Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1.Теневая экономика: понятие, сущность, измерение.
Определение теневой экономики………………………………...4-6
Многообразие форм теневой экономики……………………...6-16
Микрометоды измерения теневой экономики……………..16-20
Макрометоды измерения теневой экономики……………..20-23
Сравнение разных методов оценки теневой экономики……..23
Глава 2. Причины и формы теневой экономики.
2.1 Универсальные причины теневой экономики……………..24-30
2.2 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику………………………………………………………….30-35
Глава 3. Роль теневой экономики в развитие экономических систем.
3.1 Всемирный характер теневой экономики…………………36-41
3.2 Теневая экономика как элемент всемирной экономической истории…………………………………………………………..42-43
3.3 Теневая экономика как фактор ускорения общественного развития………………………………………………………… 43-45
3.4 Теневая экономика как фактор торможения общественного развития………………………………………………………….45-47
Заключение…………………………………………………………...48
Список используемой литературы………
• издержки, связанные с уклонением от правовых санкций (оплата услуг налоговых и иных финансовых консультантов, потерянная в результате ограничения в целях «незаметности» размеров производства и рекламы выгоды, издержки на ведение «двойной» учета бухгалтерии и потери от возникающих в связи с этим трудностей учета и контроля предприятии).
•
издержки, связанные с уклонением
от налогов и начислений на заработную
плату. Уклонение от выплаты подоходного
налога, обязательных платежей в фонд
социального страхования и
• издержки, связанные с отсутствием законодательно зафиксированных прав собственности. Права собственности устанавливаются и защищаются социально ( на основе традиционного соглашения), а не легально ( на основе гражданского соглашения). Следовательно, предать правомочия можно только строго ограниченному кругу людей. Результатом ограничения обмена правомочиями кругом определенных лиц является и невозможность капитализировать право собственности, т.е свободно продавать правомочия ( например, нельзя продать самовольно захваченный участок земли).
• издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов (семейно-родственные и мафиозные механизмы разрешения конфликтов). В отличие от легальных экономических субъектов, внелегальные не могут обратиться к государству за защитой нарушенных прав собственности. Обращение за услугами к выполняющей функции судебных и силовых структур мафии обусловлено необходимостью выплаты своего рода налога.
Таким
образом, решение о выборе экономическим
субъектом институциональной
В
более широком плане
По
своей сущностной природе рыночное
хозяйство носит стихийный
К третьей группе причин относится социальные факторы. Современному обществу не удалось решить целый ряд социальных проблем, главной их которых является социальная дифференциация общества - характерная и по-видимому, неотъемлемая составляющая рыночного хозяйства.
Структура
общества определяет численность потенциальных
участников теневой экономики. Например,
вероятность преступности среди
беспризорников и бомжей больше, чем
среди ухоженных детей из обеспеченных
семей и среди людей, живущих
в благоустроенных квартирах. Наличие
в составе населения тех или
иных «групп риска» и численность
таких групп позволяют говорить
о «теневом потенциале» общества.
В теневую экономику массово
вовлекаются преимущественно
Основная масса непосредственных исполнителей собственно преступных экономических действий также формируется в среде малообеспеченных маргинальных слоев населения. Тяжелое социальное положение заставляет молодых людей участвовать в криминальных группировках, женщин- заниматься проституцией, безработных – подпольным бизнесом, рабочих-мигрантов – искать рабочие места в основном в теневом секторе экономики.
Теневые акции широко распространены и в трудовых отношениях. Нарушение принципов трудового законодательства ( продолжительность рабочего дня, оплата труда т.п.), социальной справедливости характерно для использования труда рабочих- мигрантов (нелегалов), женского труда и труда подростков. Угроза безработицы заставляет наемных работников соглашаться на оплату своего труда в натуральной форме и месяцами ждать выплаты мизерной зарплаты. Такие формы оплаты труда. Как депозиты и «конверты», также являются теневыми в системе трудовых отношений.
Таким образом, деформированные, ненормальные отношения в социальной сфере порождают особый вид теневой экономки, в который вовлекаются значительные массы обездоленных людей. Это, в частности, прекрасно продемонстрировал Э. де Сото на примере Перу, где социальную базу теневой экономики составляют прежде всего мигранты – выходцы из сельской местности.
