Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
Итак, целью работы является рассмотрение категорий совокупного спроса и совокупного предложения, рассмотрение теории макроэкономического равновесия.
Задачами работы является:
рассмотрение категорий совокупного спроса и предложения,
рассмотрение структуры совокупного спроса и факторов его определяющих,
рассмотрение совокупного предложения и его моделей;
рассмотрение макроэкономического равновесия в модели «совокупный спрос -совокупное предложение».
Введение.
Глава 1. Категории совокупного спроса и предложения.
Глава 2. Структура совокупного спроса и факторы его определяющие.
2.1 Совокупный спрос
2.2 Кривая совокупного спроса.
2.3 Неценовые факторы совокупного спроса.
2.4 Ценовые факторы AD.
Глава 3. Совокупное предложение. Модели совокупного предложения.
3.1 Кейнсианская модель
3.2 Классическая модель.
3.3 Промежуточная модель.
3.4 Кривая предложения Лукаса.
3.5 Неценовые факторы совокупного предложения
Глава 4. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос—совокупное предложение»
4.1 Модель АD-АS.
4.2 Неравновесие в модели АD-АS
Глава 5.Теории совокупного спроса и совокупного предложения в аспекте решения проблем экономической нестабильности.
5.1 Теория совокупного спроса.
5.2 Теория совокупного предложения.
Заключение.
Список источников:
Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок страны. Ранее уже описывались такие макроэкономические агрегаты, как объем валового внутреннего продукта — суммирующий объемы товаров и услуг, или уровень цен — объединяющий цены всей совокупности товаров и услуг.
Среди аналогичных агрегированных величин — совокупный спрос и совокупное предложение. Взаимодействие между ними определяется с помощью модели АD—АS, которая является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. С ее помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение АD и АS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен (см. рис. 4.1). Иначе говоря, экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.
Рис. 4.1.
Обратите внимание на то, что если рынки отдельных товаров анализируются в таких параметрах как цена и количество, то модель АD—АS строится в иных координатах. Количество — это объем выпуска, т.е. реальный валовый национальный продукт, или реальный национальный доход. Вместо цен на отдельные товары используется единая совокупная цена или, точнее, показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг, выраженный в форме ценового индекса.
Спрос и предложение на макроэкономическом уровне подвержены колебаниям и могут находиться в равновесном или не равновесном состоянии. Рассмотрим два типа неравновесия — дефицит и перепроизводство. Причем один тип неравновесия — дефицит, то есть избыточный спрос при недостатке предложения, больше характерен для централизованно управляемой экономики; второй — перепроизводство, избыточное предложение при недостаточном спросе — для рыночной.
Так, дефицит или неравновесие при избыточном спросе был характерен для России периода плановой экономики и первых перестроечных лет до либерализации цен (1917—1992 гг.). Типичная ситуация для такого вида неравновесия — покупатели не могут найти необходимый товар. Для ситуации после либерализации, которую мы имеем возможность наблюдать и в настоящее время, характерен избыток предложения, а это означает трудности со сбытом. Очевидно, что первая ситуация предпочтительнее для продавцов, вторая — для покупателей.
При всей важности исследования локальных рынков существуют вопросы, на которые подобный подход не проясняет суть дела, но способна ответить совокупная модель. Среди таких вопросов — что определяет общий уровень цен в стране, под влиянием каких факторов происходят колебания национального дохода и чем определяется его общий объем.
Экономистов, считающих, что для достижения высокого уровня занятости и устойчивых цен необходимо контролировать совокупный спрос, имеет смысл разделить на монетаристов и кейнсианцев.
Монетаристы утверждают, что спрос на деньги в основном устойчив, и для достижения экономической стабильности достаточно сделать устойчивым их предложение.
Если спрос на деньги стабилен, то увеличение денежной массы приводит к росту, а уменьшение к сокращению расходов.
Эти изменения расходов вызывают изменения номинального ВНП и являются главной причиной колебаний производства, занятости и уровня цен.
Кейнсианцы, ссылаясь на Великую депрессию, доказывают, что отсутствие потрясений в области предложения денег вовсе не гарантирует устойчивость. С точки зрения кейнсианцев, причина экономических потрясений коренится в нестабильности расходов частного сектора.
Рынок увеличивает размах этих потрясений и порождает ярко выраженные циклические колебания деловой активности, а также возможность затяжного экономического паралича.
С точки зрения кейнсианцев, может иметь место хронический недостаток совокупного спроса, не позволяющий поддерживать высокий уровень производства и занятости. В этих условиях сбережения сокращают совокупный спрос и таким образом замедляют экономический рост. Такие взгляды прямо противоречат традиционной точке зрения, согласно которой совокупный спрос всегда находится на достаточном уровне, и сбережения ускоряют экономический рост, способствуя дальнейшим инвестициям во все более высокопроизводительные капитальные блага.
Многие экономисты разочаровались в попытках объяснить и найти решение проблем экономической нестабильности методами спроса и стали уделять больше внимания факторам, действующим со стороны предложения.
Рост цен и заработной платы, которого добиваются отдельные группы, обладающие значительной властью над рынком, не дает политике регулирования совокупного спроса достичь высокого уровня занятости и устойчивых цен.
Могут ли прямой государственный контроль над ценами и зарплатой или попытки правительства уменьшить рыночную власть влиятельных групп обеспечить высокий уровень занятости при низких темпах инфляции?
