Теории инфляции и их практическое применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - это изучить сущность инфляции, виды и формы проявления, последствия; проанализировать сущность расхождений в трактовках природы инфляции, которые представлены в таких школах, как кейнсианство и монетаризм.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1)изучить характеристику инфляции как социально-экономического явления;
2)подробно изучить и выявить особенности кейнсианской и монетаристской теорий инфляции
3)проанализировать возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании инфляции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1 Глава. Характеристика инфляции как социально-экономического явления………………………………………………………………………4
1.1. Инфляция: понятие, причины, виды …………………………………..4
1.2. Экономические и социальные последствия инфляционных процессов в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Показатели измерения инфляции………………………....…………..10
2 Глава. Экономические теории инфляции............................................12
2.1. Кейнсианская теория инфляции…………………..…………………..12
2.2. Монетаристская теория инфляции……………………………………15
3 Глава. Практическое применение теорий
3.1. Кейнсианский метод регулирования инфляции.…..
3.2. Монетаристский метод регулирования инфляции…….
Заключение…………….
Список используемой литературы…………………..

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Общий ИПЦ должен представлять собой среднюю величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава. Экономические теории  инфляции

2.1. Кейнсианская теория  инфляции.

Кейнс стал основоположником «реабилитирующей» инфляцию концепции. Ее начали рассматривать как такое негативное явление, которое, при умело направленной финансовой политики, способно все-таки дать позитивный импульс всей экономики. Этим Кейнс совершил своеобразный переворот в воззрениях экономистов, создав концепцию, согласно которой активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос в период депрессии, способна обеспечить рост производства и снизить массовую безработицу.[2, стр. 319] 
Смысл рассуждений Кейнса состоял  в следующем: дополнительная денежная  эмиссия означает рост платежеспособного  спроса населения. В свою очередь,  такой рост должен явиться  стимулом для увеличения предложения  товаров. Произойдет это потому, что в погоне за деньгами  покупателей производители расширят  объем производства и тем обеспечат  товарное покрытие возросшего (в  результате дополнительной денежной  эмиссии) платежеспособного спроса. 
         Приведенное теоретическое рассуждение  трансформировалось в экономическую  политику, получившую название «контролируемая  инфляция». Однако реальность оказалось сильнее теории: превышение платежеспособного спроса над товарным предложением привело к обыкновенному росту цен. Производитель предпочел направиться по более легкому пути: вместо увеличения предложения он стал «выбирать» инфляционный избыток денежных знаков у покупателя простым повышение цены. Неудача попытки контролировать инфляцию была предопределена еще и тем, что многие секторы рыночной экономики были фактически монополизированы, а кейнсиаский подход предполагал свободный конкурентный рынок. 
    Кейнсианская  теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из анализа доходов  и расходов хозяйствующих субъектов  и влияния их на увеличение спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения, как явления непроизводительного, стимулирует рост инфляции. Избавиться от этого негативного процесса можно, по мнению Кейнса, выполняя следующие условия: 
