего класса в первую очередь  должны иметь качественное образование, проводить отпуск вне дома, иметь  доступ к качественным платным услугам для себя и детей, обладать сбережениями и т.д.

       Верхний средний класс в России  формируется прежде всего в  области управления, финансовых  услуг, а также в обрабатывающих  и добывающих отраслях. При этом  за годы реформ Россия «экспортировала» в развитые страны около 2 млн. граждан, которые там успешно влились в верхний средний слой.

Средний класс в России – прослойка  населения с доходами от 500 до 3 тыс. долларов на члена семьи в месяц  – уже сложился и увеличивается  год от года.  В разных регионах представление о доходах обеспеченного человека - свое. Москвичи считают себя средним классом, если их доход выше $2000 на члена семьи. Как правило, обязательные атрибуты столичного представителя среднего класса - дача и дорогой автомобиль. Таковых в 2007 году оказалось 10% москвичей.

Численность групп  населения с высокими доходами заметно  выросла за последний год.  Сегодня  в России живет 200 тысяч семей  с доходом свыше $1 млн в год. В 2007 году их было в два раза меньше-100 тысяч.  
Это связано, прежде всего, с ростом благосостояния российского населения. Кроме того, сказывается, укрепление курса рубля также способствует росту доходов населения, номинированных в долларах.[internet]

 

§ 2.6 Проблема бедности в России и ее показатели

Теоретически бедность представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Возраст среднестатистического бедного в России - 47 лет, в то время как среднестатистического богатого - 33 года, представителя среднего слоя - 42 года. Отличаются бедные и по демографическому составу своих домохозяйств. Здесь выше, чем у населения в целом, доля многодетных, неполных, других проблемных типов семей, в частности, многопоколенных семей с пенсионерами, инвалидами и детьми одновременно. Только 37,8% бедных семей не имеют в своем составе какого-нибудь экономически неактивного взрослого члена семьи (будь то пенсионер или безработный), в то время как для среднестатистической российской семьи такой показатель составляет 47,2%, а для состоятельной - 80,1%...[internet]

Уровень бедности в стране является важным показателем  социального положения, который  затрагивает не только восприятие его  общественным мнением, но и формирование государственной политики. Поскольку  уровень бедности является мерилом  благосостояния общества, то реальность, в которой каждый шестой россиянин, согласно официальной статистике, относится к категории бедных, вызывает серьезное беспокойство. 
            И в богатых странах, и в странах со средним уровнем доходов задача сокращения бедности входит в число приоритетных, а ее решение служит индикатором успеха соответствующего курса стратегического развития. В странах Евросоюза планы по сокращению этого явления формируются в рамках открытого и прозрачного процесса, осуществляющегося в каждом государстве – члене ЕС в ходе реализации планов социальной интеграции. Некоторые из государств-членов вырабатывают конкретные планы мероприятий по снижению бедности: например, в Великобритании с начала 1990-х гг. действует программа искоренения бедности среди  детей.  
 Во многих странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития также проводятся активные мероприятия по сокращению бедности, причем само явление считается ключевой социальной проблемой, а уменьшение ее масштабов – целевой программой мобилизации усилий для борьбы с ней. Соединенные Штаты со времен президента Рузвельта проводят политику в области снижения уровня бедности и осуществляют регулярный мониторинг ее выполнения. У Австралии значительный опыт в сфере реализации на государственном уровне широкого круга программ по снижению уровня бедности. Сокращение бедности и активное управление социальными рисками, с которыми сопряжены мероприятия по динамическому развитию, являются неотъемлемой частью ключевых политических обязательств правительства КНР. Подобные программы реализуются в странах со средним уровнем доходов, таких как Мексика, Бразилия, Чили, Таиланд, Малайзия, и предусматривают как мониторинг уровня бедности на общенациональном уровне, так и разработку масштабных социальных проектов по искоренению крайних форм обнищания.[12, 65-68]  
           Анализ данных панельного обследования показывает, что половина российских семей в 1994–2003 гг. периодически оказывалась за чертой бедности, а 7% находились в состоянии хронической бедности. Переломным моментом стал 1998 г., когда в связи с финансовым кризисом бедность в России быстро распространилась и достигла беспрецедентных масштабов: к началу 1999 г. свыше 70 млн человек жили меньше чем на 4 долл. в день с учетом паритета покупательной способности. Высокие темпы экономического восстановления 1999–2002 гг. сохранились и сейчас. В результате в период с 1998 по 2006 г. ВВП России увеличился на 57%, а реальные доходы населения – на 65%. Безработица сократилась с 14% в конце 1998 г. до 8% в конце 2003 г., отражая рост занятости на примерно 10 млн человек (почти на 15% согласно данным обследования экономической активности населения) между 1998 и 2003 г. [17] 
     

