Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:44, реферат
Теория праздного класса появилась на свет благодаря социальному теоретику Торстейну Веблену. Его по праву считают основоположником данного институционалистического направления. «Теория праздного класса» была написана в 1899 году.
Праздный класс - по Т.Веблену - группы общества, не занятые производительным трудом и ориентированные на показное потребление.
Введение………………………………………………………………………. 3
Происхождение и природа праздного класса………………………... 3
Зарождение собственности……………………………………………. 4
Демонстративная праздность и демонстративное потребление……. 5
Заключение……………………………………………………………………. 8
Список литературы…………………………………………………………… 10
И последняя стадия человеческого развития вступает в свои права тогда, когда люди принимаются маскировать собственную хищническую природу. То есть в более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся миролюбивые навыки только хоронились под маской мирных форм поведения. К этому моменту окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды. Внешние признаки отличий содержались в выставленном напоказ безделье и потреблении, которое было рассчитано на демонстрирование богатства.
Получается, своей теорией
Веблен доказал, что в рыночной экономике
потребители подвергаются всевозможным
видам общественного и
Так что же такое демонстративное потребление? В первую очередь, это потребление товаров и услуг сверх необходимости. Например, все мы привыкли к фразе «автомобиль не роскошь, а средство пере6движения». Однако приобретение слишком дорой автомашины, обладающей свойствами, в которых нет необходимости (как правило, это какой-то особенный дизайн) или нескольких автомобилей - это демонстративное потребление. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими начинает отличать человека от окружающих (возникает эффект завистливого сравнения).
Демонстративная праздность, если следовать аналогии, - это непроизводственное потребление времени, которое осуществляется соответствующим образом. Самыми яркими примерами могут послужить изучение иностранных языков или обучение игре на фортепиано. Вряд ли человеку в жизни будут необходимы эти навыки (в особенности, если это будут уже неиспользуемые или просто редко употребляемые наречия), так что подобное образование - пример праздного потребления времени.
Помимо демонстративной, существует ещё и подставная праздность. Она представляет собой некоторого рода подставное использование как времени, так и каких-то материальных ценностей в таком количестве, какое необходимо для выполнения нормы денежного благополучия.
Соответстве6нно, в этой
теории критерием, разделяющим общество
на классы, является стимул к конкуренции.
Этот же стимул, а также и само
соперничество приводит общество к
возникновению частной
Однако, несмотря на объективно различающееся материальное положение представителей различных классов, Веблен акцентирует внимание на том, что различия между классами представляют собой исключительно различия в сознании.
Конечно, помимо различий в сознании, имеются ещё и вещественные символы социального статуса. Обычно это такие предметы потребления, которые свидетельствуют косвенным способом на принадлежность личности к тому или другому классу посредством характеристик потребления человека.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Т. Веблен. Теория праздного класса. – М.: ПРОГРЕСС, 1984. – 367с.