Теория праздного класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Теория праздного класса появилась на свет благодаря социальному теоретику Торстейну Веблену. Его по праву считают основоположником данного институционалистического направления. «Теория праздного класса» была написана в 1899 году.

Праздный класс - по Т.Веблену - группы общества, не занятые производительным трудом и ориентированные на показное потребление.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Происхождение и природа праздного класса………………………... 3
Зарождение собственности……………………………………………. 4
Демонстративная праздность и демонстративное потребление……. 5
Заключение……………………………………………………………………. 8
Список литературы…………………………………………………………… 10

Файлы: 1 файл

реферат ИЭУ.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

И последняя стадия человеческого развития вступает в свои права тогда, когда люди принимаются маскировать собственную хищническую природу. То есть в более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся миролюбивые навыки только хоронились под маской мирных форм поведения. К этому моменту окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды. Внешние признаки отличий содержались в выставленном напоказ безделье и потреблении, которое было рассчитано на демонстрирование богатства.

 

Получается, своей теорией  Веблен доказал, что в рыночной экономике  потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать  неразумные решения. Зачастую последующие  поступки приводят к расточительству, что, в свою очередь, может привести и к банкротству. Происходит так, потому что высшие почести возводятся тем группам, кто, благодаря контролю над частной собственностью, извлекает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Отсюда напрашивается заключение: рыночную экономику будет характеризовать не столько результативность, эффективность и соответствие поставленным целям, сколько демонстративное расточительство, преднамеренное снижение объемов производительности и завистливое сопоставление.

Так что же такое демонстративное  потребление? В первую очередь, это  потребление товаров и услуг  сверх необходимости. Например, все  мы привыкли к фразе «автомобиль  не роскошь, а средство пере6движения». Однако приобретение слишком дорой  автомашины, обладающей свойствами, в которых нет необходимости (как правило, это какой-то особенный дизайн) или нескольких автомобилей - это демонстративное потребление. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими начинает отличать человека от окружающих (возникает эффект завистливого сравнения).

Демонстративная праздность, если следовать аналогии, - это непроизводственное потребление времени, которое осуществляется соответствующим образом. Самыми яркими примерами могут послужить изучение иностранных языков или обучение игре на фортепиано. Вряд ли человеку в жизни будут необходимы эти навыки (в особенности, если это будут уже неиспользуемые или просто редко употребляемые наречия), так что подобное образование - пример праздного потребления времени.

Помимо демонстративной, существует ещё и подставная праздность. Она представляет собой некоторого рода подставное использование как  времени, так и каких-то материальных ценностей в таком количестве, какое необходимо для выполнения нормы денежного благополучия.

Соответстве6нно, в этой теории критерием, разделяющим общество на классы, является стимул к конкуренции. Этот же стимул, а также и само соперничество приводит общество к  возникновению частной собственности. Ведь конкуренция - это желание показать, что индивид в чем-то преуспел в большей степени, чем остальные. И, завладев большим объемом имущества, он свое богатство (или удачу) может продемонстрировать.

 

Однако, несмотря на объективно различающееся  материальное положение представителей различных классов, Веблен акцентирует внимание на том, что различия между классами представляют собой исключительно различия в сознании.

Конечно, помимо различий в сознании, имеются ещё и вещественные символы  социального статуса. Обычно это такие предметы потребления, которые свидетельствуют косвенным способом на принадлежность личности к тому или другому классу посредством характеристик потребления человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

 

Т. Веблен. Теория праздного  класса. – М.: ПРОГРЕСС, 1984. – 367с.

 

 

 


Информация о работе Теория праздного класса