Веблен "Теория праздного класса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:30, доклад

Краткое описание

В своей работе Т. Веблен «Теория праздного класса» пишет о том, что на протяжении развития человечества всегда существовали люди, которые освобождены от общей работы. Производительный труд касается низших слоев, для которых это является обычным средством к существованию. Поскольку они примерились к такому образу жизни, то ля них труд не является унизительным, наоборот они испытывают гордость от того, что их работа носит производственный характер.

Файлы: 1 файл

veblen_teoriya_prazdnogo_klassa_etos_prazdnosti_v_chem_ego_s.docx

— 18.88 Кб (Скачать)

 

 

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социологии

 

 

 

ЭССЕ

На тему: Веблен «Теория праздного класса»

«Этос праздности» – в чем его сущность.

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

очного отделения

Анохина Елена

Научный руководитель:

Коньков А.Т.

 

2011 год

В своей  работе Т. Веблен  «Теория праздного класса»  пишет о том, что на протяжении развития человечества всегда существовали люди, которые освобождены от общей работы. Производительный труд касается низших слоев, для которых это является обычным средством к существованию. Поскольку они примерились к такому образу жизни, то ля них труд не является унизительным, наоборот они испытывают гордость от того, что их работа носит производственный характер.

Разберем иной класс, который занимает высшее положение и воздерживается от производительной деятельности. Его Веблен называет «Праздным классом». Труд для данного класса является показателем более низкого положения и недостойным высокого звания человека. Характерные занятия праздного класса – это управление, войны, спорт, религия и развлечения. Здесь напрашивается мысль, что праздный класс – это неподвижные лентяи, которые брезгливо относятся к зарабатыванию средств к существованию производительным трудом. Это отнюдь не так и можно объяснить  это следующим образом.

Если заработать на жизнь теперь можно и без занятия охотой или другим видом деятельности, которые, конечно же, относятся к разряду доблестной, то праздный класс  демонстративно отказывается от полезных занятий, отдавая предпочтение именно той занятости, которая не относится к производительной. Нужно отметить, что в этом они следуют основному мотиву – не увеличить состояние посредством производительных усилий. Скорее, это прибыль, получаемая почетным  способом, а именно захватом и обращением в свою пользу.

Можно сказать, что для праздного класса их деятельность является необходимостью поддержания статуса особенности, отличности от остального общества и возвышенностью над ним. 

Следует отметить, что праздный класс, это не обязательно богатые люди. Некоторые абсолютно бедные люди, которые морально не способные снизойти до прибыльных занятий, принадлежали к праздному классу, предпочитая свободу работе. Так как и низший класс может быть праздным, целесообразно провести какое-то отличие, дабы лучше понять сущность праздного класса. В этом нам поможет следующее  высказывание Веблена: «Для того чтобы заслужить и сохранить уважение людей, недостаточно лишь обладать богатством и властью. Богатство или власть нужно сделать очевидным, ибо уважение оказывается только по представлении доказательств». Отсюда напрашивается вывод, что сущность праздного класса, заключается в демонстрировании окружающим иметь возможность праздности. И важно показать это в свете чего-то возвышенного и запредельного.

Отсюда следует понятие «демонстративная праздность» в данном аспекте рассмотрим  его следующим образом: человек отказывается от труда, дабы не опозориться в глазах общества и не снизить свой статус. Причем очень важно как поведение индивида воспринимается другими членами общества. Для самого же индивида тоже важно как воспринимает его общественное мнение.  Отсюда следует, что чтобы являться подлинным представителем праздного класса, необходимо не просто иметь возможность быть свободным от производительного труда, важнее демонстрировать эту возможность.

Если отбросить исторический аспект и просмотреть это положение с современной точки зрения, то можно привести множество примеров по этому поводу. Нередко человек гонится за чем-то мало доступным, исключительным, тем, что будет отличать его от других. Например, это может быть коллекционирование или приобретение редких, дорогих вещей, которые ценятся в данном обществе. Причем эта вещь будет цениться не постольку за свои внешние признаки или способы предназначения, а поскольку за наличие ее самой. Ведь мы ценим все то, что редко.  Также демонстративную праздность можно показать на примере современной рекламы, где чтобы привлечь внимание потребителя на товар, обязательно скажут  о его редкости и труднодоступности к приобретению. Это, конечно же, заинтересует покупателя и он непременно приобретет продукцию.

