Современные проблемы АПК и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России;
- раскрыть основные проблемы развития АПК в России;
- определить цели и задачи национального проекта «Развитие АПК»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние АПК России
1.1 Проблема развития аграрного производства……………………………….5
1.2 Проблема освоения новых технологий отрасли…………………………...8
1.3 Социальные проблемы села…………………………………………………12
1.4 Причины кризисного состояния АПК……………………………………...15
1.5 Совершенствование АПК в условиях кризиса…………………………….17
Глава 2. Национальная программа «Развитие АПК России»
2.1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Государственная поддержка аграрного сектора…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсач по эконом теории.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Намечен общий переход от экстенсивного развития к инновационному. Так как у нас нет другого пути, чтобы повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли.[8,с124]

 

 

 

Глава 2. Национальная программа «Развитие АПК России»

2.1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы

     С 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.                                                                                                                          В данной Программе предусматривается формулирование приоритетных целей развития АПК на среднесрочную (на пять лет) перспективу. Эти направления подразумевают формулировку конкретных задач, реализация которых осуществляется с помощью соответствующих подпрограмм.                                       Подпрограмма - это набор методов государственного регулирования сектора. Для каждой подпрограммы прописываются цели и индикаторы их достижения, механизмы государственного воздействия и объемы финансирования за счет федерального бюджета на все годы действия программы. Такая Госпрограмма должна дать устойчивую базу для развития агропродовольственного сектора, сделать более привлекательной инвестиционную среду в нем, сориентировать агробизнес.[14,c.51]                                                                                                                                     При реализации Госпрограммы применяется программно-целевой подход, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.                                                                                                                    Государственная программа по закону является основным документом, устанавливающим политику в сфере АПК на 5 лет. За ее реализацию несет ответственность Минсельхоз РФ, который ежегодно отчитывается перед обществом не за развитие АПК вообще, как это пока складывается в текущей практике, но за реализацию конкретных подпрограмм Государственной программы, то есть фактически дает отчет о результативности своей деятельности.                                   Законом предусмотрен ежегодный Национальный доклад Минсельхоза и его публичное распространение. Более того, за год до конца реализации Госпрограммы создается экспертная комиссия из представителей агропродовольственного сектора, независимых аналитиков и в небольшой доле - государственных чиновников (их доля ограничена одной третью числа членов комиссии, чтобы оценка деятельности Правительства по реализации Госпрограммы была действительно внешней и независимой)[14,c.53].                                                                                                      Государство осуществляет финансирование АПК за счет средств федерального бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие АПК, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.                                                                                    Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ [16,c.24].                                           Из средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства для: краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве, долгосрочного кредитования агропромышленного производства, залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, авансирования закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, лизинга в сфере агропромышленного производства, предоставления кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала. Расходы федерального бюджета, предусмотренные на поддержку сельского хозяйства, за 2005-2009 годы увеличивались ежегодно, за исключением 2007 года. Значительные суммы предусматривались на 2008 -2009 годы более 40 млрд. руб., или с увеличением против 2005 года в 2,3 раза.                                                                                              Центральное место Госпрограммы как по масштабам охвата участников, так и по финансированию, занимают мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства, включая пополнение уставных фондов ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг».[20,c.19]

Цели программы:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Задачи программы:

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

           - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

          - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского    хозяйства;

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Объемы и источники финансирования:

- за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 год - 130 млрд. рублей);

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей, 2009 год - 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год - 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей).

- за счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008 - 2010 годах 311 млрд. рублей[19,c.24]

 

Итоги реализации Программы за 2008 год:

     В стоимостном выражении общая валовая продукция отрасли достигла 2 трлн. 600 млрд. руб., что на 10% больше, чем в 2007 году.

Перевыполнен показатель Госпрограммы по производству скота и птицы в живом весе. Объем производства составил 9 млн. 300 тыс. тонн, что на 380 тыс. тонн больше планового значения.

