Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе будут представлены теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления, принципы организации и проведения тестирования, а также методология и организация тестовых исследований систем управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………...……………5
1. Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность тестов…………………………………………..……..5
1.2. Стандартизированные и проективные тесты………………………..…….6
1.3. Виды тестов и сфера их применения на предприятии……………………8
1.4. Критерии качества тес-тов………………………………………………….10
2. Принципы организации и проведения тестирования……………………….13
2.1. Принципы организации и проведения тестирования…………………...13
3. Методология и организация тестовых исследований систем управления...17
3.1. Состав и выбор методов тестирования……………………………...……17
3.2. Последовательность и характеристика этапов тестирования…………20
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………28
Приложение А……………………………………………………………………..29
Приложение Б……………………………………………………………………..29
Приложение В…………………………………………………………………..…29

Файлы: 1 файл

Тестирование в исследовании систем управления..doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………………….3 

     Основная  часть………………………………………………………...……………5 

  1. Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления………………………………………………………………………5
    1. Понятие и сущность тестов…………………………………………..……..5
    2. Стандартизированные и проективные тесты………………………..…….6
    3. Виды тестов и сфера их применения на предприятии……………………8
    4. Критерии качества тестов………………………………………………….10
  2. Принципы организации и проведения тестирования……………………….13
    1. Принципы организации и проведения тестирования…………………...13
  3. Методология и организация тестовых исследований систем управления...17
    1. Состав и выбор методов тестирования……………………………...……17
    2. Последовательность и характеристика этапов тестирования…………20

     Заключение………………………………………………………………………..23

     Глоссарий………………………………………………………………………….25

     Список  использованных источников……………………………………………28

     Приложение  А……………………………………………………………………..29

     Приложение  Б……………………………………………………………………..29

     Приложение  В…………………………………………………………………..…29

     Введение

 
 

     Метод тестирования является индивидуальным методом исследования систем управления. Его можно назвать наиболее эффективным и достаточно популярным в современном обществе.

     Тестирование  – это, прежде всего, процесс оценки, исследование. При помощи тестирования можно выявить проблемы в уровне квалификации персонала, в стиле управления, выявить причины возникновения конфликтов между служащими, а также их личностные потребности. Самым важным является проверка уровня знаний персонала, т.к. знания и умения необходимо пополнять и повышать. А тестирование поможет выявить ту или иную проблему в нехватке знаний.

     Тестирование  известно очень давно. Историки утверждают, что еще в древнем Китае  тестирование использовалось для оценки уровня знаний и подготовленности кандидатов на те или иные должности. Для проверки знаний учащихся тестирование впервые было применено в Великобритании в 1864 году Дж. Фишером. Уже в 1883 году британский психолог Ф. Гальтон разработал теорию проведения тестирования. А само слово "тест" в его сегодняшнем смысле впервые использовал в 1890 году американский психолог Дж. Кеттелл.

     Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и предложенных вариантов  ответа на них для выбора одного верного.

     Задача  курсовой работы – детально рассмотреть  тему тестирования в исследовании систем управления.

     В курсовой работе будут представлены теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления, принципы организации и проведения тестирования, а также методология и организация тестовых исследований систем управления.

     В первой главе мы рассмотрим понятие и сущность тестов, стандартизированные и проективные тесты, а также виды тестов и критерии их качества.

     Во  второй главе будут представлены некоторые принципы организации  и проведения тестирования.

     А в третьей мы рассмотрим состав и выбор методов тестирования, а также последовательность и характеристику этапов тестирования. 

     Основная  часть

  1. Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления.
 
 
    1. Понятие и сущность тестов.
 
 

     Определений теста бесчисленное множество. Тест – это система тестовых заданий, удовлетворяющая критериям исследования. Это общее определение. Но есть более конкретные. Тест – это система высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их свойств, признаков и количественных параметров. Сфера применения тестирования не только в психологической тематике. 1

     Конструкция теста играет большую роль в исследовании систем управления. Тест включает в  себя определенный набор высказываний и оценок по той или иной проблеме или ситуации. Оценки могут быть типа «согласен», «не согласен», они называются упрощенные, либо «совершенно верно», «трудно сказать», «верно» и другие – это шкалированные оценки. Шкала имеет цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.

     Тестирование  развивалось и продолжает развиваться  нарастающими темпами, оказывая эффективное  содействие в решении широкого круга  вопросов в различных сферах повседневной жизни.

