Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России;
- раскрыть основные проблемы развития АПК в России;
- определить цели и задачи национального проекта «Развитие АПК»;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние АПК России
1.1 Проблема развития аграрного производства……………………………….5
1.2 Проблема освоения новых технологий отрасли…………………………...8
1.3 Социальные проблемы села…………………………………………………12
1.4 Причины кризисного состояния АПК……………………………………...15
1.5 Совершенствование АПК в условиях кризиса…………………………….17
Глава 2. Национальная программа «Развитие АПК России»
2.1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Государственная поддержка аграрного сектора…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
Вклад этих регионов вместе с мерами государственной поддержки в значительной мере позволили минимизировать общее падение производства в сельском хозяйствеи не допустить более серьезного спада в экономике отрасли.[15,c.217]
По технической и технологической модернизации
В рамках мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, было закуплено около 23 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. При этом обновление парка устаревших тракторов и комбайнов происходит за счет приобретения более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов.
О реализации ФЦП «Социальное развитие села»
Из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам, более чем в 3 раза были вынужденно сокращены расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Целевые показатели по программе были приведены в соответствие с объемами финансирования и полностью выполнены.
Введено 1 млн. 267 тыс. кв. метров жилья, в том числе 633 тыс. – для молодых специалистов. Жильем были обеспечены более 16 тыс. 300 семей. Всего с 2003 года жилье получили более четверти миллиона семей.
Выполнены показатели по уровню газификации домов и обеспечению сельского населения питьевой водой.
На 20% - до 10 тыс. 127 рублей выросли доходы сельского населения. Сократился разрыв между доходами граждан в городской и сельской местности.[15,c.220]
О реализации ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв»
В 2010 году была продолжена реализация ФЦП «Сохранение и восстановление почв». Предотвращено выбытие из оборота 990 тыс. га пашни (+65% к плану), внесено 2 млн. 300 тыс. тонн минеральных удобрений (+4,5% к плану).
По итогам 2010 года выполнено 9 из 11 индикаторов Программы. Значительно перевыполнен показатель по защите от водной и ветровой эрозии.
Итоги реализации программы за 2011 год
В текущем году прирост валовой продукции сельского хозяйства повысился 10 процентов по сравнению с 2010 годом, в том числе продукции
Растениеводства повысилась на 19,8 процентов, животноводства – на 2,8 процента.
Правительством был принят ряд решений, которые способствовали восстановлению сельскохозяйственного производства:
- компенсация на приобретение кормов для КРС тем регионам, которые не сократили поголовье (5 млрд. руб),
- дополнительные средства (2 млрд. руб) на семена и минеральные удобрения,
- поставка техники по льготным ценам через «Росагролизинг»,
- предоставление 30% скидки на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей,
- реализация без торгов зерна интервенционного фонда по льготным ценам, что стабилизировало цены на рынке зерна,
- предусмотрено 9 млрд. руб. на компенсацию части стоимости кормов для свиноводческих и птицеводческих предприятий.
Общий объем финансирования Государственной программы составил 161 млрд. 500 млн. рублей, в том числе 125 млрд. – из федерального бюджета и 36 млрд. 500 млн. рублей – из региональных бюджетов.
За первые 4 месяца 2011 года общий индекс сельхозпроизводства составил – 100,6%. В первом квартале производство скота и птицы на убой увеличилось на 3,2%, в том числе птицы – на 9,5%, свиней – на 3,6%. Почти на 2% выросло производство яиц.[19,c.24]
Несмотря на принимаемые меры, снизилось производство молока - на 2,5%. Вместе с тем, в молочном животноводстве в
последние 2 года созданы условия для преодоления этой негативной тенденции.
Благодаря системным мерам государственной поддержки (экономически значимые программы, программа по семейным молочным фермам, племенная поддержка), а также заключенным соглашениям между производителями и крупнейшими переработчиками молока, в прошлом году впервые за многие годы закупочные цены оставались стабильными в период «большого молока» на уровне 12-13 рублей, а к концу года повысились до 16 рублей.
Анализ ситуации в первом полугодии этого года показывает, что цена закупки сырого молока составляет 12-16 рублей. Этот уровень достаточен для обеспечения устойчивого развития отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности. При этом потребительские цены на молочную продукцию остаются стабильными.[1,с31]
2.2 Государственная поддержка аграрного сектора
Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.
Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:
- ускорение социального развития села;
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;
- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;
- создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;
- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;
- создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;
- содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;
- расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.[14,с53]
Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.
Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.[9,с 91]
Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.[16,c.26]
Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.
- поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
- антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры;
- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке агропродовольственной продукции;
- регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;
- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем.[14,c.52] Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования.[8,c.122]
Заключение
В заключение курсовой работы сформулированы итоговые выводы и предложения, вытекающие из результатов анализа.
1.В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
2.Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня и качества жизни сельского населения.
3.Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.
4.Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.
5.Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать.
6.Роль государства заключается в повышении эффективности функционирования отрасли и социально – экономическом развитии территорий, базирующихся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов управления АПК.
Список литературы
1. Амосов, А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе на 2011 год// Экономист, 2011.- № 12,с 31-35
2. Александров, А. Материально-техническое обеспечение АПК// Экономист, 2010.№ 3,с 5-7
3. Абалкин, Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. 2009.№ 9. с 4-14
4. Алтухов, А.И. Развитие продовольственного рынка России/ М.: Русская Деловая литература, 2010. – 336 с.
5. Беспахотный, Г. Перспективы АПК / /Экономист, 2009 .№ 9, с 81-87.
Информация о работе Современные проблемы АПК и перспективы его развития