Популярность теории совокупного спроса во многом объяснялась верой в то, что стимулированное государством увеличение совокупного спроса способно ускорить экономический рост и поднять занятость. Однако такой результат маловероятен, если производитель знают, какую политику проводит правительство, и догадываются, что наблюдаемое увеличение спроса вовсе не означает реального роста спроса на их товары и услуги.
В экономике, свободной от иллюзий, как утверждают некоторые сторонники теории предложения, рост совокупного спроса не вызовет ничего, кроме инфляции. Они предлагают сокращение налогов и другие меры, стимулирующие производителей, как более подходящие средства стимулирования экономического роста.
Связь между снижением налоговых ставок и увеличением доходов государственного бюджета зависит от того, в какой степени это снижение побудит людей больше работать, изобретать, сберегать и инвестировать и таким образом увеличивать те доходы, с которых взимаются налоги.
Независимо от того, увеличивают или сокращают налоговые реформы бюджетный дефицит (в долгосрочном или краткосрочном аспекте), следует заметить, что размер дефицита имеет значение постольку, поскольку его финансирование вытесняет инвестиции частного сектора.
Нет никакой нужды полностью "выплачивать" государственный долг. Его можно и нужно "сдвигать на будущее", по мере того как подходит срок погашения.
Противники политики предложения утверждают, что она уже была испробована и не дала результатов. Ее сторонники считают, что она в основном себя уже оправдала, хотя испытывалась в условиях, далеких от честного эксперимента (имеется ввиду недостаток энтузиазма в Конгрессе по отношению к налоговой реформе и чрезмерно жесткая денежная политика ФРС в первые годы администрации Рейгана).
В заключение хотелось бы сделать несколько выводов:
1. Модель совокупного спроса и совокупного предложения используется, чтобы показать, как устанавливается равновесный уровень выпуска и цен.
2. Кривая совокупного предложения АS показывает при каждом уровне цен величину реального выпуска, которую фирмы готовы поставить.
3. Кейнсианская кривая предложения горизонтальна. Это значит, что фирмы поставляют такое количество товара, на которое предъявляется спрос при существующем уровне цен. Классическая кривая предложения вертикальна. Она имела бы место в экономике, обладающей полной гибкостью цен и заработной платы. В такой идеальной экономике занятость и выпуск всегда находятся на уровне полной занятости.
4. Кривая совокупного спроса АD показывает при каждом уровне цен уровень выпуска, при котором рынки товаров и активов находятся в равновесии. Это тот выпуск, на который предъявляется спрос. Вдоль кривой АD фискальная политика задана, как и номинальное количество денег. Кривая АD может быть выведена из модели IS-LМ.
5. При движении вдоль кривой АD более низкие цены увеличивают реальную стоимость денежной массы. Равновесная ставка процента падает, и это увеличивает совокупный спрос и равновесный уровень расходов.
6. Фискальная экспансия или рост номинального количества денег перемещают кривую АD вверх и вправо.
7. При кейнсианской функции предложения с фиксированными ценами и кредит но-денежная и фискальная экспансия увеличивают равновесный выпуск. Кредитно-денежная экспансия снижает ставку процента, в то время как фискальная экспансия увеличивает ее.
8. При классической функции предложения фискальная экспансия не оказывает влияния на выпуск. Но она увеличивает цены, снижает реальные остатки и увеличивает равновесную ставку процента. При классической функции предложения происходит полное вытеснение: частные расходы уменьшаются в точности на величину роста правительственного спроса.
9. Кредитно-денежная экспансия при классической функции предложения увеличивает цены в той же пропорции, в которой растет номинальная денежная масса. Все реальные переменные, в частности выпуск и ставка процента, остаются неизменными. Когда изменения денежной массы не оказывают реальных воздействий, то говорят, что деньги нейтральны.
10. Строгая количественная теория денег утверждает, что цены изменяются пропорционально номинальной денежной массе. Современные сторонники количественной теории, или монетаристы, принимают точку зрения, согласно которой не существует точной связи между деньгами и ценами, но они утверждают, что изменения денежной массы являются в действительности наиболее важным фактором, определяющим изменения уровня цен.
11. Подход к совокупному спросу с точки зрения равновесия рациональных ожиданий предполагает, что заработная плата и цены являются гибкими, но что рабочие и фирмы обладают различной информацией относительно общего уровня цен. В соответствии с функцией предложения Лукаса положение кривой совокупного предложения зависит от ожидаемого уровня цен. При использовании теории рациональных ожиданий ожидаемый рост денежной массы является полностью нейтральным: уровень цен возрастает пропорционально росту денежной массы и выпуск не изменяется. Однако неожиданный рост предложения денег не нейтрален: уровень цен возрастает в меньшей пропорции и реальный выпуск увеличивается.
Рассмотрение проблемы экономического равновесия в системе «совокупный спрос – совокупное предложение» позволяет сделать немаловажный вывод. Действительно, теперь становится легко понять, почему так много принципиальных проблем в области экономической политики остаются до сих пор нерешенными: дело в том, что всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. При этом, исходя из самого характера экономической науки, невозможно однозначно доказательно проверить эти теоретические изыскания.
Невозможно порой достичь истины, хотя все экономисты вроде бы и преследуют одну и ту же правильную цель: добиваться устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости, повышения жизненного уровня. Без сомнения, так оно и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с ожидаемым достижением каждой из них.
Все это следует учитывать при построении концепции выхода из того экономического кризиса, в котором оказалась сегодня наша страна. Реальная экономика не может быть полностью описана никакой, даже самой предусмотрительной моделью, тем не менее безусловной необходимостью является правильная расстановка акцентов в данном, одном из ключевых вопросов экономической теории.