     Современный тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система заданий, позволяющая получать измерения соответствующих психологических свойств. Теоретическое обоснование предполагает всесторонний анализ теста и результатов его применения в свете достижения современной науки. Эмпирическое обоснование теста связано с обращением к опыту, измерениям, эксперименту.

     Тестирование  предполагает четкую процедуру сбора  и обработки первичных данных, последующий качественный анализ их и интерпретацию. Здесь "первичными" называются данные, полученные в ходе тестирования до их обработки методами математической статистики.2

     Тестирование  выступает в качестве одного из основных методов психологической диагностики в исследовании систем управления, позволяющих получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых психологических свойств или состояний работника на предприятии. 
 

    1. Стандартизированные и проективные  тесты.
 
 

     По  форме представления тесты делятся на два основных типа: стандартизированные и проективные. Стандартизированные в свою очередь разделяются на два подтипа: тест-опросники и тест-задания.

     Стандартизированными  называем тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надёжность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты могут служить надёжным средством психодиагностики, т.к. ориентированы на оценку.

     В тест-опроснике содержится серия вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тест-задании предлагается серия соответствующих заданий, по итогам, выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него свойств личности.

     Достоинством  стандартизированных тестов можно назвать возможность рационального их применения (такие тесты разрабатываются применительно к различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и профессии). С помощью стандартизированных тестов получают количественные оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств испытуемого с их выраженностью в популяции.

     Недостатком стандартизированных тестов можно назвать определенную возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности.

     Другой  недостаток заключается определенной трудности обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г. Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах.

     Применение стандартизированных тестов в определенных условиях (тест-опросников и тест-заданий) становится просто нецелесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения, либо просто не в состоянии осознать их наличие. В этих ситуациях прибегают к использованию проективных тестов.

     Проективные тесты нужны для изучения психологических особенностей людей и их поведения, а также особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции. Согласно нему неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения, индивид склонен приписывать другим людям. Психологические особенности испытуемого выявляют на основании того, как он воспринимает и оценивает те или иные ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.

     Проективные методики обладают рядом достоинств. Человек в своём восприятии жизненных ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует их исходя из своей индивидуальности, своего видения жизни в целом. Проективные методики отражают индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путём, позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции.

    1. Виды тестов и сфера их применения на предприятии.
 
 

     Так как в исследовании систем управления точной классификации тестов еще не выработано, наиболее распространенной является система деления по принципу диагностирования. Общая схема деления тестов представлена в Приложении А.

     Проективные тесты входят в состав личностных, а тесты креативности в состав тестов способностей.

     Психологические тесты – это тесты-орудия, они классифицируются по разным признакам. Например, психологические тесты делятся по предмету диагностики. Это интеллектуальные, тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные.

     Интеллектуальные  тесты применяются для выявления уровня интеллектуального развития индивида. Они помогают распознать личностные качества испытуемого, такие как активность, уверенность, настойчивость, уровень мотивированности, сосредоточенность.

     Тесты способностей – это методики, определяющие уровень развития общих способностей, определяющих уровень профессиональной деятельности, успех обучения и творчества. Такие тесты включают не только задания на интеллект, но и на восприятие, память, и др. Они применяются в США для расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях. Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности. Это совокупность методик для изучения творческих способностей личности и их оценки. 3

     Социально-психологические  тесты – это методики, определяющие эмоционально-волевые качества индивида (отношения, мотивация, интересы, эмоции) в разных ситуациях. Они делятся на личностные и социометрические тесты.

     Социометрические  тесты – это некие своеобразные методики для измерения межличностных отношений в группах малого объема. При исследовании индивид отвечает на косвенные вопросы и при ответе указывает на определенных людей, которых бы он отверг или предпочел в той или иной конкретной ситуации. Такую методику применяют для изучения динамики отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, сплоченности и конфликтных зон группы.

     Личностные  тесты определяют эмоционально-волевые качества индивида, они выявляют устойчивые индивидуальные особенности человека, которые определяют его поступки.

     По  предмету и цели личностные тесты  можно разделить на три группы. К первой группе относятся личностные многофакторные опросники, которые  дают разнообразную общую оценку степени развитости психологических свойств личности. Например, Миннесотский многофакторный опросник (MMPI). Ко втрой группе можно отнести проективные тестовые методики, которые разрабатываются на основе неопределенных стимулов. Опрашиваемые интерпретируют, дополняют и развивают эти стимулы. Третья группа это методики, выявляющие конкретные устойчивые особенности личности (черты характера личности, темперамент, эмоциональные проявления и пр.).

Информация о работе Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления