Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе будут представлены теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления, принципы организации и проведения тестирования, а также методология и организация тестовых исследований систем управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………...……………5
1. Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность тестов…………………………………………..……..5
1.2. Стандартизированные и проективные тесты………………………..…….6
1.3. Виды тестов и сфера их применения на предприятии……………………8
1.4. Критерии качества тес-тов………………………………………………….10
2. Принципы организации и проведения тестирования……………………….13
2.1. Принципы организации и проведения тестирования…………………...13
3. Методология и организация тестовых исследований систем управления...17
3.1. Состав и выбор методов тестирования……………………………...……17
3.2. Последовательность и характеристика этапов тестирования…………20
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………28
Приложение А……………………………………………………………………..29
Приложение Б……………………………………………………………………..29
Приложение В…………………………………………………………………..…29

Файлы: 1 файл

Тестирование в исследовании систем управления..doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     За  исключением действенности имеется другая важная характеристика теста – достоверность. Достоверность – неизменность баллов, набранных одним и тем же человеком при повторном тестировании с теми же эквивалентными тестами.

     В общем виде морально-этические стандарты могут быть преподнесены в виде свода правил, которые обязаны соблюдать все пользователи тестирования в частности:

     -Тестирование обязано происходить при участии специализированного психолога или при последующем его участии в качестве помощника;

     -Человека запрещается подвергать обследованию против его воли или незаконным путём. Человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и способах использования его результатов;

     -Тестирующий  должен обеспечить конфиденциальность  полученной информации от испытуемого  на основе доверительных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методология и организация  тестовых исследований систем управления.
 
 
    1. Состав  и выбор методов  тестирования.
 
 

     В данное время  практика тестирования насчитывает массу методических приёмов и подходов, использование, которых позволяет разрешать множество вопросов в сфере управления предприятием.

     Пытаясь добиться регулярной классификации  особенности личности, отдельные эксперты обратились к факторному анализу. Этот метод идеально подходит для урезания числа категорий, необходимых для объяснения поведенческих явлений путём поиска устойчивых шаблонов в их появлении.

     Существует  множество способов применения факторного анализа в исследовании особенностей личности. Один из этих способов сконцентрирован на использовании данных личностных вопросников, иллюстрируется серией исследований Гилфорда и его сотрудников.

     Значительная  часть текущих исследований сосредоточена  на выяснении полезности «Пятифакторной модели» структуры личности  в её различных формах для предсказания критериев выполнения работы.

     «Пятифакторная  модель» (FFM) символизирует необычайный уровень согласия среди исследователей личности, принадлежащих к самым разным школам факторно-аналитических исследований. По существу, FFM – это попытка использовать иерархическую модель анализа с целью упростить ставшую необозримой коллекцию данных об эмоциональном поведении индивидов. Следовательно, она предоставляет информацию, с которой легче работать при оценивании конкретных людей и прогнозировании их поведения в отдельных ситуациях. Факторы этой модели являются описательными, а не объяснительными, и они не относятся к разряду тех, что лежат в основе отдельных заданий или специфических тестов, из которых они извлечены.

     Хотя  некоторые исследователи на протяжении последних лет сходились во мнении, что пять факторов – как раз  то число, которое необходимо для  объяснения большинства корреляций между огромным количеством дескрипторов личности, наиболее подходящее для конкретных целей число факторов было бы лучше охарактеризовать как 5 2.

     Согласно  данной модели выделяют пять главных  областей исследования: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, уживчивость, сознательность. Каждая из областей, охватываемых данной моделью, широко применима ко всем видам повседневного поведения, включая выполнение профессиональных обязанностей. 7

     На  современном этапе развития тестирования обладает достаточно большим количеством разнообразных проективных методик. Главную отличительную особенность проективных методик нужно искать в относительно неструктурированной задаче для испытуемого, то есть задаче, допускающей почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Одна из самых популярных проективных методик связана с использованием чернильных пятен Роршаха. Ещё одной методикой подобного типа является комплексная система Экснера, который разработал комплексную систему, объединившую элементы, отобранные из пяти основных подходов к оценке результатов соответствующего теста. В этой комплексной системе Экснер предлагает стандартизированные процедуры проведения, подсчёта показателей и интерпретации, отобранные на основе эмпирических сравнений разнообразных способов. Главное значение здесь придаётся не содержанию, а структурным переменным. Согласно Экснеру, цель обработки ответов – получение   структурной   сводки, которая образует ядро его системы и служит основой для большинства интерпретационных постулатов.

     Хотя  все обсуждавшиеся до сих пор проективные методики требуют вербальных ответов, среди методик этой группы есть и полностью вербальные, то есть использующие слова и в качестве стимульного материала, и в ответах. Часть таких вербальных методик может применяться как в устной, так и в письменной форме.

     Методикой, опередившей волну проективных  тестов, является тест словесных ассоциаций, эта методика впервые была описана Гальтоном. Процедура проведения теста состоит в предъявлении испытуемому серии не связанных между собой слов, на каждое из которых его просят отвечать первым пришедшим на ум словом.

     Другая  вербальная проективная методика –  завершение предложений – широко используется как в научных исследованиях, так и в клинической практике. Примером такой широко используемой формы является Бланк незаконченных предложений Роттера, состоящий из 40 основ предложений. Множество других тестов завершения предложений разработано для оценки различных изучаемых популяций и для применения в разнообразных областях научных исследований и психодиагностики.

     Методики  действия являются достаточно широкой  и аморфной категорией проективных  методик, которая включает довольно много форм относительно свободного самовыражения. Отличительной особенностью всех этих методик является то, что  они использовались и как терапевтические, и как диагностические процедуры. Считается, что благодаря предоставляемым ими возможностям выразить себя, человек не только обнаруживает свои эмоциональные затруднения, но и облегчает свои страдания. К наиболее часто используемым методам из этой категории относятся методики рисования и игровые методики.

     Оценочной процедурой, особенно полезной при  сборе мнений равных по положению  людей, является методика выдвижения кандидатур.8

     Довольно распространённой является методика принужденного выбора, которая, по сути, спрашивает от респондентов отдать предпочтение между двумя описательными терминами или фразами, которые кажутся одинаково приемлемыми, но отличаются мерами соответствия. Задания, выстроенные по типу вынужденного выбора, могут состоять из 3,4 или даже 5 пунктов. В таких случаях респонденты должны указать, какая из фраз является для них наиболее, а какая наименее характерной. В ещё одном варианте требуется выбрать между двумя контрастирующими ответами в рамках одной и той же черты, оцениваемыми по одной шкале. Преимущество этой методики состоит в том, что она снабжает получение нормативных показателей, и потому не накладывает искусственных ограничений на взаимосвязи между разными шкалами. 
 

    1. Последовательность  и характеристика этапов тестирования.
 
 

     Использование тестов в исследовании систем управления неизменно объединено с выполнением задач, исследовательских или практических, с общим занятием тестирующего и тестируемого. Важное значение при этом имеет соблюдение техники психологического тестирования, которую возможно  поделить на три этапа: выбор тестовой методики, интерпретация результатов тестового исследования прямое тестирование.

     Предпочтение тестовой методики зависит от порядка объединяемых факторов, главными из которых являются цели, задачи исследования и области применения тестов.9

     Однако  существует и ряд социально-психологических  просветительских задач (передавать психологические  знания, умения и навыки; проводить  индивидуальное и групповое консультирование по вопросам взаимоотношений с другими людьми, проблемам самоуправления, самовоспитании и саморазвитии и др.).

     Практическая  подготовка специалистов по тестированию, помимо овладения методиками проведения различных тестов, предусматривает  и обучение приёмам установления рапорта. При установлении рапорта, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий – существенный фактор получения сравнимых результатов.

