Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:01, реферат
Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова – Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они казалось бы за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном - в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Во все времена и у всех народов роль руководителя любого уровня управления и любой сферы деятельности была, есть и будет определяющей в достижении цели с наименьшими затратами времени и ресурсов. Такими руководителями не только рождаются, но и становятся. Как стать таком руководителем? Что в себе нужно развивать, над чем работать? Этому посвящена моя курсовая работа.
Введение 3-4
Цель работы 5
I. Руководитель в системе управления персоналом
Сфера деятельности руководителя 6
1.2. Качества руководителя 7-9
II. Становление руководства как науки 11-12
III. Стили руководства и управления 12-13
IV. Функции руководителя 14
4.1. Функции руководителя по Файолю 14-15
4.2. Функции руководителя по Десслеру 15
4.3. Функции руководителя по Адаиру 16-17
4.4. Памятка руководителю о стиле и методах руководства 17
V. Стратегии руководства 17
5.1. Стратегия Нельсона 18
5.2. Стратегия Жукова 18-19
5.3. Стратегия по Дракеру 19
VI. Заключение 20
VII. Список литературы
5. Контроль – установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности; проверка соответствия выполнения работ этим стандартам; их корректировка при необходимости.
4.3. Функции руководителя по Адаиру
В отличие от Файоля Джон
Адаир – автор модели функционального
руководства, описанной в его
книге «Эффективного
1. Определение задания. По мнению Адаира, чтобы достичь поставленной цели, особенно при реализации долгосрочных проектов, её необходимо разбить на ряд конкретных выполнимых заданий.
2. Планирование. Задача руководителя состоит в том, чтобы негативную ситуацию превратить в позитивную с помощью творческого планирования. Необходимо творчески мыслить самому, пользоваться идеями других, оценивать возможные варианты и помнить, что в процессе анализа возможностей всегда больше, чем на исходной позиции. Выполнение второй функции руководителя позволяет определить, когда можно достичь цели.
3. Инструктаж. После определения того, что делать для достижения цели и когда её можно достичь, необходимо сформулировать, как это сделать. На этот вопрос отвечает третья функция руководителя – инструктаж. Для руководителя жизненно необходимо умение проводить собрания и писать четкие инструкции.
4. Контроль. Адаир предупреждает, что бесполезно контролировать других, если вы не умеете контролировать себя. Разработайте систему контроля нужно отслеживать, чтобы быть уверенным, что план выполняется.
5. Оценка работы. Эта функция руководителя тесно связана с предыдущей. Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполнения заданий.
6. Мотивация. Задача руководителя – применить теорию мотивации на практике, причем чаще себя оправдывают простые методы. Успех стимулирует человека, поэтому высокие, но достижимые цели, регулярные отчеты, похвала, награды дают новый импульс и стимул для работы коллектива.
7. Организация. Руководитель сам лично не должен выполнять работу, но он должен быть уверен, что работа выполняется и будет завершена. Его задача состоит в том, чтобы инфраструктура работала эффективно и своевременно.
8. Личный пример. Исследования процветающих организаций показывают, что основным залогом их успеха являются поведение, цели и установки руководителя. Руководитель не может не подавать пример, который может быть положительным или отрицательным. Пример очень важен. Люди прежде всего обращают внимание на то, что представляют собой их руководители, что они делают, а уже потом, что они говорят.
4.4. Памятка
руководителю о стиле и
Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.
V. СТРАТЕГИИ РУКОВОДСТВА
Слово «стратегия» известно со времен Древней Греции. Означает оно «искусство ведения крупных операций, компаний и войны в целом. По Альфреду Чандлеру, Стратегия – это определение основных долговременных целей вместе с соответствующим планом действий и распределением ресурсов для достижения этих целей.
История человечества знает много примеров величайших стратегий руководства, которые изменяли карту мира, существенным образом влияли на судьбу того или иного государства, резко повышали эффективность производства, создавали «чудеса света». Их методы руководства актуальны и в настоящее время, особенно в чрезвычайных ситуациях и в условиях жесткой конкуренции. Над этим опытом полезно задуматься и кое-что из него позаимствовать.
