Сущность, источники и функции прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изложение теоретических основ управления формированием и распределением прибыли на предприятии.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования 5
1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория 5
1.2 Источники формирования прибыли для предприятия 6
1.3 Функции прибыли 13
2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском» 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском» 15
2.2 Порядок формирования и анализ финансовых результатов на предприятии ЗАО «Транском» 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Прибыль Софа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

       з) чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль  после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании3.

       Разделение  производственной себестоимости и  общехозяйственных расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции» свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения в производственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокое значение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.

       Разделение  постоянных и переменных расходов важно  для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается  в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.

       Самый хороший руководитель мало сможет добиться если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Российская практика дает этому множество подтверждений. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в наших современных условиях.

       Проблема  привлечения со стороны инвестиции, способных создать мощный импульс для финансового хозяйственного развития предприятий, волнует сегодня большинство отечественных руководителей.

       Инвестиции  нужны всем, однако получает их не каждый. Для финансирования основных средств  краткосрочный банковский кредит является исключением, а не правилом, поскольку связанный с ним риск чрезвычайно велик. Кроме того, предприятиям приходится учитывать условия, на которых оно получает инвестиции, так как если деньги получены на невыгодных  условиях, предприятие рискует понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротом.

       С точки зрения получаемой по привлекаемым средствам отдачи для инвестора  инвестиции могут разделяться на: субсидии, гаранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются предприятия  приоритетных направлений в экономике.

       Денежные  средства с фиксированной суммой процента, которые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (акционерных обществ  и государства), привилегированных  акций (акционерных обществ открытого типа). По каждому из заемных средств выплачивается определенный процент, который устанавливается для кредита – в договоре займа, а для облигаций и привилегированных – акций – в проспекте эмиссии4.

       Привлеченные  средства, на которые выплачивается дивиденд   (дивиденды выплачиваются пропорционально вложениям в уставной фонд).

       При разработке инвестиционного проекта  важно рационально выбрать формы  привлечения капитала и прежде всего  определить, наращивать ли собственный  капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества (гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с варрантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода. Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышенная доходность. Тогда к ним добавляется варрант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованных у него средств и, кроме того, он может еще реализовать свои варранты.

       В рамках долгового финансирования существует пять основных типов кредита: торговый кредит, который предоставляется  одной компанией другой при продаже  товара под обещание о его будущей  оплате, банковский кредит, предоставляемый банком (или другим финансовым учреждением) предприятию (физическому лицу) с целью финансирования временных потребностей предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия, финансирования временно возросшего количества товарно-материальных запасов, для помощи в финансировании временно возросшего объема дебиторской задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия).

       Краткосрочные ссуды могут предоставляться  коммерческими банками, финансовыми  компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие сроки могут быть получены и посредством использования  необеспеченных кредитных билетов  сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются компаниями, имеющими стабильное положение и высокий рейтинг. Практикуется далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий, сооружений, оборудования и других активов, являющихся по своей природе скорее “основными”, а не “текущими” активами. Он может быть необеспеченным, выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга.

       Инвестиционный кредит может предоставляться лизинговыми компаниями, страховыми компаниями, коммерческими банками, сберегательными банками, трастовыми компаниями, образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами, индивидуальными инвесторами, андеррайттерами – участниками рынка, которые занимаются перепродажей векселей, облигаций и закладных, а также правительственными учреждениями.

       Наиболее  существенную роль среди названных  выше источников финансирования, по степени  убывания их доли в инвестиционных операциях, играют расширение акционерного капитала, займы, выпуск облигаций. Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой привлечения средств для развития компаний в условиях рыночной экономики5. 
 
 

1.3 Функции прибыли 

       Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов.

       Отсюда  следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы6.

       В условиях рыночных отношений субъект  хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.

       Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.

       Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна только при соответствующих маркетинговых исследованиях рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины структуры издержек производства.

       В современных условиях важнейшим  источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.

 

2. Анализ источников формирования прибыли

на  примере ЗАО «Транском»

2.1 Технико-экономическая  характеристика ЗАО  «Транском»

       ЗАО «Транском», имеющее юридический адрес: г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 15 было создано в июне 1997 года и. Учредителями общества являются ОАО «НГК Славнефть» с долей в уставном капитале 76 % и ЗАО «Морское агентство «Максима» с долей в уставном капитале 24 %. В 2002 году состав учредителей общества изменился в результате выкупа 500 акций             ОАО  «НГК Славнефть» у прежних владельцев – учредителей общества:             ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ОАО «Новороссийское морское пароходство». 240 акций или 24 % долей в уставном капитале общества было выкуплено в 2002 году дочерним предприятием ЗАО  «Морское агентство «Максима». Уставный капитал общества не изменился и составляет 100 тыс. рублей. Основным видом деятельности общества является транспортно-экспедиционное обслуживание грузов на морском транспорте – оказание услуг по экспедированию сырой нефти и нефтепродуктов, а также декларирование грузов и агентское обслуживание судов.

          Таблица 1 Основные показатели экономической  и финансовой деятельности ЗАО «Транском»

Показатели 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации услуг, тыс.руб. 874130 977598 762448 255158 135471
Затраты на производство, тыс.руб. 848001 936875 657437 105799 77980
Затраты на 1 рубль услуг, коп. 97,0 95,8 86,2 41,5 57,6
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 15052 10220 69625 112822 -14477
 

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6
Среднесписочная численность, чел. 540 502 401 341 385
Средний доход на 1 работника, руб. 18918 17571 15946 10938 4240
Коэффициент автономии 0,27 0,32 0,29 -0,11 -1,81
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 0,21 0,04 1,33 0,52
Коэффициент текущей ликвидности 0,93 0,93 1,38 5,20 3,64
Коэффициент финансовой устойчивости 0,47 0,71 0,74 0,90 0,82
Удельный  вес заемных средств в стоимости имущества 0,27 0,8 0,45 0,52 0,89
Общий коэффициент оборачиваемости 5,53 7,57 5,82 2,86 0,72
Фондоотдача основных средств 10,71 11,63 11,49 8,03 4,9
Отношение дебиторской задолженности к  кредиторской 0,69 0,46 0,9 1,89 0,99
Коэффициент утраты платежеспособности 0,47 0,41 0,43 2,43 2,14
Коэффициент восстановления платеже-способности 0,47 0,35 0,53 2,23 2,25

Информация о работе Сущность, источники и функции прибыли