     Следующим этапом является непосредственное тестирование. Существуют определённые строгие правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования. Эти правила сводят к следующему:

     1. Прежде чем использовать выбранную  тестовую методику по прямому  назначению, специалист подробно  знакомится с нею, убеждается, что тесты отвечают предъявляемым  к ним требованиям, после чего пробует тест на самом себе.

     2. Перед началом выполнения теста проводится тщательный инструктаж испытуемых, им разъясняются цели и задачи тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения сопровождающей тест инструкции.

     3. Во время проведения тестирования  психолог следит за работой  испытуемых. Последние должны работать  самостоятельно, независимо друг  от друга, без посторонней помощи, способной изменить результаты  тестирования. Отдельные уточняющие  вопросы в процессе тестирования испытуемый задаёт, обращаясь непосредственно к психологу, проводящему тестирование.

     Завершающим этапом тестирования является интерпретация  результатов исследования.

     Каждая  тестовая методика должна сопровождаться обоснованной и выверенной программой обработки и интерпретации результатов тестирования. Интерпретация результатов исследования во многом зависит от продуктивного взаимодействия клиента с психологом-диагностом. 10

     Рассмотрение и толкование данных исследования проводят с целью правильной оценки свойств, состояний или уровня психического формирования, достигнутого индивидуумом или группой. приобретенная в результате этого психологическая информация позволяет решать следующие задачи:

     - выявлять состояния развитости  соответствующего психологического свойства у индивидуума и определять динамику развития этого свойства в течение определённого времени;

     - устанавливать реальные изменения  в поведении индивида (группы) под  влиянием учебно-воспитательных  воздействий;

     - разделять обследуемых на подгруппы для последующей дифференцированной работы с ними с учётом достигнутого результата их развития;

     - определять профессиональную пригодность  индивида или группы для выполнения  своих служебных обязанностей;

     - разрабатывать рекомендации для  последующего проведения психокоррекционной работы;

     - составлять прогнозные оценки  развития качеств личности испытуемых;

     - разрабатывать предложения и  рекомендации для индивида по  выбору его жизненного пути (режим  работы и отдыха, проведение досуга, образ жизни, выбор профессии, брачного партнёра и т.п.), а также по проблемам самообразования, саморазвития, самоорганизации, самовоспитания.

     Таким образом, методология тестовых исследований систем управления имеет достаточно сложное содержание. Эффективное  проведение тестирования во многом определяется соблюдением принципов тестирования (действенности и достоверности) и  верным выбором основных методов тестирования (метод факторного анализа, проективные методы и др.).

     Процесс проведения тестирования содержит в себе три важнейших этапа: выбор тестовой методики непосредственное тестирование, интерпретация результатов исследования. Точное соблюдение техники тестирования позволяет решить ряд важных задач в области управления предприятием (подбор сотрудников с необходимыми личностно-профессиональными качествами, повышение мотивации работников и т.д.).11

     Немаловажные советы по проведению тестирования включают в себя:

  1. Тестирование эффективнее применять в комбинации с прочими методами исследования систем управления.
  2. Необходимо оценить результативность теста в конкретной организации, мало убедится в том, что данный тест оказался эффективным в похожих организациях.
  3. нужно вести детальные записи результатов тестирования.
  4. значительно использовать услуги специалиста психолога.
  5. Очень важны условия тестирования.
  6. Необходимо периодически проверять тесты на действенность.

     Заключение

     В работе были рассмотрены теоретические  основы применения тестирования в исследовании систем управления. К ним можно  отнести понятие и сущность тестов, понятие стандартизированных и проективных тестов, виды тестов и сфера их применения, а также критерии качества тестов.

     Также в работе представлены принципы организации  и проведения тестирования, которые  играют немаловажную роль в исследовании систем управления, а также в тестировании.

Информация о работе Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления