Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:01, реферат
Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова – Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они казалось бы за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном - в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Во все времена и у всех народов роль руководителя любого уровня управления и любой сферы деятельности была, есть и будет определяющей в достижении цели с наименьшими затратами времени и ресурсов. Такими руководителями не только рождаются, но и становятся. Как стать таком руководителем? Что в себе нужно развивать, над чем работать? Этому посвящена моя курсовая работа.
Введение 3-4
Цель работы 5
I. Руководитель в системе управления персоналом
Сфера деятельности руководителя 6
1.2. Качества руководителя 7-9
II. Становление руководства как науки 11-12
III. Стили руководства и управления 12-13
IV. Функции руководителя 14
4.1. Функции руководителя по Файолю 14-15
4.2. Функции руководителя по Десслеру 15
4.3. Функции руководителя по Адаиру 16-17
4.4. Памятка руководителю о стиле и методах руководства 17
V. Стратегии руководства 17
5.1. Стратегия Нельсона 18
5.2. Стратегия Жукова 18-19
5.3. Стратегия по Дракеру 19
VI. Заключение 20
VII. Список литературы
Самокритичность |
Энергичность |
Работоспособность |
Выдержанность |
Настойчивость в достижении поставленной цели |
Инициативность |
Целеустремленность |
Самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность) |
Самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, точность) |
Дисциплинированность |
Исполнительность |
Умение четко определить цель и поставить задачу |
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать коллектив |
Умение и стремление наладить контроль подчиненных |
Способность и стремление оперативно принимать решения |
Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, стимулировать подчиненных |
Творческий подход к порученному делу |
Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное |
Знание и применение на практике организационно-управленческих принципов и методов |
Уровень знаний по профилю руководимого подразделения |
Умение работать с документацией |
Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими руководителями |
Умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями |
Умение устанавливать и поддерживать отношения с подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе |
Умение прислушиваться к чужому мнению |
Система оценочных качеств руководителя
II. СТАНОВЛЕНИЕ РУКОВОДСТВА КАК НАУКИ
Руководство коллективом, как практика и как наука, было, есть и будет. И пока оно существует, будет существовать и проблема – как лучше руководить. Над этой проблемой работали многие теоретики и практики. Но наиболее яркий след в начале ХХ века (когда руководство и управление выделились в самостоятельную область человеческих знаний, в науку) оставили три признанных во всем мире основоположника менеджмента – Анри Файоль, Фредерик Тэйлор и Генри Форд.
Исходным пунктом зарождения руководства как науки считают собрание Американского общества инженеров-механиков в 1886 г., на котором выступил Генри Таун – один из основателей и президент компании Yale and Towne Manufacturing с докладом «Инженер в роли экономиста» В этом докладе был призыв к тому, чтобы инженеров интересовало нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов и прибылей. Управление трудовыми ресурсами Таун назвал практическим искусством, подобным техническому конструированию, что было отражено затем в специальной литературе и нормативных документах. Последствия доклада имели революционный характер, если учесть ещё и тот факт, что на собрании присутствовал Тэйлор.
Практически аналогично развивалась наука руководства в России, которая в то время занимала ведущее место по производству чугуна и стали. Так, за 6 лет до публикации основного труда Файля об администрации и за год до выхода в свет «Основ научного менеджмента» Тэйлора в России был выпущен циркуляр Морского технического комитета о стиле работы должностных лиц. Еще один пример эффективного руководства был описан в 1820 г. в журнале «Вестник Европы» (речь идет об Ижевском металлургическом заводе): «Когда войдешь в завод и увидишь во всем оного частям деятельность и согласный с целью порядок, способствующий лучшим образом к сохранению сил и выгод, то поразишься удивлением и невольным образом скажешь, что сие стройное целое есть произведением ума необыкновенного».
Никто не утверждает, что история
руководства как науки
Руководство как научная дисциплина появилось, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше руководить. В итоге появились теории, которые можно преподавать и изучать.
III. СТИЛИ РУКОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкурентной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимущественности того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления. Умению руководить нельзя научиться в школе или вузе. Это – прирожденное свойство человека, которое можно лишь развивать в течении жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и опыт.
Различают следующие стили управления:
- Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель: порицает недостаточную работу ; побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий; придает особенное значение объему работы; обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
- Личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель: обращает внимание на здоровье сотрудников; заботиться о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными; заступается за своих сотрудников. Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя на «верху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.
Стили управления могут быть одно- и много мерными.
- Одномерные стили управления. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.
- Многомерные стили управления. Стиль управления многомерный, если во внимание принимаются несколько критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, а критерий варьирует независимо от другого или других критериев и базируется на ориентации на сотрудников или на задачи.
- Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителями и подчиненными, а также материальную мотивацию сотрудников.
- Демократический стиль руководства. Основывается на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказании подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.
- Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
- Бюрократический стиль управления. При котором сотрудники рассматриваются как анонимные факторы и влияние на их мотивацию оказывается путем распоряжений и предписаний (чаще письменных). Информирование происходит официальным путем, надзор и контроль – посредством докладных и письменных проверок.
- Патриархальный стиль управления. Рассматривает сотрудников как детей и влияет на их мотивацию путем зависимости от руководителя. Информирование идет с «благословения наверху», надзор и контроль происходят «на ощупь».
IV. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Направлять, приказывать то , что
Справедливо, полезно, согласно с
Законами, - таковы задачи
Должностных лиц.
Цицерон
Исследования показывают, что работа руководителя, по сути своей, очень сильно отличается от работы тех, кем он руководит. Действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой генерального директора, чем с работой людей, которые находятся под его руководством.
4.1. Функции руководителя по Файолю.
По мнению А. Файоля, у всякого руководителя таких функций пять.
1. Предвидение и планирование. Файоль считает, что процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности. Для успешного функционирования организация нуждается в плане, который обладает следующими характеристиками: единством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эта идея Файоля была успешно реализована в США при выходе из «великой депрессии» и в СССР при индустриализации страны и организации работы народного хозяйства в период Великой Отечественной войны.
2. Организация – «выстраивание структуры предпринимательства как материальной, так и человеческой». Задача руководителя состоит в том, чтобы построить организационную структуру, которая даст возможность реализовать деятельность фирмы оптимальным образом.
3. Отдание распоряжений – «поддержание активности в среде персонала». Третья функция руководителя логически связана двумя первыми. Работа должна начинаться с составления плана определения операции. Затем должна быть построена организационная структура, соответствующая достижению этих целей.
4. Координация – «работа вместе, в тесной взаимосвязи, объединив усилия и гармонически действуя». Распоряжение относится к взаимоотношениям между управляющим и подчиненными в рамках осуществления непосредственной задачи.
5. Контроль – «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями». Для того чтобы быть эффективным, контроль должен осуществляться быстро и следует предусмотреть его определенную процедуру.
4.2. Функции руководителя по Десслеру.
Большинство более поздних исследователей согласны с А. Файолем, что руководитель выполняет пять основных функций, но их перечень отличается от функций по Файолю. Например, Гари Десслер приводит такой подбор функций:
1. Планирование – постановка целей и стандартов, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем;
2. Организация – постановка определенных задач перед каждым подчиненным, разделение на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передачи информации, координация работы подчиненных;
3. Управление персоналом – решение вопроса об определении стандарта для кандидатов , подбор работников, их отбор, установка стандартов работы, компенсации работникам, оценка выполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие работников;
4. Руководство – решение вопроса, как заставить работников выполнить работу, оказание моральной поддержки, мотивация подчиненных;