Современные проблемы АПК и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России;
- раскрыть основные проблемы развития АПК в России;
- определить цели и задачи национального проекта «Развитие АПК»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние АПК России
1.1 Проблема развития аграрного производства……………………………….5
1.2 Проблема освоения новых технологий отрасли…………………………...8
1.3 Социальные проблемы села…………………………………………………12
1.4 Причины кризисного состояния АПК……………………………………...15
1.5 Совершенствование АПК в условиях кризиса…………………………….17
Глава 2. Национальная программа «Развитие АПК России»
2.1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Государственная поддержка аграрного сектора…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсач по эконом теории.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Вклад этих регионов вместе с мерами государственной поддержки в значительной мере позволили минимизировать общее падение производства в сельском хозяйствеи не допустить более серьезного спада в экономике  отрасли.[15,c.217]

По технической и технологической модернизации

    В рамках мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, было закуплено около 23 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. При этом обновление парка устаревших тракторов и комбайнов происходит за счет приобретения более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов.

О реализации ФЦП «Социальное развитие села»

    Из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам, более чем в 3 раза были вынужденно сокращены расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Целевые показатели по программе были приведены в соответствие с объемами финансирования и полностью выполнены.

Введено 1 млн. 267 тыс. кв. метров жилья, в том числе 633 тыс. – для молодых специалистов. Жильем были обеспечены более 16 тыс. 300 семей. Всего с 2003 года жилье получили более четверти миллиона семей.

Выполнены показатели по уровню газификации домов и обеспечению сельского населения питьевой водой.

На 20% - до 10 тыс. 127 рублей выросли доходы сельского населения. Сократился разрыв между доходами граждан в городской и сельской местности.[15,c.220]

О реализации ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв»

В 2010 году была продолжена реализация ФЦП «Сохранение и восстановление почв». Предотвращено выбытие из оборота 990 тыс. га пашни (+65% к плану), внесено 2 млн. 300 тыс. тонн минеральных удобрений (+4,5% к плану).

По итогам 2010 года выполнено 9 из 11 индикаторов Программы. Значительно перевыполнен показатель по защите от водной и ветровой эрозии.

Итоги реализации программы за 2011 год

    В текущем году прирост валовой продукции сельского хозяйства повысился 10 процентов по сравнению с 2010 годом, в том числе продукции

Растениеводства повысилась на 19,8 процентов, животноводства – на 2,8 процента.

Правительством был принят ряд решений, которые  способствовали восстановлению сельскохозяйственного производства:

- компенсация на приобретение кормов для КРС тем регионам, которые не сократили поголовье (5 млрд. руб),

- дополнительные средства (2 млрд. руб) на семена и минеральные удобрения,

- поставка техники по льготным ценам через «Росагролизинг»,

- предоставление 30% скидки на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей,

- реализация без торгов зерна интервенционного фонда по льготным ценам, что стабилизировало цены на рынке зерна,

- предусмотрено 9 млрд. руб. на компенсацию части стоимости кормов для свиноводческих и птицеводческих предприятий.

Общий объем финансирования Государственной программы составил 161 млрд. 500 млн. рублей, в том числе 125 млрд. – из федерального бюджета и 36 млрд. 500 млн. рублей – из региональных бюджетов.

За первые 4 месяца 2011 года общий индекс сельхозпроизводства составил – 100,6%. В первом квартале производство скота и птицы на убой увеличилось на 3,2%, в том числе птицы – на 9,5%, свиней – на 3,6%. Почти на 2% выросло производство яиц.[19,c.24]

Несмотря на принимаемые меры, снизилось производство молока - на 2,5%. Вместе с тем, в молочном животноводстве в

последние 2 года созданы условия для преодоления этой негативной тенденции.

Благодаря системным мерам государственной поддержки (экономически значимые программы, программа по семейным молочным фермам, племенная поддержка), а также заключенным соглашениям между производителями и крупнейшими переработчиками молока, в прошлом году впервые за многие годы закупочные цены оставались стабильными в период «большого молока» на уровне 12-13 рублей, а к концу года повысились до 16 рублей.

Анализ ситуации в первом полугодии этого года показывает, что цена закупки сырого молока составляет 12-16 рублей. Этот уровень достаточен для обеспечения устойчивого развития отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности. При этом потребительские цены на молочную продукцию остаются стабильными.[1,с31]

 

 

2.2 Государственная поддержка аграрного сектора

 

    Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.

Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

- ускорение социального развития села;

-  стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;

- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;

-  создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;

- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;

-  создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;

- содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;

-  расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.[14,с53]

Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.                          

В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.

Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике  и особенностей перехода к рынку в России.[9,с 91]

Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.[16,c.26]

Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.

-  поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

-  антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;

-  содействие развитию рыночной инфраструктуры;

- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке агропродовольственной продукции;

-  регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;

-  проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.

Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем.[14,c.52] Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования.[8,c.122]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В заключение  курсовой работы сформулированы итоговые выводы и предложения, вытекающие из результатов анализа.

1.В современных условиях развитие АПК  страны происходит неоднозначно.  С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью.  Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

2.Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса.  Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня  и качества жизни сельского населения.

3.Одним из главных аспектов преобразований в АПК  является участие государства в этом процессе.  Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем.  Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов.  Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

4.Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства.  В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

5.Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать.

6.Роль государства заключается в повышении эффективности функционирования отрасли и социально – экономическом развитии территорий, базирующихся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов управления АПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Амосов, А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе на 2011 год// Экономист, 2011.- № 12,с 31-35

2. Александров, А. Материально-техническое обеспечение АПК// Экономист, 2010.№ 3,с 5-7

3. Абалкин, Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. 2009.№ 9. с 4-14

4. Алтухов, А.И. Развитие продовольственного рынка России/ М.: Русская Деловая литература, 2010. – 336 с.

5. Беспахотный, Г. Перспективы АПК / /Экономист, 2009 .№ 9, с 81-87.

Информация о работе Современные проблемы АПК и перспективы его развития