Сущность инвестиций,их виды,функции и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Состояние дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. В теории макроэкономики инвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Иными словами, инвестиции – это вложение капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие инвестиций 5
1.1.Экономическая сущность, формы и виды инвестиций 5
1.2.Функции инвестиций 14
1.3.Роль инвестиций в экономике 17
Глава II. Анализ рынка инвестиций в России 22
2.1.Анализ иностранных инвестиций в РФ за 2007-2010 гг. 22
2.2.Роль иностранных инвестиций в экономике России за 2007-2010гг. 27
2.3.Проблемы и перспективы рынка инвестиций в РФ 33
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

INVESTITsII.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

В январе-сентябре 2009г. в экономику  России поступило 54,7 млрд.долларов США  иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).

Объем погашенных инвестиций, поступивших  ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше). [15]

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. Что касается имиджа России, то Мировой финансовый кризис не повлиял на инвестиционную привлекательность России. Иностранные компании не отказываются от своих проектов. Некоторые даже считают, что сейчас самое удобное время для того, чтобы выйти на российский рынок. Таков главный вывод исследования, проведенного российским отделением Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia).

Авторы исследования задались целью  выяснить, какое влияние оказал финансовый кризис на инвестиционную привлекательность  и бизнес-имидж России. В период с ноября 2008 года по февраль 2009 были опрошены 35 человек: топ-менеджеры мультинациональных компаний, представители международных бизнес-ассоциаций и инвестиционно-финансовых групп, а также иностранные журналисты. Все респонденты проработали в России более пяти лет. Многие из них были свидетелями событий, происходящих в стране в 1990-е годы, в начале 2000-х и теперь. Одним словом — им есть, с чем сравнивать. Зарубежные эксперты отмечают, что бизнес-имидж России, в целом, меняется вместе с переменами в экономике. В 90-е годы Россию называли сырьевым придатком, в 2001–2005 годах отмечается высокий риск и высокий потенциал, а в 2006–2008 годах — высокая инвестиционная привлекательность. Поэтому в условиях нынешнего кризиса Россия не потеряла доверия инвесторов.

«В отличие от кризиса 1998 года, когда многие зарубежные компании закрыли свои представительства и покинули страну, сейчас абсолютное большинство фирм настроено остаться на российском рынке», — говорит председатель Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф: «Надо сказать, что нынешняя ситуация в России очень сильно отличается от того, что произошло 10 лет назад, потому что количество и качество инвестиций, а также влияние европейских фирм в России совсем другое. Сейчас здесь существует огромное количество иностранных инвесторов, и никто не думает покинуть рынок, потому что это стратегический рынок. Те компании, которые имеют ликвидность, сейчас планируют стать более активными в России. Я, например, в последние несколько недель разговаривал с компаниями из Европейского союза, которые думают, что, может быть, стоит инвестировать именно во время кризиса. Это были компании, занимающиеся розничной торговлей, производством автокомпонентов и энергоснабжением. Даже в нынешней ситуации можно не только наблюдать и выжидать, но и начинать активную деятельность, чтобы подготовиться к новому подъему экономики». По мнению респондентов, у России есть огромное преимущество по сравнению с другими странами: ей есть куда развиваться. «Россия — страна с развивающейся экономикой, и вот в этом качестве она и ценна для международного инвестиционного сообщества. Если многие страны утратили вектор развития, то у России он есть», — говорится в исследовании. Среди других позитивных отличий отмечаются человеческие ресурсы, географический фактор соседства и культурная близость к Европе. Респонденты говорят, что более естественно инвестировать в Россию, чем, например, в далекую Бразилию. А русские люди более понятны и европейцам, и американцам.

