Теоретические разработки государственного вмешательства в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление характеристик основных моделей смешанных экономик.
Задачами работы являются:
- проведение теоретического обзора вопроса;
- изучение основных научных течений и существующих моделей экономики;
- выявление особенностей экономики России;
- оценка современного состояния экономической теории.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………....3
1 Типы экономических систем и смешанная экономика……………..….5
1.1 Понятие и основные типы экономических систем…….….…………5
1.2 Смешанная экономика и государственное
регулирование экономики на примере России………………………….12
2 Теоретические разработки государственного
вмешательства в экономику……………………………………..……….17
2.1 Модели смешанной экономики……………………………...……….17
2.2 Современное состояние экономической теории…………...……….24
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………….....31

Файлы: 1 файл

модели смэкономики.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     Под владением понимается представленная законом возможность фактического обладания вещью. Владение — это функционирующая собственность на условиях, определяемых собственником. Например, аренда, кредит, которые предполагают срочность, возвратность, присвоение части дохода. Пользование — применение вещи по ее назначению. Распоряжение — предоставленная субъекту возможность в своих интересах определять юридическую судьбу имущества.

     Субординация  этих понятий состоит в следующем: распоряжение определяется пользованием, пользование определяется владением, владение определяется формами собственности.

     Многообразие  форм собственности является одним из фундаментальных достижений экономической теории; оно гарантирует человеку свободу выбора места приложения своих сил и способностей.

     Выше  мы рассмотрели подход к описанию экономических систем с точки зрения прав собственности (направление институционализма), однако на разделение экономических систем есть и другие точки зрения. В целом же суть разделения экономических систем действительно, связана с ответами на три ключевых вопроса, однако есть и альтернативные экономические теории. Например, это теория величайшего американского экономиста Мансура Олсона, который в своей второй знаменитой монографии «Возвышение и упадок народов»2 обосновал альтернативную теорию к анализу обществ с точки зрения теории групп, что обосновывает существование разных экономических систем не только с точки зрения прав собственности, но и с точки зрения политики и историко-географических условий развития того или иного общества. Однако в данной курсовой работе мы будем, учитывая многообразие альтернативных экономических теорий, с одной стороны, придерживаться традиционных определений и теорий, а с другой будем рассматривать несколько моделей смешанной экономики в рамках традиционных основ экономической науки («мэйнстрима»).

     В качестве базы для дальнейшей работы кратко перечислим характеристики рыночной экономики («чистый капитализм») и командной экономики, как сущностных оснований для смешанной экономики.

     Итак, «чистый капитализм»3, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы, с использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

     В такой системе поведение каждого  его участника мотивируется его  личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой культуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

     Полярной  альтернативой чистому капитализму  является командная экономика. Эту  систему характеризует общественная собственность практически на все  материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений  посредством централизованного экономического планирования. 

 

      1.2 Смешанная экономика и государственное регулирование экономики на примере России 
 

     В современных условиях ни в одно й развитой стране не существуют так называемые «чисто рыночные отношения»4. Фактически как в национальном, так и мировом масштабах сложилась смешанная экономика. Поэтому сегодня, когда речь идет о рыночной системе на самом деле следует иметь в виду смешанную экономику. Это означает, что чисто рыночные критерии и механизмы не действуют и не могут действовать, ибо любое национальное хозяйство опирается на многообразие различных видов экономического регулирования: рыночного, корпоративного, государственного, международного, когда государство выступает одновременно как органичный элемент данной системы, так и гарант существования и функционирования всей системы.

     Смешанная экономика – такая экономическая  система, основу которой составляют рыночные отношения и частное  предпринимательство при одновременном  наличии многих других институтов (финансово-промышленных групп, транснациональных компаний и др.) и при регулировании государством важнейших процессов и сфер хозяйственной жизни (космонавтики, оборонной промышленности и др.)5.

     Период  экономических реформ с 1990-х гг. до 2010 г. во многих источниках принято  считать переходным периодом в экономике  России, а саму экономику России часто называют переходной от командной к смешанной рыночной.

     Часто можно услышать о том, что в  самом начале переходного периода  в России формировавший свободный  рынок не мог обеспечить без государственного регулирования перераспределения  ресурсов в тех масштабах, которые необходимы для превращения высокомонополизированной экономики страны в социально ориентированную рыночную экономику.

     В начале переходного периода ломался  старый и формировался новый «каркас» экономики. Создавалась многоукладность экономики, т.е. создавались условия для конкуренции, спрос стал ключевым фактором хозяйствования. С другой стороны, государство устранилось в переходный период от тех базовых проблем, которые никто, кроме него решить не мог6.

