Сущность, источники и функции прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изложение теоретических основ управления формированием и распределением прибыли на предприятии.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования 5
1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория 5
1.2 Источники формирования прибыли для предприятия 6
1.3 Функции прибыли 13
2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском» 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском» 15
2.2 Порядок формирования и анализ финансовых результатов на предприятии ЗАО «Транском» 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Прибыль Софа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)
 

       Из  таблицы 4 видно, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом  выручка от продаж уменьшилась на 10,6 % или на 130468 тыс.руб. Себестоимость  оказанных услуг уменьшилась  на 9,5 % или на 88894 тыс. руб. Валовая прибыль уменьшилась на 35,8 % или на                14594 тыс. руб. все эти отрицательные изменения произошли в связи с неблагоприятной обстановкой на нефтяном рынке. Но, не смотря, на сложившуюся ситуацию в целом на предприятии чистая прибыль увеличилась в 1,5 раза, а прибыль от обычной деятельности увеличилась в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом за счет снижения себестоимости оказываемых услуг и увеличения внереализационных  и операционных доходов предприятия.

       Данные  таблицы 3 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные финансовые результаты – чистую (нераспределенную) прибыль (таблица 5). 
 

        Таблица 5 Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов деятельности ЗАО «Транском»

Показатель Структура элементов формирования чистой прибыли  в выручке от продаж, % Изменение структуры
2009 г. 2008 г.
1 Выручка от  продаж 100 100 -
2 Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг 97 95,8 +1,2
3 Валовая прибыль 3 4,2 -1,2
4 Прибыль от продаж 3 4,2 -1,2
5 Операционные  доходы 3,7 1,6 +2,1
6 Операционные  расходы 2,3 1,7 +0,6
7 Внереализационные доходы 0,5 0,07 +0,43
8 Внереализационные расходы 2,5 2,5 0
9 Прибыль до налогообложения 1,7 1,05 +0,65
10 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 1,1 0,76 +0,34
11 Прибыль от обычной  деятельности 0,7 0,3 +0,4
12 Чистая прибыль (убыток) нераспределенная прибыль (убыток) 0,5 0,3 +0,2
 

       Из  таблицы 5 видно, что структурно-динамический анализ по данным таблицы 4 показал, что, несмотря на благополучное положение  с темпами роста и абсолютным приростом основных показателей, характеризующих  финансовые    результаты   ЗАО  «Транском»    имеет   место    отрицательно складывающиеся в 2009 году по сравнению с предыдущим годом тенденции, выразившиеся в ухудшении финансовых результатов по некоторым позициям: на 1,2 пункта уменьшилась валовая прибыль и прибыль от продаж. Это объясняется продолжительными неблагоприятными погодными условиями в 2009 году. Следовательно, предприятие должно изыскивать возможности усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых средств и повышения эффективности их использования.

       Сложившиеся обстоятельства требуют более детального подхода к изучению отдельных статей формирования финансовых результатов. По данным аналитического учета можно установить за счет каких элементов приоритетных статей расходов, вновь введенных в отчетность о финансовых результатах сдерживается рост балансовой прибыли. Состав некоторых новых статей формирования прибыли до налогообложения представлен в таблице 6.

          Таблица 6 Состав отдельных статей формирования финансовых результатов ЗАО «Транском»

Статьи Составляющие  элементы
1 2
Коммерческие расходы - расходы на  транспортные услуги, включая перевозки  всеми видами транспорта;

- расходы  на оплату труда;

Проценты  к получению - суммы причитающихся  в соответствии с договорами  к получению дивидендов по  акциям.
Проценты  к уплате - суммы причитающихся в соответствии с договорами к уплате  дивидендов по акциям.
Доходы  от участия в других организациях - доходы, подлежащие  получению по финансовым вложениям  в ценные бумаги других предприятий  по сроку в соответствии с  учредительными документами.
 

