Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
В Викторианскую эпоху философы и экономисты беспечно говорили о «полезности» как о показателе общего благосостояния человека. Полезность представлялась им численной мерой благоденствия индивида. Исходя из этой идеи естественным было полагать, что потребители осуществляют выбор таким образом, чтобы максимизировать свою полезность, т.е. достичь как можно большего удовлетворения.
Введение...................................................................................................... 3
Глава 1.Полезность блага и анализ ……………………………………….5
1.1 Закон убывания предельной полезности…………………………...…5
1.2 Количественный анализ полезности……………………………...….11
1.3 Порядковый анализ полезности……………………………………...15
1.4 Кривые безразличия ………………………………………………….17
1.5 Предельная норма замены…….……………………………………...19
Глава 2. Выбор потребителя………………………………………………22
2.1 Бюджетное поле и его границы………………………………..….…..22
2.2 Оптимизация выбора ………………………………………………....26
Заключение....................................................................................................29
Список использованной литературы..........................................................30
1.5 Предельная норма замены.
Предельная норма замены (MRS) – это величина, показывающая предельное количество входящего в потребительский набор блага, от которого потребитель готов отказаться ради единичного увеличения другого блага, сохранив при этом прежний уровень общей полезности. Допустим, уровень полезности, получаемый потребителем от потребления благ X и Y, отражается кривой безразличия U (рисунок 1-4). Данный уровень полезности обеспечивается при наборе А. Ради увеличения в ноборе X на единицу (+rX=1) потребитель готов пожертвовать двумя единицами блага Y (-rY=2). Предельная норма замещения определяется соотношением величины замещаемого блага к величине замещающего блага.
MRSXY = – (rY/X)
Существенным обстоятельством, с которым мы сталкиваемся при анализе характера изменений нормы предельной замены благ, является то, что при движении кривой безразличия величина MRS изменяется.
Рис. 1-4. Предельная норма замещения.
Если при наборе А потребитель жертвует двумя единицами блага Y ради одной единицы блага X, то в наборе В потребитель готов пожертвовать за единицу X только 2/3 блага Y. При наборе C его склонность жертвовать благом Y ради блага X ещё меньше, MRS здесь равна только 1/3. Предельная норма замены снижается по мере движения вниз по кривой безразличия. Причем, то же самое будет наблюдаться, двигаясь по ней в обратном направлении, только в этом случае речь будет идти о снижении предельной нормы замены блага X благом Y. Снижение предельной нормы замены означает, что порядок предпочтения потребителя относительно каждого блага зависти от тех количественных параметров, которыми представлены в потребительском наборе данный блага.
Учитывая, что предельная норма замещения предполагает такое изменений соотношений благ в наборе, которое не приводит к изменению уровня полезности, становится очевидным, что предельная норма замещения – это предельная полезность блага X, выраженная через предельную полезность блага Y. Снижение предельной нормы замены несет то же содержание, что и предположение о действии закона убывающей предельной полезности. При заданном уровне полезности U(X,Y)=const, любое увеличение в наборе блага X потребует сокращения блага Y. Осуществляя замену, потребитель будет руководствоваться предельной полезностью для него каждого из благ. Увеличение потребления блага X приведет к изменению общей полезности. Для того, чтобы полезность была постоянной, ему потребуется сократить потребление блага Y. Возьмем, например, два таких товара, как масло и молоко. Если цены масла и молока для всех потребителей одни и те же, если все потребители оптимизируют свою полезность, то каждый потребитель должен иметь одну и ту же норму замещения по маслу и молоку. Рынок предлагает одну и ту же норму обмена между маслом и молоком, и каждый перераспределяет своё потребление между двумя этими товарами до тех пор, пока его собственная предельная оценка не станет равной внешней оценке, производимой рынком. Интересно вэтом утверждении то, что его справедливость не зависит от дохода и вкусов. Люди могут очень по-разному оценивать своё совокупное потребление двух указанных товаров. Одни могут потреблять много молока и мало масла, другие – наоборот. Одни могут потреблять много и масла, и молока, другие – понемножку и того, и другого. Но предельная норма замещения у каждого потребителя должна быть одинакова. Все, кто потребляет эти товары, должны прийти к согласию в отношении того, сколько стоит один из этих товаров в единицах другого: скольким количеством одного товара они готовы пожертвовать, что бы получить чуть больше другого. Тот факт, что отношения цен измеряют предельные нормы замещения, очень важен, поскольку означает, что у нас имеется способ оценки возможных изменений потребительских наборов. Поскольку цены показывают пропорцию, в которой готовы заместить один товар другим, они могут быть использованы для оценки предложений в области экономической политики, связанных с изменениями в потреблении. Факт, что цены являются не произвольными числами, а отражением предельной оценки вещей людьми, выражает одну из важнейших идей экономической теории. Наблюдая один потребительский выбор при одной комбинации цен, мы получаем значение MRS в одной точке потребления. Если цены изменяются, и мы наблюдаем другой потребительский выбор, мы получаем другое MRS. По мере наблюдения потребительского выбора, мы узнаём все больше о форме предпочтений, которые помогают проанализировать потребительское поведение.