Обновлен парк основных видов сельскохозяйственной техники. Приобретено 24 тыс. тракторов и 13 тыс. комбайнов.

Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму 421 млрд. рублей, в том числе:

- 224 млрд. рублей – краткосрочные кредиты,

- 148 млрд. рублей – инвестиционные кредиты, и

- 48 млрд. рублей – кредиты для малых форм хозяйствования.

В целом на реализацию мероприятий Государственной программы в 2008 году направлено 138 млрд. руб. из федерального бюджета.

Прибыль, полученная сельскохозяйственными организациями, составила 117 млрд. рублей, рентабельность - 15,3%.

По федеральной целевой программе «Социальное развитие села» введено 1 млн. 760 тысяч квадратных метров жилья (плановый показатель превышен на 18%), в том числе для молодых специалистов – 859 тысяч квадратных метров (+32%). Перевыполнены показатели по уровню обеспеченности питьевой водой (+7%) и газификации (+10%).

По федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 914 тыс. га сельскохозяйственных угодий и на 11% увеличен объем внесения минеральных удобрений.[19,c.25]

Итоги реализации Программы за 2009 год:

В мясном животноводстве:

    За 6 месяцев производство скота и птицы составило 4 млн. 100 тысяч тонн, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года.

В результате увеличения внутреннего производства и принятия мер таможенно-тарифного регулирования импорт мяса сократился почти на 30%!!!К концу года доля импорта мяса снизилась до 25% (в 2008 году – 32%).

Главная задача, которую поставили перед отраслью, - компенсировать за счет собственного производства уменьшение доли импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке. Планируется довести этот объем к 2012 году до 18%, что обеспечит снижение импорта мяса по сравнению с 2008 годом почти в 2 раза!

Для достижения указанных целей Министерством предпринимались следующие меры:

- Согласовались прогнозные балансы по мясным ресурсам до 2012 года, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение 3-х лет,

- Совместно с субъектами Российской Федерации в рамках подписанных соглашений определены конкретные свиноводческие предприятия и птицефабрики (всего их 180), на которых планировалось увеличить производство свинины и мяса птицы.

- Министерство вело работу по координации финансирования Россельхозбанком и Сбербанком 350 животноводческих объектов на общую сумму около 50 млрд. руб. Также реализовались региональные программы по развитию мясного скотоводства в объеме 3 млрд. 165 млн. рублей.

Все вышеуказанные меры позволили произвести в этом году на отечественных предприятиях 9 млн. 900 тыс. тонн мяса, что на 6,5% выше уровня прошлого года.

В молочном животноводстве:

Производство молока за 6 месяцев составило 15 млн. 960 тысяч тонн, что на полпроцента ниже показателя прошлого года.

В 2009году отрасль столкнулась с резким снижением цен на молоко – более чем на 20%. Это общемировая тенденция. Ценовая конъюнктура на молочном рынке во всех странах мира находится на крайне низком уровне.

В целях стабилизации ситуации были приняты следующие меры:

- на поддержку молочного животноводства из федерального бюджета направлено 27 млрд. руб. (в том на субсидирование процентных ставок по кредитам, племенную поддержку и софинансирование региональных молочных программ),

- повышены ставки ввозных таможенных пошлин на сухое молоко, сливочное масло, твердые сыры и тропические масла,

- внесены изменения в баланс Союзного государства с Белоруссией по молоку и молокопродуктам, предусматривающие снижение объемов поставок сухого молока и увеличение поставок сыров,

- выделено 3 млрд. 500 млн. руб. на поддержку 58 экономически значимых программ субъектов, направленных на увеличение производства молока,

- 5 млрд. 800 млн. руб. направлены в регионы на поддержку племенной базы молочного скотоводства,

- принято постановление Правительства РФ, которое освобождает отечественные предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе племенного скота на территорию России,

- реализуется программа по социальной рекламе, направленной на увеличение потребления молока населением,

- в 2010 году будут проводиться закупочные интервенции в отношении ультрапастеризованного молока, сливочного масла и твердых сыров,