       Таким образом, в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить внимание на прибыль (убыток) от оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой прибыли. Данные аналитической таблицы 4 показывают, что в 2008 году прибыль от продаж составила 396 % от прибыли до налогообложения, а в 2009 году 173 %, а в сравнении с чистой прибылью – 616 %, т.е. прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины.  

Заключение

       Значение  прибыли в условиях рыночной экономики  огромно. Достижение высоких финансовых результатов предприятия ЗАО «Транском» предполагает эффективное управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает в себя анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

       Важнейшим вопросом управления процессом формирования и распределения прибыли является планирование прибыли. Главной целью при планировании является максимизация доходов предприятия и минимизация издержек производства, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия ЗАО «Транском» в его развитии.

       Ввиду узкой направленности финансово-экономической деятельности на предприятии строго следят за соответствием и профессиональной компетенцией персонала, так как несвоевременное принятие управленческих решений, ошибочное составление экономических прогнозов ведут к снижению экономической эффективности деятельности предприятия, а следовательно и к отрицательному изменению прибыли предприятия.

       Все сотрудники ЗАО «Транском» проходят своевременную переподготовку и  повышение квалификации, затраты  на проведение которых значительно  меньше, чем потери от возможных недочетов персонала.

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что предприятие  ЗАО  «Транском» имеет как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на формирование, распределение, использование  и увеличение прибыли. К внешним  факторам относятся:

    1. погодно-климатические условия Новороссийского района;
    2. ценовая политика на мировых рынках нефти и нефтепродуктов;
    3. устойчивость курса рубля по отношению к доллару США.

       Первый  фактор имеет наибольшее влияние  на деятельность предприятия. Новороссийский район характеризуется умеренно теплым климатом. Среднегодовое количество выпадающих осадков не более 700 мм. Среднегодовая температура воздуха + 12,8 градусов по Цельсию. Характерной особенностью климата Новороссийского района, включая прибрежную зону, являются сильные северо-восточные ветры, носящие название «бора». Эти ветры достигают скорости 50-70 метров в секунду и наносят большой ущерб хозяйству города и предприятиям морского транспорта. Одним из наиболее важных явлений, влияющих на производительность предприятия ЗАО «Транском» является образование льда в прибрежной зоне Новороссийского района. Хотя, замерзание всей Новороссийской бухты не наблюдалось ни разу. Чаще всего происходит обмерзание берегов, судов и портовых сооружений при сильной боре и низкой температуре воздуха.

         Второй и третий фактор имеют  также не малое значение как  на финансово-экономическую деятельность  предприятия в целом, так и  на увеличение прибыли, но предприятие  ЗАО «Транском» может только  анализировать и прогнозировать  их поведение, но повлиять на исход событий не имеет возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
       
  1. ФЗ от 26 ДЕКАБРЯ 1995 г. № 208 - ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ          (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г.) Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Вершина, 2008 – 362 с.
  3. Налог на прибыль: Комментарий (постановлений) к главе 25 НК РФ. – М: Вершина, 2005 г. – 256 с.
  4. В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. Финансы предприятий (организаций).- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.— 352 с.
  5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М: Финансы и статистика, 2005. - 348с.
  6. И.А. Бланк Финансовый менеджмент. Учебный курс. -М.: Ника-Центр, 2004 г. – 656 с.
  7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. 7-е изд., исправ. Мн: Новое знание, 2002 г. – 364 с.
  8. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г. – 177 с.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Под ред. проф.  Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 448 с.
  10. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. - М: ТОО "Люкс-Арт", 2005. - 176с.
  11. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент/ Под ред. доц. Т.С. Новашиной. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005 – 255 c.
  12. Горбачева Л. А. Анализ прибыли и рентабельности. -М.: Экономика, 2006. -95с
  13. Ансов Н.И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 2004. -135 с.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляна. – М.  : ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд., 2001 г. – 512 с.
  15. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика. 2001. – 560с.
  16. Попов В.В. Проблемы развития крупных портов России. – М.: РосКонсульт, 2000 г.
  17. Носящий гордое имя России. // Морские порты. - № 2, 1997 г. – 33-61 с.

Информация о работе Сущность, источники и функции прибыли