Теория праздного класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Теория праздного класса появилась на свет благодаря социальному теоретику Торстейну Веблену. Его по праву считают основоположником данного институционалистического направления. «Теория праздного класса» была написана в 1899 году.

Праздный класс - по Т.Веблену - группы общества, не занятые производительным трудом и ориентированные на показное потребление.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Происхождение и природа праздного класса………………………... 3
Зарождение собственности……………………………………………. 4
Демонстративная праздность и демонстративное потребление……. 5
Заключение……………………………………………………………………. 8
Список литературы…………………………………………………………… 10

Файлы: 1 файл

реферат ИЭУ.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ 
Волгоградский государственный технический университет

Факультет экономики  и управления

Кафедра мировой экономики  и экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа по истории экономических

учений на тему: « Теория праздного класса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила: Тулякова М. О.

                                 Гр. Э-157

 

                                                        Проверил: К.Э.Н., доцент

  Синицына Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011

 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….   3

  1. Происхождение и природа праздного класса………………………...   3
  2. Зарождение собственности…………………………………………….   4
  3. Демонстративная праздность и демонстративное потребление…….   5

Заключение…………………………………………………………………….   8

Список  литературы……………………………………………………………  10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория праздного класса появилась на свет благодаря социальному  теоретику Торстейну Веблену. Его  по праву считают основоположником данного институционалистического направления. «Теория праздного класса» была написана в 1899 году.

 

Праздный класс - по Т.Веблену - группы общества, не занятые производительным трудом и ориентированные на показное потребление.

 

Праздный класс в  целом включал в себя представителей знати и священнослужителей вместе с многочисленным их окружением. Соответственно, разнообразны и занятия среди этого класса, но они имеют общую экономическую черту – непроизводительный характер деятельности. Эти непроизводительные виды деятельности высшего класса можно грубо распределить на следующие сферы: управление, военное дело, религия, спорт и развлечения.

 

Интересующими моментами  в этой работе являются происхождение  и природа праздного класса, с  одной стороны, и истоки индивидуальной собственности – с другой.

 

 

 

  1. Происхождение и природа праздного класса

 

Институт праздного  класса зарождался постепенно. Это начало происходило во время перехода от миролюбивого уклада жизни к воинственному укладу.

Для возникновения института  праздного класса необходимо соблюдение следующих условий:

1.        У общности должен быть хищнический  уклад жизни;

2.        Средства для поддержания жизнедеятельности  должны быть достижимы на сравнительно  свободных условиях. Это условие  необходимо для того, чтобы появилась возможность освободить существенное количество индивидов от непрерывного участия в трудовой деятельности.

 

Ранней дифференциацией, из которой возникло расслоение общества на праздный и рабочий классы, является поддерживающиеся на низших ступенях варварства различие между мужской и женской работой.

 

Институт праздного  класса достигает точки своего наивысшего развития на более поздней ступени существования варварской культуры (к примеру, в феодальной Европе). В подобных обществах различия между классами соблюдаются чрезвычайно строго и специфической особенностью классовых свойств, являются отличия между видами деятельности подобающих отдельным классам. Верхние пласты общества освобождаются от производственной деятельности. С этого момента за ними фиксируются те занятия, которые принято считать более престижными (например, военное дело или управление государством). Существует правило: верхние страты социума не могут заниматься производственной деятельностью. Одновременно в этом содержится и экономическое выражение их более высокого, чем у остальных, положения.

 

Институт праздного  класса зарождался из начавшегося ранее размежевания видов деятельности. Согласно такому разделению, одни виды деятельности считаются более почетными (это разнообразная доблестная деятельность), а другие - менее (сюда входят, в основном, необходимые повседневные занятия).

 

 

 

  1. Зарождение собственности

 

В процессе эволюции культуры возникновение праздного класса совпадает с зарождением собственности. Это естественно, так как эти два института являются результатом действия одних и тех же экономических сил. На этапе зарождения это всего лишь разные аспекты одних и тех же общих фактов о строении общества.

