Теории совокупного спроса и совокупного предложения в аспекте решения проблем экономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью работы является рассмотрение категорий совокупного спроса и совокупного предложения, рассмотрение теории макроэкономического равновесия.
Задачами работы является:
 рассмотрение категорий совокупного спроса и предложения,
 рассмотрение структуры совокупного спроса и факторов его определяющих,
 рассмотрение совокупного предложения и его моделей;
 рассмотрение макроэкономического равновесия в модели «совокупный спрос -совокупное предложение».

Оглавление

Введение.
Глава 1. Категории совокупного спроса и предложения.
Глава 2. Структура совокупного спроса и факторы его определяющие.
2.1 Совокупный спрос
2.2 Кривая совокупного спроса.
2.3 Неценовые факторы совокупного спроса.
2.4 Ценовые факторы AD.
Глава 3. Совокупное предложение. Модели совокупного предложения.
3.1 Кейнсианская модель
3.2 Классическая модель.
3.3 Промежуточная модель.
3.4 Кривая предложения Лукаса.
3.5 Неценовые факторы совокупного предложения
Глава 4. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос—совокупное предложение»
4.1 Модель АD-АS.
4.2 Неравновесие в модели АD-АS
Глава 5.Теории совокупного спроса и совокупного предложения в аспекте решения проблем экономической нестабильности.
5.1 Теория совокупного спроса.
5.2 Теория совокупного предложения.
Заключение.
Список источников:

Файлы: 1 файл

Спрос и предложение.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     

рис. 1.3              рис. 1.4

2.4 Ценовые факторы AD.             

При объяснении убывающего характера кривой АD указывают на три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в т.ч. и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену — процентную ставку. Более высокая процент­ная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.

Повышение уровня цен (Р↑) => увеличивает спрос на деньги (md↑) => растет процентная ставка (г↑) => уменьшается совокупный спрос (АD↓).

Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кеинса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.

Вторая причина — эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации.

Повышение уровня цен (Р↑) => ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов (m/p↓) => уменьшению потребления (С↓) => уменьшению совокупного спроса (АD↓).

А падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877—1959), отсюда и название — эффект Пигу.

Третья причина — эффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом), а следовательно, растет совокупный спрос.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Особенности проявления ценовых эффектов в российской экономике.

Все три названных эффекта достаточно наглядно проявляются в экономике России. Так, высокие процентные ставки — одна из причин уменьшения инвестиционного, а следовательно, и совокупного спроса. Причем их величина, препятствуя росту инвестиций, способствовала переходу экономики к «квазиденьгам», взаимозачетам, бартеру, что негативно отражается на состоянии производства в современной России.

Что касается эффекта Пигу, то в послереформенной России накопилось немало как позитивных, так и негативных примеров. Так, негативные последствия для материального положения населения и совокупного спроса имела либерализация цен в 1992 г. Ее следствием стало обеднение населения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000—2001 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение совокупного спроса.

Третья причина — рост импортных закупок. Граждане России отдавали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тогда, когда це­ны на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно ста­бильными. Импорт уменьшал российский чистый экспорт, а следовательно и наци­ональный доход и совокупный спрос. Ситуация изменилась на противоположную после дефолта 1998 г. и девальвации рубля, когда увеличение цен на ряд импорт­ных товаров привело к сокращению ввоза товаров, к росту совокупного спроса и национального дохода.

Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кри­вой АD, отражающую обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом.

Глава 3. Совокупное предложение. Модели совокупного предложения.

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях  цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»                 

Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

Постоянные затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные затраты — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.

Совокупное предложение — это общее количество Конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Кривая совокупного предложения — АS (от английского aggregate supply) рис 3.1. — показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Три сегмента рис 3.2. кривой  совокупного предложения определяются как                

1)              кейнсианский (горизонтальный)

2)              промежуточный  (отклоняющийся  вверх)

3)              классический  (вертикальный)  отрезки. 


рис. 3.1               рис. 3.2.

Форма  кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных  затрат  (ресурсов)  на объем продукции.  Другими словами, издержки на единицу продукции  при  данном  уровне  выпуска   продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.