Показатели  бедности: 
1) Сейчас она концентрируется среди сельского населения (более детальные обследования свидетельствуют об абсолютном преобладании сельской бедности);  
2 ) Она все больше охватывает население с недостаточным уровнем образования;  
3) Работа по-прежнему не гарантирует защиты от бедности;  
4)  семьи с детьми сталкиваются с повышенным риском, а многодетные семьи являются типичными представителями крайне бедных слоев населения.  
Разрыв между городом и деревней продолжает увеличиваться. Бедность в сельской местности выражена более резко, чем в городе. По данным официальной статистики, в 2004 г. в деревнях с численностью населения меньше 200 человек риск бедности был втрое выше, чем в мегаполисах, население которых превышало 3 млн жителей. В 2005 г. в сельских районах (27% общей численности населения) уже проживало свыше 51% всего населения, относящегося к категории крайне бедных.[7,56] 
       Число безработных в России в апреле 2008 года выросло на 4,2% по сравнению с апрелем 2007 года и составило 5 млн человек, или 6,6% экономически активного населения. Такие данные содержатся в оперативном докладе  РФ.  
       Согласно представленному докладу, в январе-апреле 2008 года безработица снизилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
         В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных за отчетный период были зарегистрированы 1,5 млн человек, в том числе 1,2 млн человек получают пособие по безработице.

В первом квартале 2007 года число граждан России с  доходами ниже прожиточного минимума (3,7 тыс. руб.) снизилось до 16,3% от всего населения. Общий рост уровня жизни приводит к тому, что наблюдается некоторое выравнивание разрыва в уровне бедности между регионами. А вот разрыв между богатыми и бедными не снижается.

         Согласно исследованию Всероссийского  центра уровня жизни (ВЦУЖ), уровень  бедности в России постепенно  снижается. Но региональные различия  и дифференциация по доходам  все еще крайне велики. В целом  по России численность населения  с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 18,9% в первом квартале 2006 года до 16,3% в первом квартале 2007 года. Количество граждан России с доходами ниже прожиточного минимума снизится к 2010 году до 10,7%. [17] 
       Прожиточный минимум в 2007 году составил 3713 руб. Меньше всего бедных (живущих меньше чем на эти деньги) в Ханты-Мансийском АО — 7,9%, Ямало-Ненецком АО — 8,6%, Санкт-Петербурге — 10,2%. Вопреки распространенному мнению о высоких московских заработках столица занимает шестое место: доходы ниже прожиточного минимума у 13,2% москвичей.[7, 55-58]

 

§2.7 Система социальной защиты населения.

Социальная  политика государства — это комплекс организационных, экономических и  других мероприятий по улучшению  материального благосостояния, духовному  и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Основными составляющими системы социальной защиты являются:

1. защита от безработицы;

2. обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;

3. оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;

4. минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения, образования и др..

Социальная  защита населения проявляется в  разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др.  Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности. Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере. Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков. К государственному социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование (ОМС), выплата пособий по государственной социальному страхованию в случае безработицы, потери трудоспособности и т.п.[8, 55-57]

В настоящее  время основную работу по соцзащите  населения выполняют следующие органы:

  1. Государственные органы социальной защиты населения;
  2. Специализированные  общественные и профессиональные организации;
  3. Негосударственные коммерческие структуры;
  4. Фонды благотворительности и милосердия;
  5. Религиозные организации;
  6. Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников;
  7. Политические п<span class="dash0

Информация о работе Уровень и качества жизни населения