 

Самой ранней формой собственности  является собственность на женщин со стороны мужчин. Первоначальной причиной захвата и присвоения женщин была, вероятно, их полезность в качестве трофеев. Практика захвата у врагов женщин в качестве трофея привела к возникновению собственности в форме брака, приведшему к семье с мужчиной во главе. Вслед за этим рабство распространяется на других пленников и людей. Продуктом сопреничества в условиях хищничества таким образом явился обычай владения собственностью. Понятие собственности распространяется от женщин как объектов собственности на продукты их труда; таким образом, возникает собственность как на людей, так и на вещи.

 

Затем, начальная стадия развития института собственности, основанная на присвоении и обращении в свою пользу, переходит в следующую  стадию – стадию организации производства, зарождающегося на основе частной собственности ( на рабов).

 

По мере того как хищническая  деятельность вытесняется производственной деятельностью, трофеи хищнических  набегов как общепринятый показатель успеха и превосходства в силе, постепенно, но все более заменяются накопляемой собственностью. В последствие для того, чтобы овладеть почетным положением в социуме, владение определенной собственностью становится обязательным. Когда обладание собственностью делается основанием для уважения людей, оно становится также необходимым для самоуважения. Также, мотивом к накоплению имущества становится власть, даруемая богатством. Так возникает демонстративное потребление, а также и демонстративная праздность.

 

 

  1. Демонстративная праздность и демонстративное потребление.

 

Костяком, на котором основывается позитивная репутация, теперь является денежная сила. Логично, что теперь необходимо демонстрировать наличие денежных средств. Это возможно, благодаря праздности и демонстративному потреблению.

 

Занимающий высшее положение класс теперь теряет стимул к усердию. Производственная трудовая деятельность постепенно становилась показателем более низкого  положения в обществе. Для того, чтобы заслужить и сохранить уважение людей, недостаточно лишь обладать богатством и властью. Это богатство или власть нужно сделать очевидными, так как уважение оказывается только по представлению доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение наличия денежных средств, а, следовательно, и превосходства силы в целом. На квазимиролюбивой стадии производства богатство состоит главным образом из рабов, а выгоды, происходящие из обладания таким богатством и властью, имеют форму в основном личного услужения его непосредственных плодов. Демонстративное воздержание от труда становится, таким образом, традиционным признаком превосходства в денежных успехах и общепризнанным показателем степени заслуженного почета.

 

Повсеместно, где начинает срабатывать  критерий демонстративной праздности, появляется и второстепенный праздный слой. Он крайне беден, но все равно не способен снизойти до прибыльных занятий. Чаще всего это либо те люди, которые достаточно недавно обанкротились и ещё не могут привыкнуть к своему новому положению. Либо группа индивидов, которые стремятся выдать желаемое за действительное и, не имея достаточных запасов и пассивных доходов, ведут праздный образ жизни. В последствии они, разумеется, могут быть разорены.

 

Если бы институт праздного класса не возник сразу же с появлением частной собственности, то в силу бесславия, которое приписывалось занятости в труде, он бы появился в любом случае в качестве одного из первых последствий обладания собственностью. И хотя праздный класс существовал со времен зарождения хищнической культуры, с переходом от хищнической к денежной стадии культуры институт праздного класса приобрел новый смысл. Именно с этого времени он стал являться «праздным классом» как на деле, так и в теории.

 

В довершение всего труд был не только позорен в глазах общества, но и считался морально невозможен для благородных, рожденных свободными людей и несовместим с достойной жизнью.

 

Термин праздности не имеет ничего общего с леностью. Он только лишь подразумевает непроизводственное использование времени. Как уже говорилось, институт праздного класса зарождается вместе с институтом собственности, который появлялся с возникновением собственности на других людей. Среди них были пленники после завоеваний, жертвы долгового рабства и, главным образом, женщины. В результате они становились не только прислугой, но иногда и женами господина. Однако их праздность ключевым образом отличается от полноправной праздности господина. Основное различие заключается в том, что за женой или прислугой все равно закрепляются особенности достаточно непростого труда (женщины занимались обслуживанием своего господина и обстановки в доме). Именно поэтому праздностью это можно назвать только лишь в том смысле, что представители настоящего пласта исполняют относительно небольшую производственную работу. Таким образом, возникает ещё один побочный, или, иначе говоря, производный праздный слой. Его функция заключается в представлении праздности подставным образом, с целью повышения почета первичного праздного класса. Подразумевается, что чем богаче сам человек, тем богаче его окружение: жена, дети, слуги и тем они многочисленнее.

