Теория полезности и потребительский выбор

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В Викторианскую эпоху философы и экономисты беспечно говорили о «полезности» как о показателе общего благосостояния человека. Полезность представлялась им численной мерой благоденствия индивида. Исходя из этой идеи естественным было полагать, что потребители осуществляют выбор таким образом, чтобы максимизировать свою полезность, т.е. достичь как можно большего удовлетворения.

Оглавление

Введение...................................................................................................... 3

Глава 1.Полезность блага и анализ ……………………………………….5
1.1 Закон убывания предельной полезности…………………………...…5
1.2 Количественный анализ полезности……………………………...….11
1.3 Порядковый анализ полезности……………………………………...15
1.4 Кривые безразличия ………………………………………………….17
1.5 Предельная норма замены…….……………………………………...19

Глава 2. Выбор потребителя………………………………………………22
2.1 Бюджетное поле и его границы………………………………..….…..22
2.2 Оптимизация выбора ………………………………………………....26

Заключение....................................................................................................29
Список использованной литературы..........................................................30

Файлы: 1 файл

Курс раб Теор пол и потреб выбор.doc

— 1.63 Мб (Скачать)

Содержание.

Введение......................................................................................................   3

 

Глава 1.Полезность блага и анализ ……………………………………….5

1.1 Закон убывания предельной полезности…………………………...…5

1.2 Количественный анализ полезности……………………………...….11

1.3 Порядковый анализ полезности……………………………………...15

1.4 Кривые безразличия  ………………………………………………….17

1.5 Предельная норма  замены…….……………………………………...19

 

Глава 2. Выбор потребителя………………………………………………22

2.1 Бюджетное поле и его границы………………………………..….…..22

2.2 Оптимизация выбора ………………………………………………....26

 

Заключение....................................................................................................29

Список использованной литературы..........................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В Викторианскую эпоху  философы и экономисты беспечно говорили о «полезности» как о показателе общего благосостояния человека. Полезность представлялась им численной мерой  благоденствия индивида. Исходя из этой идеи естественным было полагать, что потребители осуществляют выбор таким образом, чтобы максимизировать свою полезность, т.е. достичь как можно большего удовлетворения. Но экономисты классического толка в действительности никогда не приводили описания способа измерения полезности. Как мы должны определить количество полезности? Можно ли утверждать, что полезность для одного человека – та же. Что и для другого? Что может означать утверждение: «Еще одна плитка принесет мне большую полезность, чем ещё одна морковка?» Имеет ли понятие полезность самостоятельное значение, отличное от «того, что люди максимизируют»?

Из-за этих проблем с  толкованием понятий экономисты полностью переформулировали теорию поведения потребителей с позиций  потребительских предпочтений, и теперь полезность рассматривают как способ описания предпочтений. Постепенно экономисты пришли к признанию того, что применительно к потребительскому выбору полезность важна только в том смысле, обладает ли один набор благ более высокой полезностью, чем другой, а насколько более высокой – значения на самом деле не имеет. Описание предпочтений потребителя существенно полезно для анализа потребительского выбора, полезность же – это способ описания предпочтений.

Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии, Англии и Швейцарии. В противовес теории стоимости, теория полезности основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее. Наиболее слабым местом теории предельной полезности была невозможность хотя бы в каком-то приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для разных людей. Когда экономическая мысль доказала, что нет необходимости ее измерять, теория предельной полезности получила широкое признание, а идея предельных эффектов стала использоваться в других разделах экономической науки Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального использования ограниченных ресурсов, что имело большое методологическое значение. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономических науках. Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ. Теория предельной полезности – составная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Вот некоторые главные идеи маржинализма, которые мы рассмотрим в нашей работе. Первое - стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Второе - понятие предельной величины, совокупная и предельная полезность благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Полезность  блага и анализ.

 

1.1 Закон убывания предельной  полезности.

Полезность блага – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в 19 веке была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя, т.е. каждая дополнительная единица однотипного блага приносит все меньшую пользу потребителю. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению блага соответствует прирост общей полезности. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно увеличивается, предельная полезность каждого дополнительного блага неуклонно падает. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, где предельная полезность становится равной нулю.  Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность уменьшается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая последующая единица этого блага.

Осознание принципов  функционирования рынка базируется на понимании поведения его участников. В части рыночного механизма, которая представлена спросом, центральной фигурой является потребитель. Поэтому анализ поведения потребителя, принятия им решений выступает исходной базой исследования спроса.

В микроэкономической теории под термином потребитель понимается хозяйствующий субъект, который принимает обособленные решения, касающиеся структуры и объема потребляемых им благ в рамках располагаемого бюджета. Благо – это средство, необходимое человеку для прямого или косвенного удовлетворения его потребностей. Неэкономические блага существуют в природе «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь. Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (корзинах). Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Классификация благ отличается большим разнообразием: долговременные и недолговременные блага;  взаимозаменяемые и взаимодополняемые (комплиментарные); настоящие (находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта) и будущие; прямые (непосредственно удовлетворяющие потребность) и косвенные (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.).

Экономические блага (товары) в зависимости от доставляемой потребителям полезности подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши. Под предметами первой жизненной необходимости понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей «биологического» характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами. Товары и услуги массового потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например, телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого.

Исходя из такой посылки, в качестве потребителей выделяются: домашние хозяйства, которые могут быть представлены отдельными индивидами и семьями; ассоциированные потребители – группы индивидов, принимающих совместное решение; и государство. Теория исходит из того, что мотивация поведения потребителя основывается на утилитаристской концепции потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность. Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени. Применяемая для анализа экономического поведения потребителей концепция полезности опирается на ряд фундаментальных предположений:

1. Потребитель обладает  полным суверенитетом, который заключается в том, что предпочтения потребителя формируются без влияния из вне, а принимаемые потребителем решения не зависят от решений, принимаемых другими потребителями.