2. Выбор потребителя.
2.1 Бюджетное поле и его границы.
Потребительский выбор – это принятие потребителем решения о таком распределении его бюджета, при котором структура и количество купленных благ обеспечивали бы ему максимальную полезность, т.е. это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов. Наряду с общими принципами рационального потребителя существует особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист выделил три типичных случая взаимных влияний:
1)Эффект присоединения
к большинству. Потребитель,
2) Эффект Сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление
выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
3) Эффект Веблена.
Именем Т.Веблена называется
демонстративное потребление, когда товары и услуги используются не по назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.
Реальный выбор всегда осуществляется потребителем в рамках определенных ограничений. Поэтому следующим шагом в исследовании поведения потребителя будет анализ потребительских возможностей, т. е. подмножества наборов благ, которые он может купить. Подмножество наборов благ, доступных потребителю, можно представить в виде бюджетного поля, которое устанавливает бюджетные ограничения для осуществления потребителем расходов на покупку благ. Доступные потребителю комбинации наборов благ (X,Y,N) будут формироваться под влиянием величины располагаемого потребителем дохода (I) и цен благ (Px, Py, Pn). Совокупность этих комбинаций создаёт бюджетное поле, которое составляет собой подмножество доступных потребителю наборов, формирующееся под влиянием дохода потребителя и цен, входящих в набор благ. Рисунок 2-1. Если исходить из предпосылки, что потребитель полностью расходует весь свой доход, а его расходы не могут превышать величины располагаемого им дохода, то бюджетное поле может быть задано в виде уравнения:
Для того, чтобы облегчить анализ, а главное иметь возможность применить для этого графические модели, потребительский ассортимент сужается до двух благ, например X и Y. Такое допущение мало соответствует реальным условиям, в которых существует потребитель. Тем не менее, содержательная сторона анализа не искажается. Потребительский набор может быть представлен как долевое распределение бюджета – расходы на конкретное благо X и расходы на композитное благо Y, представляющееся в виде части дохода потребителя, которая используется им для покупки всего ассортимента благ, за исключением анализируемого блага X. Для потребительских наборов, состоящих из блага X и Y, верхняя граница бюджетного поля будет очерчена линией АС, для которой выполняется равенство I=PxX+PyY. Это означает, что потребитель полностью расходует имеющийся у него доход на покупку благ, а лежащие на этой линии наборы благ являются предельно достижимыми для потребителя. Отсюда вытекает, что область, лежащая под линией, отражает наборы благ, которые потребитель может купить, а наборы, лежащие в области выше линии, потребитель купить не может. Линия, характеризующая предельно достижимые для потребителя наборы благ, является разграничителем потребительского множества на подмножества доступных и недоступных потребительских наборов, от чего и получила название бюджетной линии.
Рис. 2-1. Бюджетное поле и бюджетная линия.
Бюджетная линия – это линия, определяющая границы потребительского выбора и показывающая все наборы благ, которые может купить потребитель, истратив весь свой доход. Потребитель может выбрать любой из наборов, лежащих на бюджетной линии. В том числе и такой, в который входит всего одно из благ, израсходовав весь свой бюджет на покупку одного блага. При существующих ценах благ и заданных ограничениях по расходам все лежащие на бюджетной линии наборы представляют собой комбинации между количествами двух благ. Размеры бюджетного поля задаются уровнем дохода потребителя и ценам благ. Следовательно, изменение этих размеров будет происходить под влиянием изменений в формирующих их параметрах.
Влияние дохода проявляется в том, что при его изменении происходит смещение бюджетной линии параллельно исходному её положению, в результате чего площадь бюджетного поля изменяется пропорционально изменению величины дохода потребителя. Если доход потребителя увеличится, то при сохранившемся на прежнем уровне ценах благ это будет означать, что он может купить большее количество любого из благ. При этом смещение границы бюджетного поля вправо произошло параллельно (рисунок 2-2). Это обстоятельство легко объяснить, если вспомнить, что наклон бюджетной линии определяется соотношением цен благ, в нашем случае цены остались неизменными.
Рис. 2-2. Эффект изменения дохода.
Аналогичен механизм смещения бюджетной линии и при снижении дохода потребителя, разница будет в том, что линия сместится влево и бюджетное поле сократится.