 

Для того чтобы наглядно показать и подтвердить собственную  праздность в глазах окружающих, зарождается  феномен праздного потребления. Это потребление наблюдалось в наиболее ярком виде в ношении ливрейных нарядов или в создании просторных помещений для прислуги. Другой формой подставного потребления, гораздо более распространенной было потребление пищи, одежды, жилья и обстановки госпожой и остальными членами семьи.

 

 На ранних стадиях экономического развития потребление товаров, особенно высокосортных, принадлежало обыкновенному праздному классу. Это ограничение исчезает, по крайней мере формально, после того, как общество достигает в своем развитии более поздней, миролюбивой стадии с частной собственностью на материальные ценности и системой производства, основанной на наемном труде либо на мелком домашнем хозяйстве. Но на ранней квазимиролюбивой стадии, когда формировалось и обретало постоянство множество традиций, с помощью которых институт праздного класса оказывал действие на дальнейшее развитие экономической жизни общества, это правило имело силу общественного закона. Для общества это служило дополнительным доказательством благородного происхождения и высокого положения личности. Например, черная икра используется людьми высших сословий не столько как средство утоления голода, сколько показатель праздности, потому как стоит она довольно дорого. Кроме того, праздное потребление касается не только образа жизни, питания и развлечений человека. Оно зачастую влияет и на воспитание, образование и духовное развитие личности.

 

Вся подразделенная система  подставной праздности и подставного  потребления подчинена следующему правилу: обязанности подставной праздности и подставного потребления должны выполняться таким образом, при таком условии, которые бы ясно указывали на хозяина, которому принадлежит эта праздность или потребление, к чьему имени, следовательно, прибавляется заслуженная добрая слава.

 

Сравнительно меньшее  обращение к демонстративной  праздности как к основе репутации происходит впоследствии благодаря тому, что становится относительно выше эффективность потребления как свидетельств обладания богатством, однако частично это явление объясняется и другой причиной, идущей в какой –то степени вразрез с обычаем демонстративной праздности.

 

Этим враждебным фактором является инстинкт мастерства. Этот инстинкт ограничивает человека, не позволяя ему (в особенности на миролюбивой стадии) проявлять обыкновенную расточительность. Для того чтобы расстаться с деньгами, индивиду необходима хотя бы показная цель. Здесь вполне можно использовать все тот же пример с черной икрой, когда человек стремится её употреблять якобы не потому что она так дорого стоит, но по причине голода.

 

Кроме того, до тех пор, пока производственная трудовая деятельность продолжает выполняться наемными работниками или вовсе рабами, люди продолжают воспринимать её как унизительную, что препятствует инстинкту мастерства оказывать серьезное влияние. Однако в тот момент, когда квазимиролюбивая стадия преобразуется в миролюбивую производственную стадию, чертами которой являются наемный труд и денежная оплата, инстинкт мастерства вырабатывает убеждения индивидов относительно того, что достойно поощрения.

 

 

 

 

 

 

 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

 

 

В заключение хотелось бы выделить основные характеристики исторических стадий человеческого развития, которые выделял Торстейн Веблен:

1.        миролюбивая;

2.        хищническая;

3.        квазимиролюбивая.

Дело в том, что на различных этапах человечество жило в обстоятельствах взаимного сотрудничества. Ранее, как представлялось автору концепции, не существовало ни собственности, ни обмена или механизма цен. Этот этап жизни человечества Торстейн Веблен назвал миролюбивой стадией. Уже впоследствии, когда был накоплен избыток материальных благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править остальными людьми, потому что к этому момента часть населения была освобождена от необходимости участвовать в производственном процессе. Таким образом, и началось зарождение института праздного класса. По мере того, как мирные занятия исчезали, уступая место грабежам и военным походам, начинала зарождаться хищническая стадия развития. Именно на этом этапе развития и начал подавляться генетически свойственный индивиду инстинкт мастерства. Если прежде человек боролся с природой, то теперь ему приходилось сражаться в основном с другими людьми. В центре нового образа жизни появилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

Информация о работе Теория праздного класса