    -стимулирование  частных и государственных инвестиций; 
    -ограничение  заработной платы. 
    Оба эти фактора в совокупности своей  порождают «эффективный», или денежный, спрос, который, якобы, и создает  денежную массу. Кейнс для более  точных расчетов дифференцировал инфляцию на два вида: 
    -полуинфляцию («умеренную», «ползучую»), обозначающую  рост денежной массы в условиях  безработицы, который не представляет  опасности, поскольку не столько  приводит к росту цен, сколько  способствует втягиванию безработных  в процесс производства; 
    -подлинную  инфляцию (галопирующую), которая возникает  даже в условиях полной занятости,  когда рост денежной массы  целиком проявляется в росте  цен на товары и услуги. 
    Кейнс высказал мысль о двойственном характере  проявления инфляции: 
1)попытка преодолеть финансовое расстройство, обеспечить равновесие между товарами и деньгами; 
2)процесс перераспределения национального дохода и национального богатства, понижение уровня жизни трудящихся. 
    Последствия инфляции, Кейнс, исходя из ее двойственного характера, рассматривает в виде двух стадий: 
    -первая  : невысокие темпы инфляции, нацеленность ее в основном на расширение производства и в меньшей степени- на повышение цен; 
    -вторая : действительная инфляция, основное содержание которой состоит в возрастании издержек, расстройстве денежного обращения, торможении производства. 
    Способ  разрешения инфляционных кризисов Кейнс  видел в активной политике государства. Именно поэтому все свое внимание он переключил на то, чтобы обеспечить с помощью государства такой  прирост инвестиций, который обеспечит  прирост прибылей. 
    Стимулировать потребление можно лишь после  того, когда будет достигнута стадия инвестиционного насыщения. 
    Сам процесс государственного регулирования  экономики должен, по мнению ученого, содержать четыре основные позиции: 
    -денежно-  кредитную политику; 
    -расходы  государственного бюджета; 
    -перераспределение  государственных доходов; 
    -протекционизм. 
    Несмотря  на жесткую критику неоклассической  теории, Дж. Кейнс свято верил  в саморегулируемый рыночный механизм. Однако он не был согласен с тем, что рыночная система каждый раз  автоматически возвращается к равновесию, соответствующему полной занятости. Полная занятость, по Кейнсу, - это редкое и  кратковременное событие. Кейнс  показал, что рыночная система чаще всего автоматически достигает  равновесия на уровне, не соответствующем  полной занятости. Следовательно, существует не одна, а несколько точек, где  система достигает равновесия. [7,стр. 285] 
     1.Инфляция является разновидностью процесса взаимной балансировки товарного и денежного рынков, обеспечивающего соответствие между товарной и денежной массами. Поэтому определения инфляции как рост цен и как обесценение денег являются эквивалентными. В отличие от инфляции, при дефляции балансировка товарной и денежной масс имеет место при сильных спросовых ограничениях, предопределяющих снижение стоимости товарной массы. 
     2.Специфика  инфляционного процесса определяется  качеством ее экономической среды.  При этом особое значение имеют: особенности макроэкономической динамики, структура экономики, долгосрочные циклы экономической конъюнктуры, среднесрочные циклические колебания, особенности денежно-кредитной и бюджетной политики, шоки совокупного спроса и предложения, специфика сложившихся взаимосвязей между макроэкономическими показателями.[1 стр. 345]

