Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через интернет. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли.
Введение 3
1. Сущность экономического риска 5
1.1 Понятие, характеристики и определение риска
1.2 Классификация экономических рисков 12
1.3 Виды экономических рисков 15
1.4 Анализ риска методы его оценки 17
2. Страхование экономических рисков
2.1 Необходимость страхования экономического риска 21
2.2 Виды страхования 23
2.3 Методы страхования 25
Заключение 29
Библиографический список………………………………………………… 30
Экономический (структурный) процентный риск связан с воздействием изменения процентных ставок на экономическое положение компании в целом. Рост процентных ставок отрицательно сказывается на активности отраслей хозяйства, связанных со строительством. Изменения процентных ставок могут также повлиять на обменные курсы валют, что, в свою очередь, отразится на деятельности компании.
Портфельные риски показывают влияние различных макроэкономических и микроэкономических факторов на активы предпринимателя или инвестора. Портфель активов может состоять из акций и облигаций предприятий, государственных ценных бумаг, срочных обязательств, денежных средств, страховых полюсов, недвижимости и т.д. Путем составления портфеля из разных активов по определенной технологии можно существенно уменьшить его рискованность и увеличить доходность. Так называемый сбалансированный (рыночный портфель) в наименьшей степени подвержен влиянию факторов риска, среди которых выделяют систематические и несистематические.
Коммерческие
риски, связанные с возможностью
недополучения прибыли или
Страновые риски. Страновые риски возникают при осуществлении предпринимателями и инвесторами своей деятельности на территории иностранных государств. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения политической или экономической ситуации в стране. Потеря или уменьшение дохода от бизнеса происходит по различным причинам, среди которых можно выделить:
Для инвестора страновые риски в целом определяют вероятность того, что объекты инвестиций будут уничтожены или экспроприированы в результате общественно – политических потрясений или что резко ухудшатся условия для инвестиционной или экономической деятельности в результате изменения законодательной базы.
Для предпринимателя страновые риски означают возможность неисполнения заключенных международных контрактов, повреждение или потерю имущества, денежных средств в результате определенных социально – политических или экономических событий.
Страновые риски могут быть трех типов:
Политические риски. Политические риски являются важнейшей составной частью страновых рисков. Суть их заключается в возможности недополучения дохода или потери собственности иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменения социально – политической ситуации в стране. Они могут проявиться в виде следующих событий:
Политические и другие страновые риски сопутствуют различным видам предпринимательской деятельности, если она осуществляется за рубежом. В этом случае политические риски являются составной частью предпринимательских и инвестиционных рисков.
Риск, которому подвергается предприятие, — это вероятная угроза разорения или несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всего отвечает выбранной предприятием стратегии риска.
При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:
Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Например, вероятность успешного продвижения новой услуги на рынке и течение года составляет – 3/4, а неуспех - 1/4. Величина, или степень, риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.
Среднее
ожидаемое значение связано с
неопределенностью ситуации, оно
выражается в виде средневзвешенной
величины всех возможных результатов
[Е(х)], где вероятность каждого результата
(А) используется в качестве частоты или
веса соответствующего значения {х). В
общем виде это можно записать так:
Е(х)
= А1х1 + А2х2 + ...
+ Аnхn.
Допустим,
что при продвижении нового товара
мероприятие А из 200 случаев давало прибыль
20,0 тыс. руб. с каждой единицы товара в
90 случаях (вероятность 90:200 = 0,45), прибыль
25,0 тыс. руб. в 60 случаях (вероятность 60:200
= 0,30) и прибыль 30,0 тыс. руб. в 50 случаях
(вероятность 50:200 = 0,25). Среднее ожидаемое
значение прибыли составит:
20,0•0,45
+ 25,0•0,30 + 30.0•0,25 = 24.
Осуществление
мероприятия Б из 200 случаев давало
прибыль 19.0 тыс. руб. в 85 случаях, прибыль
24,0 тыс. руб. в 60 случаях, 31,0 тыс. руб. в 50
случаях. При мероприятии Б средняя ожидаемая
прибыль составит:
19,0•(85:200)
+ 24,0•(60:200) + 31,0•(50:200) = 23,8.
Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии А колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24.0 тыс. руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0 тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.
Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии А колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24.0 тыс. руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0 тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.
Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах иди изменчивость) показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.
Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:
s2= ---------------,
где s2 — дисперсия;
х — ожидаемое значение для каждого случая наблюдения;
е — среднее ожидаемое
А — частота случаев, или число наблюдений.
Коэффициент вариации — это
отношение среднего
V=(s/e)•100,
где V – коэффициент вариации, %;
s - среднее квадратичное отклонение;
е – среднее арифметическое.
Коэффициент вариации позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака. Установлена следующая оценка коэффициентов вариации:
В нашем примере предприятие А предпочтительнее, так как коэффициент вариации для мероприятия А=16,917; а для мероприятия Б=20,609. Из этого следует, что возможность риска в первом деле несколько меньше, чем во втором.
Стоит заметить, что дисперсионный метод с тем же успехом может быть применен при наличии более чем двух альтернативных вариантов.
Однако не всегда бывает достаточно данных для точного математического расчета, и тогда прибегают к иным методам, так как они тоже могут иметь достаточно высокую степень точности.
Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.
Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, 'можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.
Метод
целесообразности затрат позволяет
определить критический объем производства
или продаж, т.е. нижний предельный размер
выпуска продукции, при котором прибыль
равна нулю. Производство продукции в
объемах меньше критического приносит
только убытки. Критический объем производства
необходимо оценивать при освоении новой
проекции и при сокращении выпуска продукции,
вызванного падением спроса, сокращением
поставок материалов и комплектующих
изделий, заменой продукции на новую, ужесточением
экологических требований и другими причинами.
Для проведения соответствующих расчетов
все затраты на производство и реализацию
продукции подразделяют на переменные
(материалы, комплектующие изделия, инструменты,
заработная плата, расходы на транспорт
и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления,
управленческие расходы, арендная плата,
проценты за кредит и т.п.).