Следует отметить, что классическая и кейнсианская модели характеризуют экономику в разных временных интервалах. Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочном периоде, в котором номинальные цены на ресурсы и товары, являясь относительно «гибкими», успевают приспособиться друг к другу. Для краткосрочного периода, рассматриваемого в кейнсианской модели, характерна относительная «жесткость» номинальных цен.

Но главные различия в интерпретации кривой АS в классической и кейнсианской школах отражают различия в ответе на основной вопрос анализа равновесия на макроуровне — какому уровню занятости, использования производственного потенциала соответствует равновесный объем производства, насколько полно в условиях макроэкономического равновесия используются имеющиеся у общества ресурсы.

3.1 Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:

— экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

— цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины — относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;

— реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Кривая АS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае, при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (При жесткой номинальной заработной плате и относительно подвижных ценах).

              Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, «порциями», с оглядкой на конкурентов), сроки действия контрактов на поставки и готовой продукции, деятельность профсоюзов, эффект «меню» и т.д.

              Например, если издержки переиздания каталогов с ценами на выпускаемую продукцию достаточно велики и сам процесс переиздания требует определенного времени (эффект «меню»), то при увеличении спроса фирмы в течение некоторого времени будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен. В таком экстремальном случае абсолютно жестких цен краткосрочная кривая АS будет горизонтальной. Если номинальная заработная плата достаточно жесткая, а цены относительно гибкие то их рост, вызванный увеличением совокупного спроса, приведет к падению реальной заработной платы, труд станет дешевле, что будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм. Использование большего количества труда приведет к  увеличению выпуска.

Совокупное предложение: Взгляды новых кейнсианцев

Теория совокупного предложения является одним из наименее решенных разделов макроэкономики. Трудность, с которой сталкивается теория совокупного предложения, состоит в том, что логика микроэкономического анализа «приучила» нас к вере во всемогущество рыночных сил, что существует механизм взаимодействия спроса и предложения, который, в конечном счете, окажется способным привести систему в равновесие. Логика и простота классической теории предложения (то, что рынок труда всегда сбалансирован и выпуск находится на уровне, соответствующем полной занятости) очень привлекательна.

Однако факты зачастую не подтверждают классическую теорию предложения:

-          Объем производства не всегда находится на уровне полной занятости. Возможны значительные изменения в уровне безработицы. Люди хотят работать, но не могут найти работу, и поэтому количество предлагаемого труда превышает спрос на труд;

- Если бы выпуск всегда находился на уровне полной занятости, то изменения денежной массы влияли бы только на цены, и не влияли на объем производства, т.е. имела бы место нейтральность денег. Но в действительности изменения кредитно-денежной политики часто вызывают изменения объема производства: значительное сокращение темпов роста денежной массы (например, при осуществлении антиинфляционной политики) почти всегда вызывает спад и т.д..

              В реальной жизни многие факты чаще подтверждают кейнсианскую, чем классическую кривую совокупного предложения. Например, рост совокупного спроса, вызванный, стимулирующей фискальной или кредитно-денежной политикой, в краткосрочный период гораздо больше увеличивает реальный выпуск, чем цены.

Но верно и то, что допущение кейнсианской функции предложения о том, что цены полностью фиксированы, является нереальным.

              В настоящее время существуют различные подходы к объяснению краткосрочной жесткости цен и заработной платы, краткосрочной нейтральности денег и изменяющегося и часто высокого уровня безработицы

Современные последователи Кейнса, так называемые "новые кейнсианцы", считают, что классические равновесные модели рынка не могут объяснить текущие экономические колебания, разрабатывают микроэкономические основы макроэкономической теории и выступают в поддержку моделей с жесткими ценами и заработной платы. Многие исследования в рамках этого направления посвящены объяснению того, почему цены и заработная плата не являются гибкими в каждый данный момент времени: издержки меню и внешние эффекты совокупного спроса; запаздывание цен и заработной платы; спад как провал координации; теория гистерезиса.

Информация о работе Теории совокупного спроса и совокупного предложения в аспекте решения проблем экономической нестабильности