- подготовлены изменения в «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»,

- в Госдуме принят в первом чтении федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Комплекс этих мер позволил стабилизировать ситуацию на молочном рынке. Закупочные цены на молоко выросли на 10-15%.[15,c.211]

О ситуации в растениеводстве:

    В 2009 году урожай зерновых ожидался на уровне 85 млн. тонн, что выше средних показателей за последние 10 лет и достаточно для покрытия внутренних потребностей и сохранения экспортного потенциала.Мы вошли в тройку мировых поставщиков пшеницы. В 2008/2009 зерновом году было экспортировано около 23 млн. тонн российского зерна. Прогнозируемые объемы экспорта в 2010 году - до 19 млн. тонн.

Увеличились переходящие остатки зерна. На 1 июля 2009 года они составили по данным Росстата 17 млн. 400 тыс. тонн, что на 70% больше по сравнению с прошлым годом.

Системным выходом из сложившейся ситуации стало развитие животноводства, а также модернизация инфраструктуры зернового рынка.

О реализации федеральных целевых программ:

    Финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села» в 2009 году сокращено на 9 млрд. 100 млн. рублей. Несмотря на это, в первом полугодии было введено в строй 274 тысячи квадратных метров жилья, в том числе для молодых специалистов - 109 тыс. метров.

В 2009 году стартовал проект по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений. На эти цели выделено 800 млн. рублей.

Также сельхозтоваропроизводителям была предоставлена возможность брать восьмилетние субсидированные кредиты на строительство жилья.

В рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 350 тыс. га земли.[15,c.212]

 

Итоги реализации программы за 2010 год:

    Основным фактором, определившим динамику развития агропромышленного комплекса в 2010 году, стала аномальная засуха. Ее последствия нивелировали рост производства продукции сельского хозяйства, который наблюдался в первом полугодии 2010 года. За первые шесть месяцев он достиг почти 3%. Но по итогам года, снизился на 11,9% и составил 88,1% к уровню прошлого года.

Прежде всего, это связано с уменьшением объемов производства в растениеводстве – минус 26%, которое является наиболее чувствительными к температурным аномалиям.

При этом по отдельным культурам – рис и соя, был отмечен серьезный рост, получены рекордные урожаи (1 млн. 60 тыс. тонн  риса и 1 млн. 220 тыс. тонн сои).

В животноводстве сохранилась положительная динамика на уровне 2,6%, введено в эксплуатацию 494 новых объекта мясного и молочного направления.

За счет накопленного в предыдущие годы серьезного инвестиционного ресурса (более 1 трлн. рублей) продолжилась многолетняя тенденция роста объемов производства мяса – 5,8% до 10,6 млн. тонн (и прежде всего, птицы на 11,3%, свинины - на 6,5%). Незначительное сокращение объемов производства наблюдалось по молоку (-2% до 31,8 млн. тонн).[15,c.215]

Такой результат стал возможен во многом благодаря значительному объему средств государственной поддержки, которая была оказана предприятиям АПК в рамках Государственной программы. Это 143 млрд. рублей, в том числе - 107 млрд. рублей (или 75%) - из федерального бюджета и 36 млрд. рублей из бюджетов субъектов.

Пострадавшим от засухи регионам была оказана дополнительная поддержка в общем объеме 46 млрд. рублей, в том числе 35 млрд. рублей из федерального и 11 млрд. рублей  из региональных бюджетов.

Говоря об итогах реализации Госпрограммы, необходимо отметить, что результат работы отрасли – это совокупность  выполнения регионами обязательств, взятых на себя в рамках подписанных с Министерством Соглашений.

24% регионов, в том числе серьезно пострадавших от засухи, смогли сохранить и даже увеличить объемы производства продукции растениеводства. 70% субъектов Российской Федерации не допустили снижения объемов животноводческой продукции (Белгородская, Новгородская, Ростовская, Свердловская области, Краснодарский и Алтайские края).

Информация о работе Современные проблемы АПК и перспективы его развития