Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является предоставление сравнительного анализа плановой и рыночной систем хозяйства путём выделения их достоинств и недостатков, а также нахождения механизмов координирования данных экономических систем. Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Дать четкое определение плановой экономики и плану вцелом
Охарактеризовать основные достоинства и недостатки плановой экономики
Составить целостное представление о рыночной системе хозяйства
Выяснить, где «план» превосходит «рынок», и в чем уступает
Охарактеризовать существующую в России экономическую систему, выявить в ней особенности характерные для плана и рынка
Дать анализ смешанной экономической системе как совокупности плановой и рыночной систем хозяйства
Введение 3
Глава 1. Понятие плана 4
1.1 Общая характеристика плановой экономики 4
1.2. Плюсы и минусы плановой системы хозяйства 7
Глава 2. Понятие рынка 11
2.1. Характеристика рыночной экономической системы 11
2.2. Достоинства и недостатки рыночной экономики 14
Глава 3. Взаимодействие плановых и рыночных методов регулирования 16
3.1. Смешанная экономика как координатор плана и рынка 16
3.2. Россия между планом и рынком 18
Заключение 20
Список литературы 21
.
Безусловно, к достоинствам можно отнести также и тот факт, что плановость продукции, в том числе и такая её составляющая, как цензура в какой – то мере проводят отбор продуктов и услуг, предоставляемых обществу, и исключают из него некоторую продукцию, негативно воздействующую как на физическое, так и на культурное состояние человека. К таким товарам и услугам можно отнести, например, алкоголь, рестораны быстрого питания, телепередачи аморального характера. Как пример, подкрепляющий эту информацию можно привести данные Министерства здравоохранения и социального развития, согласно которым потребление чистого алкоголя на одного человека к 2013 достигало 16 литров в год, в то время как в СССР этот показатель колебался от 0,2 литров во времена сухого закона до 10 в начале распада СССР.5
Директивные планы, установленные государством не способны в точной мере выразить реальную потребность населения в конкретных товарах. Центру, для определения необходимого для населения количества товаров, необходимо обладать полной информацией о вкусах и предпочтениях каждого гражданина, его платежеспособности. Однако, это как несложно понять невозможно, ведь, как утверждал лауреат Нобелевской премии в области экономики Ф.Хайек: «невозможность выработать объективную всеобъемлющую картину мира и экономики, поскольку любая информация о системе хуже и беднее той, которая в ней циркулирует», 6 Хайек называл эту информацию «рассеянным знанием» Он указывал на то, что она рассредоточена между людьми и не может быть сконцентрирована в едином Центре. Вообще Хайек множество своих трудов посвятил развенчиванию идеи социализма, и по праву считается ведущим критиком плановой экономики, но пожалуй, тезис о том , что «Основное знание «рассеяно» среди людей, каждый из которых обладает частицей этого знания, зачастую имеющего неформальный, интуитивный характер» можно считать основным. Единственным известным на сегодня механизмом, с помощью которого можно определить какие товары и в каком количестве необходимы обществу - это механизм спроса и предложения, через механизм колебания цен определяется какой товар покупатели хотят видеть на полках магазинов. В плановой же экономике этот механизм отсутствует.
Плановая система ориентирована
исключительно на количественный рост
показателей производства, что ведет к
так называемой системе «производство
ради производства». Кроме того, темпы
роста в плановой хозяйственной системе
принято считать основным показателем
эффективности системы, вследствие чего
плановый центр стремится к чрезмерному
инвестированию для достижения лучших
результатов. Подобная ситуация приводит
к тому, что все мощности задействуются
для увеличения объёмов производства,
и не остаётся никакого резерва для приспособления
предприятий к подверженной изменениям
структуре рынка.
Неспособность быстро реагировать
на необходимые перемены в производстве
является ещё одной особенность плановой
экономики, характеризующей ее с не лучшей
стороны. Все проблемы с задержками в принятии
решений в сфере экономики вызваны тем,
что изменять цены на товары, производить
улучшение технологической системы, менять
структуру выпуска продукции имели право
только многочисленные комитеты (в СССР
- ГК по ценам, ГК по материально – техническому
снабжению). Директора же заводов и фабрик
таких полномочий не имели, и, естественно,
это вело к тому, что решения при данной
системе принимались очень долго, преодолевая
различные бюрократические проволочки.
Более того, командная система способствует развитию состояния диспропорции в производстве. Эта диспропорция особенно остро проявляет себя в системе производство – потребление, а также в связях между промышленностью и сельским хозяйством. Кроме того, как показывает практика, крупные реформы удавались лишь тогда, когда не менялась экстенсивная модель воспроизводства, отвечающая требованиям плановой системы хозяйства, как только наблюдались какие-то подвижки к выходу на интенсивный тип производства, происходили различные сбои в производстве. Можно вспомнить эпоху НЭПа, когда стали вводиться некоторые рыночные механизмы в хозяйство СССР и экономика частично встала на интенсивный путь развития, однако, сразу проявила себя диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством, выразившаяся в так называемых «ножницах цен»
Запрет на частную собственность, являющийся основой плановой экономики неминуемо ведет к тотальному снижению частной инициативы. Следствием этого стал один из самых важных недостатков плановой хозяйственной системы - несовершенство трудовых отношений, вызванное полным отсутствием у работников личной заинтересованности в высокой продуктивности. Это, на мой взгляд, является наиболее уязвимым местом командной системы, которая позиционировала труд, как приоритетное направление и основу формирования благосостояния государства. На деле же, доходы предприятий плановой системы не зависят от того, на сколько удачно была произведена производственная политика, какой объём товара реализовали, и на сколько продукт труда важен обществу. На первый план выходит:
Незначительным фактором становилось то, что потребители не заинтересованы в приобретении данной продукции, что предприятие несёт непомерные убытки вследствие огромного расхода ресурсов, так как покупатель в любом случае придет за этим товаром из-за отсутствия альтернативы.
Жесткая уравниловка в системе оплаты труда вызвала благоприятные условия для установления обстановки, в которой не имеет смысла работать с энтузиазмом и стараться произвести больше продукции чем твои коллеги. Полным антиподом плановой уравниловки является так называемая «pay for performance» система, доказавшая свою состоятельность в капиталистических странах, выражена эта система в том, что работник получает заработную плату, подкрепленную многочисленными премиями и именно за производительность своего труда.
Как уже отмечалось, плановая система полностью ориентирована на производство, а не на спрос, что в свою очередь приводит к ещё одному серьёзному минусу командной системы – дестимуляции технического процесса. Продукции всех предприятий при плановой системе хозяйства гарантирован сбыт, а следовательно они не заинтересованы в привлечении нововведений и разработок конструкторских бюро. Следствием этого является то, что экономическое развитие производства идет экстенсивно без изменения технологических систем и улучшения производства.
Более того, рассматриваемая модель способствует установлению дефицита продукции. Дефицит является следствием директивных планов, которые не способны здраво оценивать ситуацию на рынке. Складывается такая ситуация, когда в силу разных причин множество предприятий несут убытки и могут даже признаваться убыточными, однако их не закрывают, они становятся «планово-убыточными предприятиями» , его сотрудники продолжают получать заработную плату, а предприятие все также функционирует. Продукция, производимая по устаревшим технологиям, вследствие стагнации технологических систем не пользуется ни на мировом рынке, ни на внутреннем, да ещё и производится с колоссальными затратами. В то время, как спросом пользуются малочисленные иностранные товары. Таким образом, сама система издания плановых указов в центре способствует установлению дефицита, из-за стремления задействовать максимальное количество ресурсов, при неспособности самих предприятий этими ресурсами располагать. Цены, установленные директивно, не являющиеся реальными регуляторами рынка, не выступают ограничителями спроса, что приводит к добавлению сферы обращения в дефицитную систему. В результате, спрос потребителей на предоставляемые товары и услуги превышает их объем. Достаточно чтобы один производитель испытывал дефицит одного ресурса, чтобы изменилась структура затрат и структура выпуска, которые, в свою очередь, распространяясь по цепочке на других производителей создадут ситуацию дефицита.
1. Экономическая свобода. Свободу в принятии решений можно назвать главным принципом рыночной хозяйственной системы. Однако принцип свободы не означает, что весь процесс экономической деятельности отправлен на произвол. Безусловно, существует механизм общественных ограничений, не позволяющий ей превратиться в анархию, иначе данная ситуация могла бы привести к тому, что свобода одних стала бы засильем других. Декларируется, что любой хозяйствующий субъект вправе сам выбирать свой вид экономической деятельности и заниматься этой деятельностью, но в чётко регулируемой законом форме. Таким образом, разрешены все виды деятельности, закон же в свою очередь запрещает лишь деятельность, способную подорвать стабильность общества или противоречащую нормам морали.
2. Всеобщность рынка. Данная особенность рынка проявляется в том, что все многообразие природной и человеческой культуры является объектом рыночных отношений. Обязательное проникновение рынка во все сферы общественного производства является критерием правомерности вообще существования термина «рыночная экономика», ведь даже в плановой экономике есть элементы рынка, и в рыночной элементы плана.
3. Разнообразие и равноправие форм собственности. Всем существующим формам собственности разрешено быть представленными в рыночной хозяйственной системе, в этом принципе предоставления права на существование на ряду с государственной также и частной, групповой , семейной, собственности и заключается данный принцип. Очевидно, что абсолютное равноправие форм собственности невозможно, но оно и не необходимо, так как они способны создавать различные производственные и экономические возможности, а интересы государства и личности не сопоставимы. Принцип заключается в отрицании специальных привилегий по признаку формы собственности и ущемление тем самым субъектов с противоположной формой собственности.
4. Саморегулирование хозяйственной деятельности. Присущий исключительно рыночной форме хозяйства процесс саморегулирования, полностью заменяющий государственное управление плановой системы, способствует высокому уровню самосоздания и самозакрытия предприятий, что вызывает рост динамичности производства, его обновление и усовершенствование. Для рыночной хозяйственной системы характерно вынужденное закрытие предприятий , вследствие превышение расходов над доходами, например, и этот факт, с одной стороны, наносит ущерб социальной защищенности граждан и бьет по трудовому коллективу, с другой, освобождает экономику от убыточных звеньев. Кроме того, процесс саморегулирования рынка происходит на столько автоматически, что никто его практически не замечает. Так Адам Смит описал знаменитой «невидимой руки рынка», заключается в благоприятном воздействии собственника на рынок и экономику страны вцелом даже без его на то желания. «Разумеется, сам он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Но, к примеру, предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества.» 7
Информация о работе Сравнительная характеристика плана и рынка