Итак, для того чтобы демонстрировать праздность, еще необходимо было разработать систему демонстрации – жесты, род разрешаемых занятий, разрешенные места проведения досуга, более того создавались правила этикета. Этот вывод сделан на основе того, что пишет Веблен: «Утонченный вкус, изысканные манеры и образ жизни являются пригодными доказательствами благородного происхождения, потому что хорошее воспитание требует времени, сил и расходов и следовательно, выходит за пределы возможностей тех, чьи силы и время поглощаются работой».  Отсюда следует, что владение этими манерами, доказывает, что человек принадлежит к праздному классу.

Чтобы более четко продемонстрировать это положение, Веблен приводит примеры в историческом аспекте, но мы также рассмотрим это положение в более современном варианте. Например, можно разобрать своеобразную культуру «воров в законе», которые по всем определениям относятся к праздному классу. Образ жизни им диктует так, что они не имеют право заниматься рабочей деятельностью, труд для них чужд. Они имеют свой род разрешаемых занятий, свой отличительный, даже можно сказать не доступный для понимания иных классов общества язык. Отличительными знаками или символами будут являться татуировки на теле,  каждая из которых несет свой определенный смысл и определяет статус человека в данном обществе.

Но если еще раз вернуться к Веблену, то можно отметить, что «Демонстративную праздность» он анализирует еще и на примере современного ему высшего образования в буржуазном обществе. И с этим нельзя не согласиться. Он пишет, что высшее образование – это тоже одна из обширных сфер деятельности, подчиненная законам праздного образа жизни. Большим почетом в системе буржуазного высшего образования пользуется, например, классическая филология и древние языки. Исходя из этого, если человек образован, следовательно, он был освобожден от производства, так как чтобы получить образование нужно потратить время и средства, что является недоступным для низшего класса. 
Рассмотрим еще одно, не менее важное положение Веблена. Он пишет, о побочном, или производном, праздном слое. «Его функция – представлять праздность подставным образом, ради почета первичного, законнорожденного праздного класса». Этот подставной праздный отличается от праздного класса свойственному ему образу жизни.  Праздность слоя господ – это проявление предрасположения, по крайней мере показного избегать труд, эта праздность, как полагают сами господа, приумножает их благополучие и заполняет жизнь. Праздность слоя слуг, освобожденных от производительного труда, является в некотором роде вынужденной и обычно не направлена или направлена в первую очередь на их собственное благо. Праздность слуги – это не его собственная праздность. Праздность слуги протекает под видом специализированной службы, отвечающей тому, чтобы способствовать проявлению жизни своего господина во всей ее полноте. Хороший слуга должен знать свое место – это первое необходимое качество, и его наличие должно быть заметно. Иными словами имеется ввиду, что  происходит самоутверждение хозяина с помощью слуги. Человек самоутверждается, показывает свой статус и возможности за счет других людей. Хорошая прислуга должна знать манеры, должна быть специализированна в своей области и хорошо знать свое дело. Ведь слуга обслуживает не только хозяина, но и его гостей. Хороший слуга в глазах гостей поднимает статус хозяина. Но не только через слугу можно демонстрировать праздность. Нередки те случаи, когда родители, можно сказать, используют своих детей в этом отношении, это может проявляться в использовании дорогих украшений, когда родители еще будучи совсем маленькому ребенку прокалывают ушки и надевают золотые серьги, дабы показать что они могут себе позволить в приобретении редкого товара (ведь золото это далеко не всем доступное приобретение), также отправить ребенка в элитную, дорогую школу за границу, что тоже далеко не всем доступно. Можно привести пример, когда богатые мужья грубо говоря закидывают подарками, вещами и иными дорогими атрибутами для безупречной внешности своих молодых жен. Все это будет представлять праздность подставным образом.

Делая вывод, исходя из темы данного эссе, а именно  Этос «праздного класса» - в чем  его сущность, целесообразно еще раз уточнить и конкретизировать это понятие.

Итак, праздность – это та форма занятости, которая не связанна с производительным трудом. Для праздного класса их деятельность является необходимостью поддержания статуса особенности, отличности от остального общества и возвышенностью над ним.  Сущность праздного класса, заключается в демонстрировании окружающим иметь возможность праздности. И важно показать это в свете чего-то возвышенного и запредельного.

Вообще представление о различие низкого и почетного в образе жизни человека и сегодня остается весьма сильным. Если раньше  не для всех классов было возможным жить так, как праздный класс, то сейчас этой возможности гораздо больше. Сейчас почти все сферы праздности стали доступны представителям остальных классов. Ведение элитой образа жизни, который притягивает остальных членов общества, привело к тому, что праздность стала желанным объектом, который еще и реально заполучить. Стоит только захотеть и приложить к этому усилия.

 

 


Информация о работе Веблен "Теория праздного класса"