2. Полезность – это  субъективная оценка потребителем  ценности для него конкретного  блага, которая не связана ни  с критериями физиологической пользы, ни с нравственными оценками. Курение и потребление алкоголя, наносящее вред здоровью и негативно оцениваемые обществом, для многих потребителей принимают форму полезности.

3. Потребитель стремится  к максимизации полезности, что  является руководящим психологическим принципом его поведения.

4. Полезности разных  благ сопоставимы, а потребители  способны проводить их сопоставление.

Средний потребитель  – это вполне разумный человек, который имеет чрезвычайно обширный круг потребностей. Но его средства для их удовлетворения (бюджет) всегда ограничены. Реализация имеющихся у потребителя предпочтений всегда осуществляется им в рамках неких бюджетных ограничений, которые определяются величиной денежного дохода потребителя и ценами благ. Суть проблемы сводится к принятию решения о распределении бюджета относительно структуры и объёма потребляемых благ, а её экономическое содержание заключается в том, чтобы распределение дохода обеспечивало максимальную полезность. Представленная модель даёт упрощенное представление о поведении потребителей. На практике это более сложный, обусловленный множеством факторов (и не только экономических) процесс. Тем не менее, эта модель в принципе правильно описывает механизм принятия потребителями решений в условиях альтернативного выбора. Сложность состоит в том, что её применение возможно только в случае количественного соизмерения полезности благ, без которого невозможно сопоставление  полезностей, а значит, и определение максимальной полезности. Эта проблема представляет непростую задачу, учитывая субъективный характер оценок полезности благ. В микроэкономической теории существуют два подхода к её решению: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) анализ полезности.

Самым существенным в  трактовке предельной полезности является то, что увеличение потребления одного из благ сопровождается снижением предельной полезности каждой последующей единицы этого блага. В форме закономерности эта зависимость получила название законно убывающей предельной полезности, или первый законом Госсена. Закон убывающей предельной полезности говорит о том, что при фиксированном потребительском наборе с увеличением потребления одного из благ предельная полезность каждой следующей единицы блага убывает, а общая полезность – возрастает убывающими темпами. Наглядное представление о действии закона убывающей предельной полезности дает его графическая интерпретация, представленная на рисунке 1-1, отражающем изменения общей полезности U(X) при потреблении блага X, и изменения предельной полезности MU(X) потреблении того же блага. Так как при увеличении потребления блага X общая полезность растет, то кривая является возрастающей.

Рис. 1-1. Кривые а) совокупной полезности; б) предельной полезности.

 

Действие закона убывающей предельной полезности проявляется в том, что при последовательном потреблении блага каждая дополнительная единица блага X приносит потребителю убывающее приращение полезности. Поэтому кривая общей полезности U(X), в этом легко убедиться путем определения углового коэффициента. Он уменьшается по мере увеличения потребления блага X, а значит предельная полезность MU(X) каждой дополнительной единицы этого блага убывает.

Действие закона убывающей  предельной полезности не всегда проявляется  в том виде, как показано на рисунке 1-1. Иногда потребление дополнительной единицы блага сопровождается ростом не только общей, но и предельной полезности, как показано на рисунке 1-2. Но и в этом случае действие закона убывающей предельной полезности не отменяется. Дело лишь в том, что при потреблении блага незначительными долями до определенного объёма потребления каждая последующая доля блага может приносить увеличивающееся дополнительно удовлетворение потребителю, которое рано или поздно начнет снижаться. В жаркую погоду второй глоток прохладительного напитка может принести потребителю большее удовлетворение, чем первый, а третий – больше, чем второй. Но вторая двухлитровая бутылка лимонада не принесет ему большего удовлетворения в сравнении с первой.

Рис. 1-2. Кривые: а) совокупной полезности; б) предельной полезности для случая растущей предельной полезности.

 

Следует вывод, что принятие решений  в условиях альтернативного вывода осуществляется потребителем под влиянием действия закона убывающей предельной полезности. С учетом этого обстоятельства расходование потребителем дохода на покупку благ представляет собой своеобразный обмен предельной полезности денежных единиц на предельную полезность благ. Поскольку стоящая перед потребителем задача заключается в максимизации общей полезности при данном доходе, то её решение будет достигнута тогда, когда предельная полезность денежных единиц будет одинаковой вне зависимости от того, на покупку какого из благ каждая из них истрачена. При фиксированном бюджете потребителю следует распределить его так, что бы каждая денежная единица принесла ему одинаковую предельную полезность. Это означает, что максимальная полезность от покупки достигается потребителем тогда, когда имеет место равенство отношений между предельными полезностями (MU) и ценами (P) покупаемых благ:

                          MU(X)/P(X)=MU(Y)/P(Y)=…=MU(Z)/P(Z)                           (1.1)

Данное равенство называют вторым законом Госсена, который гласит, что при оптимальном распределении  ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет истрачена. Часто его определяют как эквимаржинальный принцип, который является основным при принятии решений потребителем. Содержательная сторона представленного уравнения станет легко понятной, если учесть, что отношение предельной полезности блага к его цене, например MU(X)/P(X), отражает прирост общей полезности в случае увеличения расходов потребителя на благо X на одну денежную единицу. Максимизация полезности достигается тогда, когда приращение общей полезности будет одним и тем же, независимо от того, на покупку какого из благ истрачена последняя денежная единица, что выполняется только в случае равенства отношений между предельными полезностями и ценами благ.

Информация о работе Теория полезности и потребительский выбор