Сущность, источники и функции прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изложение теоретических основ управления формированием и распределением прибыли на предприятии.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования 5
1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория 5
1.2 Источники формирования прибыли для предприятия 6
1.3 Функции прибыли 13
2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском» 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском» 15
2.2 Порядок формирования и анализ финансовых результатов на предприятии ЗАО «Транском» 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Прибыль Софа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Социально-экономический  факультет

Кафедра экономики и управления  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

Тема: Сущность, источники и функции прибыли 

Комиссия:

1.__________________________

2. _________________________ 
 

                                  Выполнила: студентка  группы Экссф-09

                                  Павлиди Софья Валентиновна

                                  Научный руководитель: к.эк.н., доцент

                                  Стародубова Людмила  Васильевна  
 
 
 
 

                                  2010 
 

 

                                  План 

Введение  3
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования 5
     1.1 Прибыль  предприятия как экономическая  категория
5
     1.2 Источники  формирования прибыли для предприятия
6
     1.3 Функции прибыли
13
2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском» 15
    2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском»
15
    2.2 Порядок формирования  и анализ финансовых результатов   на предприятии ЗАО «Транском»
18
Заключение  25
Список  использованной литературы 27
Приложение 1  
Приложение 2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

       В России происходят экономические перемены, обусловленные ориентацией страны на достижение общих процессов мирового развития. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы – руководством к действию.

       Рыночная  экономика ориентирует предприятия на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции (товаров, работ, услуг), которые пользуются спросом и могут принести предприятию необходимую для развития прибыль. Прибыль получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

       Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она играет важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.

       Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности1.

       Значение  прибыли усиливается с переходом  государства на основы рыночного  хозяйства. Предприятие любой формы  собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

       Поэтому одной их актуальных задач современного этапа является овладение современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.

       Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

       Наряду  с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь  в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализация целей стратегического развития предприятия.

       В современных условиях на российских предприятиях сложилась не благоприятная  ситуация в отношении показателей  прибыли. В таких условиях вопросы  управления прибылью становятся наиболее актуальными.

       Целью настоящей работы является изложение теоретических основ управления формированием и распределением прибыли на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования

       1.1 Прибыль предприятия  как экономическая категория 

       В условиях рынка получение прибыли  является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели только в том  случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции2.      

       Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

       Прибыль представляет собой произведенный  и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.

       Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).                                 

       На  величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

         Факторы внутренней среды изучаются  и учитываются в хозяйственной  практике, на них можно воздействовать  в плане увеличения прибыли.  К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.

       Практически вне сферы воздействия находятся  факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные.

       Величина  прибыли зависит от направлений  деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального. 

1.2 Источники формирования  прибыли для предприятия 

       Четкая  классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения  чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для:

       1) определения, из какого источника  получена основная часть доходов  и прибыли отчетного периода;

       2) разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;

       3) разделения постоянных и переменных  расходов в целях управлен-ческого  и финансового анализа. 

       Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

  • основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);
  • финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы);
  • чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

       Такое деление весьма важно, поскольку  оно позволяет определить, каков  удельный вес доходов, полученных как  от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

       Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели доходов и прибыли:

       а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка  от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;

       б) валовая прибыль от реализации –  чистая выручка от реализации за вычетом  производственных расходов на реализованную  продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;

       в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

       г) прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой.

       д) прибыль от обычной хозяйственной  деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

       е) чрезвычайные прибыли;

       ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

       Основная  цель определения бухгалтерской  прибыли – показать эффективность  деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

Информация о работе Сущность, источники и функции прибыли