Стоит отметить еще одно преимущество России, которое авторы исследования назвали даже российским ноу-хау, — это умение собраться и выходить даже из крайне критических ситуаций. Россия способна опровергнуть самые пессимистичные расчеты и выйти победителем. Хотя эта особенность и не всегда поддается логическому объяснению, но без сомнений добавляет оптимизма иностранным инвесторам. [12]

Привлечение в широких масштабах  национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально  ориентированного общества с высоким  качеством жизни населения.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. [8]

2.3 Проблемы и перспективы рынка инвестиций в РФ

Инвестиционной деятельности отводится  ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических  и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий  для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых. [19]

Многие проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными  принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к  освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие

1) государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства  на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на федеральном уровне целесообразно  разработать и реализовать ограниченное  количество, но реальных федеральных  среднесрочных и долгосрочных  программ, органической частью которых  должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;

3) необходимо устранить многоканальность  и частичное дублирование одинаковых  по назначению потоков государственных  финансов путем совершенствования  их региональной привязки. Важную  роль в управлении потоками  играет стабильное и полное  разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

4) наделение органов государственной  власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение единых  общероссийских нормативно-законодательных  основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению. [17]

Следует отметить, что современная  российская деловая среда не является благоприятной для привлечения  инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

В наше время важна необходимость  инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных компаний готовы вкладывать свои ресурсы в  научные разработки. В кризис финансирование исследований сокращается, а пропасть между наукой и бизнесом увеличивается.

Большая часть научных разработок, которые успешно сейчас внедряются в России, кем-то уже придуманы  и продаются. Например, робот на выставке в Москве в Японии никого уже не удивит. Но инновации – это не обязательно прорыв, скорее необходимые наукоемкие технологии.

У российского рынка своя специфика: инвесторы идут по уже изведанным тропкам. Рисковать своим капиталом  готовы единицы. Ученые, которые занимаются фундаментальной наукой в госучреждениях и институтах, коммерсантам не интересны. Они о партнерстве разговаривают с теми, кто уже наладил производство и хочет его развить. [5]

При нынешнем состоянии российской финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема  инвестиционной активности целесообразно  использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшие 5–10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных направлений роста нового и современного ТУ и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

Формально некоторые из этих банков – Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк – созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Сложившаяся на сегодняшний день в  России структура распределения  сбережений позволяет реализовать  оба известных из международного опыта механизма финансирования институтов развития: как основанного на сбережениях, так и использующего механизмы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них предусматривает привлечение кредитных ресурсов Сберегательного банка на депозиты в банки развития и их размещение в инвестиционных проектах, реализующих приоритетные направления развития экономики. Создание второго механизма - кредитование банков развития через централизованные процедуры денежного предложения - не означает, разумеется, восстановления административной технологии распределения капитальных вложений. Централизованная процедура регулирования кредитной эмиссии или размещения организованных под контролем государства сбережений ограничивается установлением пропорций распределения общих инвестиционных ресурсов государственной финансовой системы между банками развития в соответствии с приоритетами экономического роста и целями поддержания инвестиционной активности. Принятие же собственно инвестиционных решений обеспечивается банками развития самостоятельно с соблюдением всех рыночных критериев окупаемости и надежности соответствующих инвестиционных проектов.

Необходима активизация инвестиционной составляющей бюджетной политики, включающая:

восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития;

формирование государственной  инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики;

проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших  акции приватизированных предприятий  на условиях инвестиционных конкурсов  с признанием недействительными  сделок, по которым обязательства не выполнены;

прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции  отечественного производства, предоставление государственных гарантий только при  условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

В общем виде предлагаемая система  будет функционировать следующим  образом. На макроуровне политика денежного  предложения ориентируется на обеспечение  спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. Наряду с рутинными процедурами рефинансирования текущей деятельности коммерческих банков, для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк – банки развития – производственные предприятия; сбережения населения – Сбербанк – банки развития – производственные предприятия. Таким образом, накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

Таким образом, предлагаемая система  поддержания инвестиционной активности будет стимулировать рост конкурентоспособных  финансово-производственных структур. Банковская система получит мощный импульс переориентации на работу с реальным сектором. Постепенно будет преодолена дезинтеграция российской экономики, восстановится нормальная взаимосвязь финансовой сферы и реального сектора в обеспечении расширенного воспроизводства экономической деятельности. Сформируется ориентированная на экономический рост финансово-промышленная система, обеспечивающая высокий уровень инвестиционной и инновационной активности. [16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе рассмотрены основные теоретические аспекты такого  сложного процесса как инвестиции и проведен анализ инвестиционной ситуации в России за минувшие 5 лет.

Информация о работе Сущность инвестиций,их виды,функции и роль в экономике