К четвертой группе причин, объясняющих феномен теневой экономики, относится правовые факторы, связанные с несовершенством законодательной базы предпринимательства. Учитывая, что эти факторы достаточно широко освещены в юридических учебниках. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняют развитие правовой основы предпринимательства. Государственное законодательство, как правило, всегда отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит нескончаемый, перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать те прорехи, которые образуются в правой сфере, и быстро устремляться туда.
Такой значительный сектор, как домашнее хозяйство, регулируется в основном не правовыми нормами, а сложившимися практикой, обычаями и традициями. Государство технически не способно контролировать все совершаемые в этом секторе операции.
Сами законы также могут быть разными – более или менее строгими в отношении различных видов теневой деятельности. Крупные корпорации, используя свою финансовую мощь, иногда оказываю давление на законодателей, которые могут принимать правовые акты в угоду избранным социальным группам.
В
пятую группу относятся этические
факторы, обусловленные слабой этической
основой предпринимательства. Особо
хотелось бы выделить противоречия между
законодательством и морально-
Важным обстоятельством является также то, что этическая основа предпринимательства гораздо шире и нередко более значима, чем хозяйственное право. Примером может служить деятельность швейцарских банков в период Второй мировой войны, проводивших теневые операции с нацистским режимом Германии. Формально она не попадает под букву закона, но в глазах мирового сообщества эти банки явно нарушили элементарные морально-нравственные принципы. Примерно такую же оценку можно дать деятельности крупных германских корпораций, которые в широких масштабах на своих предприятиях использовали даровой труд десятков тысяч людей, перемещенных из оккупированных нацистами стран.
Весьма показательно, что сейчас эти корпорации добровольно выплачивают людям компенсации, признавая нарушения морально-этических норм цивилизованного общества. Нарушение самим государством им же принятых законов также воспринимается обществом с позиций морально-этических норм.
Если говорить об этической основе предпринимательства , то важным здесь является учет национальных традиций. В Западной Европе и Северное Америке под влиянием протестантизма сформировалось положительное отношение общества к частной собственности , личному богатству, предпринимательской деятельности. В России же православная культура, напротив, во много предопределила негативное отношение к материальной стороне жизни. Ислам до сих пор осуждает ростовщичество. Социокультурные факторы, и прежде всего этическая основа предпринимательства, являются существенными для объяснения особенностей теневой экономики в той или иной стране.
Особо в этой группе причин хотелось бы подчеркнуть роль институтов гражданского общества. Речь идет о том, что с усложнением всей системы рыночного хозяйства государству становится не под силу в одиночку бороться с теневой экономикой . Независимые расследования экономических преступлений средствами массовой информации могут оказать государству существенную помощь в борьбе с теневой экономикой. Еще большее значение имеют воспитательные функции, которые должны осуществлять институты гражданского общества: СМИ, профсоюзы, объединения предпринимателей, потребителей, деятелей культуры, религиозные и другие организации.
Именно институты гражданского общества заставляют государственную власть быть более открытой и прозрачной. Опыт многих стран с развитыми институтами гражданского общества убедительно доказывает, что прозрачность социально-экономической политики государства – одна из важнейших гарантий того, что будут поставлены серьезные барьеры на пути коррупции и теневых операций между властными структурами и бизнесом.
Наконец,
в шестую группу причин входят политические
факторы, вызванные противоречиями
в политической системе. Одним из
принципиальных здесь является вопрос
об отношениях власти и крупного капитала.
Известно, что их слияние формирует
всесильную олигархию, существование
которой создает качественно
новые черты теневой экономики.
Дело не только в том, что под давлением
финансовых магнатов власть принимает
законы, создающие благоприятные
условия для свободы
Здесь, вероятно, стоит отметить различия между сильной властью и силовой. Сильным следует считать государство, где относительно нормально функционирует властная вертикаль, т.е система властных структур (центра, регионов, органов местного самоуправления), а государство находит поддержку у подавляющего большинства членов общества. Не только отечественный, но и международный опыт свидетельствует: как только эта система разрушается или дает сбои, теневая экономика получает дополнительные стимулы для развития. Как правило, именно слабое государство прибегает к силовым методам, расширению силовых структур, административному воздействию на экономическую деятельность ( лицензии, льготы, разрешительный характер законодательства). Такие методы ведут к окончательной потере авторитета власти в глазах граждан, а само государство теряет рычаги управления.
Противоречия
между объективными потребностями
развития экономики и проводимой
государственной политикой
Информация о работе «Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы