Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:31, курсовая работа
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором.
Введение ……………………………………………………………. 3
1. Закон спроса и предложения………………………………… 5
2. Закон предложения……………………………………………11
3. Эластичность спроса и предложения………………………...15
4. Равновесная цена……………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………...32
2. Предложение
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение--категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?
Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют.
Количество товара X, которое производители хотели бы выпустить и продать называется количеством предложенного товара (quantity supplied--QSx). QSx может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный период (год).
На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:
1) цена самого товара Х (обозначим Рх);
2) цены ресурсов (Рг), используемых в производстве X;
3) уровень технологии (L);
4) цели фирмы (А);
5) величины налогов и субсидий (Т);
6) цены на иные товары (Pi);
7) ожидания (Е);
8) количество производителей товаров (N).
Чтобы раскрыть категорию предложения целесообразно сначала исследовать зависимость QSx от Рх при прочих равных условиях, т. е. полагая неизменными иные факторы, влияющие на QS.
Количество товара, предлагаемого фирмами к продаже, является функцией нескольких переменных:
QSx=QS
(Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N).
Нас в случае предложения товара Х интересует характер зависимости QSx от цены самого товара Х при прочих равных условиях.
Мы исследуем функцию:
QS=QS(Px)
Рг, L, А, Т, Pi, E, N= const.
Всю совокупность значений QSx товара X, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (supply--S) товара X.
На рис. 1 изображена
кривая предложения рыбы, показывающая
зависимость между ценой товара Рх и количеством
товара, которое продавцы намерены продать.
Кривые предложения как и кривые спроса,
строятся, исходя из допущения «при прочих
равных». Кривая предложения рыбы показывает,
как производители меняют свои планы в
ответ на изменения цены рыбы (предполагается,
что неизменными остаются цены других
товаров, технология производства и ряд
других важных условий).
Таблица 1.
Цена рыбы (руб. за кг) | Предложенное количество рыбы (млрд. кг в год) | |
64 | 2,6 | |
60 | 2,5 | |
40 | 2,0 | |
36 | 1,9 | |
32 | 1,8 | |
28 | 1,7 | |
24 | 1.6 | |
20 | 1,5 | |
16 | 1,4 | |
Кривая предложения имеет положительный наклон. Почему? Применительно к определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько.
Объяснение первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена рыбы, тем больше смысла вкладывать время и силы в ее добычу и переработку.
Объяснение второе. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель рыбной продукции, пытающийся увеличить ее добычу в ограниченном водоеме, будет вынужден увеличить затраты на условия содержания рыбы (более качественный корм, очистка водоема и т.д.). Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества рыбы, полученного на основе этих затрат.
Объяснение третье. Положительный наклон
кривой предложения может быть объяснен
при помощи понятий границы производственных
возможностей и альтернативной стоимости.
Допустим, что возможно производство только
двух товаров--рыбы и помидоров. Каждый
товаропроизводитель имеет сравнительное
преимущество в производстве одного из
этих товаров. В ситуации, когда производятся
только помидоры, товаропроизводители,
имеющие наибольшее сравнительное преимущество
в производстве рыбы (т. е. те, кто может
производить рыбу по сравнительно низкой
альтернативной стоимости), начнут производить
рыбу, даже если ее рыночная цена низка.
По мере движения точки вдоль кривой цена
рыбы должна возрастать, чтобы те товаропроизводители,
у которых альтернативная стоимость относительно
высока также переключились на производство
рыбы. Наклон кривой в каждой точке равен
альтернативной стоимости производства
добавочного количества рыбы для товаропроизводителя,
который находит целесообразным переключиться
с производства помидоров на производство
рыбы именно в этой точке границы производственных
возможностей.
3.
Эластичность спроса
и предложения.
В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).
Спрос и предложение
разных товаров по-разному
Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.
Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)-это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.
Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.
Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:
Относительное (процентное) изменение объема спроса = ld
Относительное (процентное) изменение цены
Процентное изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.
Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:
q=a--Ьр, где q--величина спроса,
р--цена, а и b--константы.
Тогда коэффициент эластичности в точке для эластичности спроса будет выглядеть так:
Эластичность = bp / (а -- bp).
Представляемый горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.
Эластичность в различных точках кривой спроса.
ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.
Классический пример самых неэластичных товаров--соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело--та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.
ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.
Агрегирование--это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. Рассмотрим перечень товаров:
1) эксклюзивная
модель норковой шубы
2) шуба их меха норки производства АО «МЕЛИТА»;
3) шуба их меха норки;
4) шуба из натурального меха;
5) теплая одежда;
6) одежда.
Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от первого пункта к пятому. Например, исходя из наших климатических условий и культурных традиций, спрос на одежду вообще (наиболее агрегированный товар) будет абсолютно неэластичным. В условиях российских зим мы привыкли носить теплую одежду и не считаем, что другими удовлетворительными способами согреться в морозы, по крайней мере для абсолютного большинства людей, могут стать передвижение по улице только в автомобиле с обогревающимся салоном или постоянное употребление «горячительных» напитков. Автомобиль и напитки не подойдут на роль субститутов по отношению к теплой одежде. В то же самое время спрос на каждый конкретный вид теплой одежды относительно эластичен. Если вырастет цена на шубы из меха норки при неизменных ценах на кроличьи, то мы увидим, как многие будут щеголять в «субститутах» из кролика. Подорожают все натуральные меха, повысится спрос на шубы из синтетического «зайца». Проанализируйте, как будет постепенно повышаться эластичность от конца к началу вышеприведенного перечня товаров.
ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.
Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.
ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.
С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки--слабо.
ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.
ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен--падает.
Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары--заменители, и эластичность спроса на него понизится.
ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.
ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.
Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.
Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из российской экономики переходного периода. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим правилам, а не железнодорожным! Однако, со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться, т. к. «овчинка выделки не стоит». Остались на участках кустарники и деревья, которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян, огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей, становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен. (О пассажирах-«зайцах» деликатно умолчим, хотя их экономическое поведение--тоже вариант приспособления, но с другими последствиями).