Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 16:47, курсовая работа
Целью настоящей работы является изложение теоретических основ управления формированием и распределением прибыли на предприятии.
Введение 3
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования 5
1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория 5
1.2 Источники формирования прибыли для предприятия 6
1.3 Функции прибыли 13
2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском» 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском» 15
2.2 Порядок формирования и анализ финансовых результатов на предприятии ЗАО «Транском» 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Социально-экономический факультет
Кафедра
экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
Тема: Сущность,
источники и функции прибыли
Комиссия:
1.__________________________
2. _________________________
Введение | 3 |
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования | 5 |
|
5 |
|
6 |
|
13 |
2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском» | 15 |
|
15 |
|
18 |
Заключение | 25 |
Список использованной литературы | 27 |
Приложение 1 | |
Приложение 2 |
Введение
В России происходят экономические перемены, обусловленные ориентацией страны на достижение общих процессов мирового развития. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы – руководством к действию.
Рыночная экономика ориентирует предприятия на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции (товаров, работ, услуг), которые пользуются спросом и могут принести предприятию необходимую для развития прибыль. Прибыль получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она играет важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.
Прибыль
– это денежное выражение основной
части денежных накоплений, создаваемых
предприятиями любой формы
Значение
прибыли усиливается с
Поэтому одной их актуальных задач современного этапа является овладение современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.
Грамотное,
эффективное управление формированием
прибыли предусматривает
Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализация целей стратегического развития предприятия.
В современных условиях на российских предприятиях сложилась не благоприятная ситуация в отношении показателей прибыли. В таких условиях вопросы управления прибылью становятся наиболее актуальными.
Целью
настоящей работы является изложение
теоретических основ управления формированием
и распределением прибыли на предприятии.
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования
1.1
Прибыль предприятия
как экономическая
категория
В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции2.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.
Прибыль
является основной формой чистого дохода
(наряду с акцизами и НДС).
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.
Факторы внутренней среды
Практически
вне сферы воздействия
Величина
прибыли зависит от направлений
деятельности хозяйствующего субъекта:
производственного, коммерческого, технического,
финансового и социального.
1.2
Источники формирования
прибыли для предприятия
Четкая
классификация доходов и
1)
определения, из какого
2)
разделения производственной
3)
разделения постоянных и
Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели доходов и прибыли:
а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;
б) валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;
в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
г) прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой.
д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
е) чрезвычайные прибыли;
ж)
прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот
показатель является точкой перехода
от бухгалтерской прибыли к
Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;