Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
Итак, целью работы является рассмотрение категорий совокупного спроса и совокупного предложения, рассмотрение теории макроэкономического равновесия.
Задачами работы является:
рассмотрение категорий совокупного спроса и предложения,
рассмотрение структуры совокупного спроса и факторов его определяющих,
рассмотрение совокупного предложения и его моделей;
рассмотрение макроэкономического равновесия в модели «совокупный спрос -совокупное предложение».
Введение.
Глава 1. Категории совокупного спроса и предложения.
Глава 2. Структура совокупного спроса и факторы его определяющие.
2.1 Совокупный спрос
2.2 Кривая совокупного спроса.
2.3 Неценовые факторы совокупного спроса.
2.4 Ценовые факторы AD.
Глава 3. Совокупное предложение. Модели совокупного предложения.
3.1 Кейнсианская модель
3.2 Классическая модель.
3.3 Промежуточная модель.
3.4 Кривая предложения Лукаса.
3.5 Неценовые факторы совокупного предложения
Глава 4. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос—совокупное предложение»
4.1 Модель АD-АS.
4.2 Неравновесие в модели АD-АS
Глава 5.Теории совокупного спроса и совокупного предложения в аспекте решения проблем экономической нестабильности.
5.1 Теория совокупного спроса.
5.2 Теория совокупного предложения.
Заключение.
Список источников:
9
Содержание
Введение.
Глава 1. Категории совокупного спроса и предложения.
Глава 2. Структура совокупного спроса и факторы его определяющие.
2.1 Совокупный спрос
2.2 Кривая совокупного спроса.
2.3 Неценовые факторы совокупного спроса.
2.4 Ценовые факторы AD.
Глава 3. Совокупное предложение. Модели совокупного предложения.
3.1 Кейнсианская модель
3.2 Классическая модель.
3.3 Промежуточная модель.
3.4 Кривая предложения Лукаса.
3.5 Неценовые факторы совокупного предложения
Глава 4. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос—совокупное предложение»
4.1 Модель АD-АS.
4.2 Неравновесие в модели АD-АS
Глава 5.Теории совокупного спроса и совокупного предложения в аспекте решения проблем экономической нестабильности.
5.1 Теория совокупного спроса.
5.2 Теория совокупного предложения.
Заключение.
Список источников:
9
Категории совокупного спроса и совокупного предложения являются одними из важнейших в макроэкономике. Так как знание этих моделей позволяют ответить на такие важные вопросы как: увеличение или уменьшение цен в целом, также изменение цен в различные периоды; каков реальный объем национального производства, и как он изменяется в различных периодах.
Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова "инфляция", "курс рубля" и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо прежде всего рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS);все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.
AD и AS могут быть представлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен - на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д.
- в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.
Итак, целью работы является рассмотрение категорий совокупного спроса и совокупного предложения, рассмотрение теории макроэкономического равновесия.
Задачами работы является:
рассмотрение категорий совокупного спроса и предложения,
рассмотрение структуры совокупного спроса и факторов его определяющих,
рассмотрение совокупного предложения и его моделей;
рассмотрение макроэкономического равновесия в модели «совокупный спрос -совокупное предложение».
Прежде чем начать серьезно исследовать факторы, определяющие кривые совокупного спроса и совокупного предложения, покажем, как используются эти кривые. Предположим, что предложение денег возросло. Какое влияние окажет это на уровень цен и выпуск? В частности, приведет ли рост предложения денег к увеличению уровня цен, способствуя таким образом возникновению инфляции? Возрастет ли уровень выпуска? Или возрастут и выпуск, и уровень цен?
Рисунок 1.1 показывает, что увеличение предложения денег переместило кривую совокупного спроса АD вправо до положения АD'. Ниже мы увидим, почему это именно так. Перемещение кривой совокупного спроса передвинет равновесие в экономике из E в Е'. Уровень цен возрастет с Ро до Р', а уровень выпуска с У а до У'. Таким образом, увеличение денежной массы приведет к увеличению как уровня выпуска, так и уровня цен.
Рис. 1.1. ПОСЛЕДСТВИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ. Увеличение денежной массы переместит кривую совокупного спроса из АD в АD'. Равновесие переместится из Е в Е', что приведет к более высокому уровню цен и выпуска. Таким образом, увеличение денежной массы приведет и к более высоким ценам, а не только к более высокому выпуску.
Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса.
В макроэкономике модель АD—АS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
2.1 Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
1) спрос на потребительские товары и услуги;
2) спрос на инвестиционные товары;
3) спрос на товары и услуги со стороны государства;
4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие — более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса АD (от английского aggregate demand) — показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся» равновесии. Движение вдоль кривой АD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV=PY, отсюда P=MV/Y или Y=MV/P
где P - уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;
Y - Реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
M - Количество денег в экономике;
V - Скорость обращения денег.
Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса (АD), она показывает количество товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители, бизнес и правительство при каждом данном уровне цен. Кривая АD отражает ту же зависимость, что и приведенная формула — по мере роста цен (Р) уменьшается величина реального объема выпуска, на который предъявляется спрос (У), т.е. действует закон убывания спроса. Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокращению во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, — в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и чистом экспорте.
Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим, исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое, в свою очередь, может вести к изменению национального дохода.
Принцип построения кривой AD аналогичен принципу, применяемому на микроуровне: в выбранный момент времени для каждого уровня цен находится количество товаров, на которое предъявлен совокупный спрос. Если величина национального дохода останется неизменной в момент подсчёта, то чем выше уровень цен, тем ниже совокупный спрос, поэтому кривая AD имеет «падающий» характер.
Зависимость размера совокупного спроса на рынке благ от изменения уровней цен имеет следующий вид (рис.1.2).
Уровень
цен
AD
Реальный ВНП
Рис. 1.2
При этом кривая точки кривой AD показывают тот реальный ВНП, который будет закуплен всеми субъектами национальной экономики во всех секторах национального хозяйства при данном уровне цен.
Отрицательный наклон кривой АD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств — M/P (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос У.
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также овальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.
К неценовым факторам совокупного спроса, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой АD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой АD вправо (рис. 1.3), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом АD влево (рис. 1.4) Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.