5.1.Стратегия Нельсона
Горацио Нельсон (1758-1805) – английский флотоводец, вице-адмирал. В 20 лет получает первую командную должность, а в 24 года становится капитаном фрегата, имея 165 см роста, 66 кг веса и 12 лет стажа службы на флоте. Он «потерял» глаз при десанте в Кальфи и руку при штурме гавани Санта-Крус на о. Тенефир, был смертельно ранен в морской битве при Трафальгаре, в той самой знаменитой битве, в которой Нельсон уничтожил французско-испанский флот, что решило исход борьбы за мировое господство и обеспечило превращение Великобретании в «центр морской империи». С точки зрения Г.Х. Альтманна, стратегия руководства по Нельсону включает следующие моменты:
5.2. Стратегия Жукова
Георгий Константинович Жуков (1896-1974) – маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, награжден двумя Георгиевскими крестами. Как полководец суворовской школы, Жуков не проиграл ни одного сражения на поле боя. Особенно расцвел его талант как великого стратега в основных битвах Великой Отечественной войны.
Стратегия руководства по Жукову включает в себя такие положения:
1. Ставьте перед собой высокие и благородные цели: служение Родине, своему народу.
2. Посвящайте достижению великой цели всю свою жизнь.
3. Поверьте своим подчиненным.
4. Заботьтесь о них.
5. Моделируйте поведение противника.
6. Опирайтесь на достижение технического прогресса.
5.3. Стратегия
современного бизнеса по
Питер Дракер родился в 1909 г. в Вене. Образование получил Австрии и Англии. С 1957 г. работает в США, экономист в ряде банков и страховых компаний, а затем консультант по менеджменту ряда крупнейших фирм. В последнее время профессор менеджмента школы бизнеса при Нью-Йоркском
университете. Им написан ряд книг, ставших классическими, по теории и практике бизнеса. Во всем мире Дракер признан основоположником современного этапа развития, она должна:
1) решить, какие возможности
она может использовать и
2) решить вопросы объема и структуры и особенно вопросы правильного соотношения между специализацией, диверсификацией и интеграцией;
3) принять решения
по проблемам денег и времени
своего дальнейшего расширения
или «прикупа» (т.е.
4) принять решения
по организационной структуре,
соответствующей экономическим
реалиям, возможностям и
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка современных
менеджеров-профессионалов
2. Рыночная экономика
требует адекватной ей системы
управления, которая должна претерпеть
радикальные преобразования
Хозяйственный руководитель, решая стоящие перед ним задачи, подбирает достойных исполнителей и побуждает их к деятельности. Чтобы эффективно руководить подчиненными, он должен иметь познания в педагогике и психологии. Это обусловлено тем, что управленческое воздействие, каким бы ценным оно ни было, оказывает влияние на людей не непосредственно, а лишь преломляясь в их сознании, чувствах, настроении.
Задачи, с которыми сталкивается хозяйственный руководитель, относятся к классу задач с «размытыми» условиями. Нельзя задать какие-либо строгое правило для решения таких задач, отсюда невозможен и так часто ожидаемый рецепт. В связи с этим большую силу приобретает общий принцип, теория вопроса. «Нет ничего практичнее хорошей теории», - гласит народная пословица. Психолого-педагогические знания оказываются необходимым условием успешного руководства людьми.
Из вышеприведенного материала можно сделать вывод, что благодаря новейшим разработкам в области менеджмента возможно научиться эффективному руководству, применяя на практике полученные знания. Несмотря на то, что теории разных исследователей нередко противоречат друг другу, в каждой из них есть рациональное зерно, которое можно применить на практике.
Менеджмент:Учебник. – 3-е издание. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФАРА-М, 2000. – 136 с.
Менеджмент персонала предприятия: Учебн.-практ. Пособие – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 272 с.
Основы кадрового менеджмента: Практ. Пособие – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Дело, 2001. – 336 с.
Основы менеджмента – М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-200», 1999. – 440 с.