Влияние цен проявляется в том, что при изменении цен благ может измениться наклон бюджетной линии за счет её поворота относительно исходных точек на осях координат. Снижение цены на благо X будет означать, что на свой доход потребитель может купить больше блага X. Следовательно бюджетная линия повернется против часовой стрелки в положение I1 (рисунок 2-3), а её наклон уменьшится. Если бы цена на благо X возросла, то бюджетная линия повернулась бы по часовой стрелке в положение I2 при увеличении наклона. Аналогичные изменения наблюдались бы при изменении цены на благо Y, с той лишь разницей, что снижение цены поворачивало бюджетную линию по часовой стрелке при увеличении углового коэффициента, а рост – поворотом против часовой стрелки при снижении значения углового коэффициента. В случае когда изменение цен затрагивает оба блага, изменение положения бюджетной линии будет зависеть от изменений в соотношении цен благ. Если цена блага X возрастет, а блага Y – снизится, то угловой коэффициент увеличится и бюджетная линия повернется в положение I1. Если цены обоих благ изменятся в одном направлении и в равной пропорции, то это будет равнозначно изменению дохода потребителя, будет наблюдаться смещение бюджетной линии параллельно самой себе, в положение I2.
Рис. 2-3. Изменение наклона бюджетной линии при изменении цены: а) блага X; б) блага Y; в) блага X и благаY.
На практике бюджетные ограничения потребителя часто формируются под влиянием внешних факторов, к которым следует отнести: налоги и субсидии, нормирование потребления, стимулирование сбыта.
Влияние налога может проявиться как в сдвиге бюджетной линии, так и в её повороте. Налогообложение дохода потребителей приводит к сокращению располагаемого дохода и выражается в сдвиге бюджетной линии вовнутрь. При налогообложении потребления произойдет поворот бюджетной линии. Но в обоих случаях бюджетное поле сократится.
Влияние субсидии будет аналогичным влиянию налога, с той лишь разницей, что бюджетное поле потребителя будет расширяться.
2.2 Оптимизация выбора.
Если различия в предпочтениях потребителя проявляют себя в разнице предельных норм замены, то наклон кривой безразличия является отражением специфики потребительских предпочтений в отношении каждого из входящих в потребительский набор благ. Поэтому форма и наклон кривой безразличия становится важным источником информации об особенностях предпочтений потребителя.
Анализ потребительских предпочтений и бюджетных ограничений позволяет дать характеристику условий, при которых потребитель осуществляет свой выбор. Зная их, мы можем перейти к сути стоящей перед нами проблемы - вопросу о механизме принятия потребителем решения. Задача потребительского выбора – определение потребителем такого набора благ, который при существующих предпочтениях и бюджетных ограничениях потребителя обеспечил бы ему максимальную полезность. Предпочтения потребителя выражены в кривых безразличия, ранжирующих потребительские наборы в порядке их предпочтительности. Бюджетные ограничения потребителя задаются бюджетной линией, отражающей границу доступных для него набора благ. Следовательно, поиск решения заключается в совмещении кривой безразличия и бюджетной линии. Приведенные на рисунке 2-4 кривые безразличия дают представление о предпочтениях потребителя, а бюджетная линия – о границах его бюджетного поля. Любой из наборов, лежащий на кривой безразличия U3, недостижим для данного потребителя, так как она лежит вне бюджетного поля. Наборы, лежащие ниже бюджетной линии, например В, не могут рассматриваться в качестве оптимального решения, так как не обеспечивают максимальной полезности. Потребителю доступен набор Е, находящийся на расположенной выше кривой безразличия U2, а значит более предпочтительный, чем В. Если наборы, лежащие выше бюджетной линии, недоступны, а лежащие ниже – не удовлетворяют требованиям максимизации полезности, то все лучшие наборы будут находится на бюджетной линии. Доступность их для потребителя очевидна. Между тем наборы А и С не могут быть отнесены к лучшему выбору, т к обеспечивают уровень полезности набора В, ранее отвергнутого потребителем. Двигаясь по бюджетной линии вниз от набора А или вверх от набора С, потребитель выберет тот набор, который принесет ему большую полезность. Из этого делаем вывод, что наиболее высокую полезность принесет набор Е, который находится на пересечении кривой безразличия и бюджетной линии.
Рис. 2-4. Равновесие потребителя при внутреннем решении.
Это и будет оптимальным потребительским набором. Оптимальный набор – это такое распределение дохода потребителя, при котором достигается структура потребления, обеспечивающая ему получение максимальной полезности. Равновесие потребителя означает, что выбранный с учетом рыночных цен, дохода и предпочтений набор благ обеспечивает ему максимальную полезность и у него отсутствует внутренняя мотивация к поиску другой комбинации благ, т. е. изменения принятого решения.
Заключение.
Проанализировав свою работу, можно сделать следующие выводы:
- Полезность играет важную роль при приобретении и выборе определенного количества товара. Человек живет в мире экономических благ, цена на которые устанавливается в зависимости от субъективных определений потребителями ценности и полезности этих благ. Основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в виде формулы «потребитель – потребность – полезность блага –его ценность – цена».
- Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность блага в искусственных единицах измерения. Достаточно лишь способности упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности".
- Закон убывающей предельной полезности утверждает, что начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающее добавочное удовлетворение. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. А если функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.
- Правило максимизации полезности будет действовать для типичных, разумных и рациональных потребителей, которые способны уравновесить свои предельные способности при ограниченной величине дохода.
Список используемой литературы.
Информация о работе Теория полезности и потребительский выбор