2.2. Монетаристская теория  инфляции

Монетаризм, бесспорно, сыграл ведущую роль. Для  монетаристов ключевым пунктом критического пересмотра кейнсианской доктрины стала  проблема инфляции, что, в свою очередь, привело к реанимации идей классической количественной теории денег (КДТ).[5, стр.764]

     Монетаризм  рассматривает  рыночную экономику  как устойчивую  в своей основе систему, в которой  наличие кризисных  явлений объясняется  непредсказуемым  влиянием экзогенных факторов (неграмотная  политика центральных банков, увеличение эмиссии денег и т.д).

     Изучение  причин  и хода инфляционного процесса  находилось в центре внимания  М.Фридмена. К другим влиятельным  фигурам монетаризма можно отнести А.Мелцера, К.Бруннера, Д.Лейдлера, М.Паркина которые развивали и интерпретировали взгляды М.Фридмена.  

Считается, что М.Фридмен прошел два этапа  в исследовании проблемы инфляции: на первом этапе (до конца 60-х гг.) исследовался механизм возникновения инфляции, на втором (в начале 70-х гг.)-проблема связи инфляции и безработицы. 
     До  конца 60-х гг. теория инфляции была лишь элементом теории частичного равновесия. Причиной инфляции считались непредвиденные «скачки» объема денежной массы в  обращении. Сам М.Фридмен в работе «Контрреволюция в денежной теории»  назвал инфляцию «чисто денежным феноменом  в смысле превышения темпа роста  денежной массы над темпом роста  производства».  
     За  годы разработки проблемы инфляции в  монетаризме сложились выводы, ставшие  аксиомами. Единственную причину инфляции монетаризм видит в более быстром  темпе роста номинальной денежной массы по сравнению с темпами  роста реального ВНП. 
     Изменение объема денежной массы способно оказывать  влияние на динамику реальных показателей (темпы роста производства, уровень  занятости и т.д.), но только краткосрочное. Этот эффект длится примерно 6-8 месяцев, после чего значения этих показателей возвращаются к своему исходному равновесному уровню. 
     В механизме инфляции монетаристы  отводят важную роль ожиданиям хозяйствующих  агентов, которые формируются с  учетом прошлого инфляционного опыта. 
     В начале 70-х гг. на повестку дня вышла  проблема стагфляции и, как результат,- поиск рецептов выходы из нее. Дискуссия  по этому поводу между монетаристами  и кейнсианцами, которых монетаристы  считали основными виновниками  стагфляции, переросла в теоретический  спор по вопросу связи и взаимодействия инфляции и безработицы или в  спор по вопросу вокруг «кривой Филлипса».[6, стр.111] 
     М.Фридмен  считал, что А.Филлипс исходил  из заведомо ложной предпосылки, «приравнивая изменения ожидаемой номинальной  заработной платы к изменениям реальной заработной платы». По мнению Фридмена, вместо номинальной заработной платы  корректнее использовать показатель инфляции. 
     В долгосрочном периоде прямой зависимости  между уровнем безработицы и  инфляции не существует,- так считает  М.Фридмен. Причина кроется в том, что с течением времени хозяйственные  агенты оценивают свои доходы не в  номинальных, а в реальных единицах. Их интересует покупательная способность  заработной платы, а не количество полученных денежных знаков.[2, стр. 322] 
     Темп  будущей инфляции учитывается, таким  образом, при заключении трудовых договоров  и деловых контрактов. Поэтому  большую роль играет прогнозирование  ценового уровня.  
     Фридменовский подход основывается на принципе «обучения  на ошибках», когда хозяйственные  агенты извлекают уроки из своих  прошлых ошибочных решений, принятых без учета будущей инфляции. Если инфляцию правильно предвидеть, то ее дестабилизирующее действие практически  сводится к нулю. 
     Монетаристы считают нужным отказаться от политики 
     инфляционного стимулирования спроса, а на первый план выдвинуть единственно  достижимую для экономической политики цель- борьбу с инфляцией. 
     М.Фридмен  выдвигает идею, что вмешательство  государства посредством бюджетной  политики «приводит к уменьшению способности ценового механизма  управлять экономическим процессом, искажению относительных цен  и более высокому уровню безработицы». 
     Условием  стабилизации экономической системы  М.Фридмен считает формирование устойчивых и обоснованных инфляционных ожиданий. Тогда уровень безработицы  будет независим от уровня инфляции, ведь «важна не инфляция вообще, а только неожиданная инфляция; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует».  
     Для правильного формирования инфляционных ожиданий правительство должно идти на сотрудничество с населением, «постоянно информируя его о том, что оно  собирается делать, создавая тем самым  основу для правильных решений, вместо того, чтобы пытаться его обмануть». 
     Как теоретическая концепция монетаризм исходит из неизменности институциональной  основы экономики, что нашло свое отражение в предпосылках модели номинального дохода и в силу этого, строго говоря, не может быть теорией  переходной экономики.  
     Монетаристский  вариант объяснения инфляционного  процесса представляет собой инфляцию спроса.[7, стр. 447] 
     Что же касается ее практического предложения- борьбы с инфляцией с помощью  ограничения роста денежной массы,- то соответствующие рекомендации привлекательны прежде всего своей простотой. Последнее  особенно важно в ситуации, когда  невозможно предвидеть и описать  структуру взаимодействия денежных и реальных процессов, что особенно характерно для экономики переходного  периода.[6, стр.135]

 

 

 

 

3 Глава. Практическое применение  теорий

3.1. Кейнсианский метод  регулирования инфляции

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию.

К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1 и 2. Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор [8, стр.160].

 

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией.

Экономическая система какое-то время находится в состоянии равновесия (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат.

На практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок [9,стр.88].

Изменения реального объема производства. Уровень реального объема производства - один из базовых экономических параметров - в данном случае приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги , отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета как в реальном, так и в номинальном его измерении.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти - так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Информация о работе Теории инфляции и их практическое применение