     В начальный период экономических реформ в России не были созданы единые правила конкурентной борьбы, за соблюдением которых предусматривался строгий контроль со стороны государства. Не было даже предпринято попыток вложения инвестиций или осуществления других способов поддержки ключевых отраслей экономики у зарождающегося среднего класса7.

     В развитых государствах государство, как  правило, корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму  и с которыми либо он сам справиться не в состоянии, либо принятые им решения  неэффективны. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве  достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворить потребности людей. Участие государства в экономике диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Оно должно уделять внимание сфере фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению и предупреждению безработицы.

     В целом государство претворяет в  жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

     Исходя  из этого, к основным функциям государства  в смешанной экономике относятся:

    - создание правовой основы для принятия экономических решений; государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

    - стабилизация экономики; Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

    - поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

    - выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;

    - ориентированное распределение ресурсов; государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

    - обеспечение социальной защиты и социальных гарантий; государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.;

    - поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

    - обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

    - поддержание на должном уровне обороноспособности страны.

     У государства, кроме основных функций, есть еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.

     Рассмотрим  кратко предысторию становления моделей смешанной экономики в историческом контексте.

     До  Великой депрессии 30-х гг. XX в. считалось, что принцип невмешательства в функционирование рынков является наиболее фундаментальным. Однако первыми, кто показал несостоятельность идей о полной гармонии свободной рыночной экономики (капитализма) были марксисты. Ими были вскрыты ее противоречия, делающие неминуемыми периодические нарушения равновесия воспроизводства. Экономисты кейнсианской школы пришли к этому убеждению лишь десятилетия спустя8.

     Классический  взгляд на проблему взаимодействия экономики  и государства преобладал в условиях, когда в экономической теории господствовал микроэкономический подход. Успешная деятельность отдельных  фирм отождествлялась при этом с успешным функционированием экономики в целом. Работая на себя, частный предприниматель тем самым якобы трудится и на общество: по принципу «что выгодно «Дженерал Моторс», то выгодно и Соединенным Штатам Америки». Поэтому правительство должно всемерно способствовать результативной деятельности промышленных и финансовых гигантов, позитивно реагируя на все их просьбы, - лишь бы они строили здания, производили товары и услуги, создавали новые рабочие места. Экономисты классической школы крайне отрицательно относились к таможенным тарифам, поддержанию стабильного уровня цен, валютных курсов, воздействию правительства на уровень заработной платы, ставку процента и т.п. Сторонники А. Смита подчеркивали, что, чем слабее вмешательство государства в экономику, тем эффективнее функционирует весь народно-хозяйственный организм.

     Великая депрессия 1929-1933 гг. явилась шоком  для классической теории: объяснить  спад такого масштаба, столь массовую безработицу он не могла. Использование  рецептов классиков – ограничение государственных расходов и заработной платы – лишь ухудшило ситуацию. Небывалая глубина кризиса поставила под сомнение саму идею саморегулирующейся рыночной системы. Происшедшая в этот период «кейнсианская революция» в экономической теории, а также хозяйственные успехи США при Рузвельте, гитлеровской Германии и ряда других стран (включая, конечно, и СССР), допустивших активное вторжение государства в социально-экономическую жизнь, предопределили падение авторитета классической концепции взаимодействия экономики и государства примерно на полвека. 
 

 

      2 Теоретические разработки государственного вмешательства в экономику

     2.1 Модели смешанной экономики 
 

     Анализируя  экономические процессы конца 20- начала 30-х гг. XX в., и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс доказывал, что рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования, который способен автоматически приводить ее в состояние полной занятости. Процессы приспособления в рыночной системе протекают медленно, с неторопливым изменением цен, заработной платы и процентных ставок, при инертности социальных привычек населения и отсутствии полноты информации. Поэтому при определенных условиях свободная рыночная экономика закономерно оказывается в глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийно действующие механизмы ее вывести не могут. Отсюда необходимость масштабного государственного регулирования экономики, подправляющего «сбои» ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией «регулируемого капитализма» государство должно решительно отойти от рели «ночного сторожа». Усиление государственного регулирования в 30-е гг. уже идеологически не расценивалось как посягательство на экономическую свободу субъекта. Кейнсианская теория использовалась на тот период в таких странах как США, Швеции и других.

     Кейнсианский  подход доминировал в экономической  политике и после Второй мировой  войны. Восстановление разрушенного хозяйства, структурная перестройка деформированной милитаризованной экономики, преодоление острого товарного дефицита и высокой инфляции, наращивание капиталовложений проходили при регулирующей деятельности государства и в Западной Европе, и в Японии, и на Тайване, и в Южной Корее.

Информация о работе Теоретические разработки государственного вмешательства в экономику