Современные проблемы АПК и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России;
- раскрыть основные проблемы развития АПК в России;
- определить цели и задачи национального проекта «Развитие АПК»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние АПК России
1.1 Проблема развития аграрного производства……………………………….5
1.2 Проблема освоения новых технологий отрасли…………………………...8
1.3 Социальные проблемы села…………………………………………………12
1.4 Причины кризисного состояния АПК……………………………………...15
1.5 Совершенствование АПК в условиях кризиса…………………………….17
Глава 2. Национальная программа «Развитие АПК России»
2.1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Государственная поддержка аграрного сектора…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсач по эконом теории.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Социальные проблемы села

 

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса (АПК). В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпа роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Как указывается в официальных документах, для успешного решения стратегических задач по наращивания экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.[21,c.64]

Демографическая ситуация.

Демографическая ситуация на селе до недавнего времени непрерывно ухудшалась. Естественная убыль сельского населения составила почти 2 млн. чел., начиная с 1995 года, когда численность сельского населения страны была наибольшей.

Эти положительные тенденции связаны с действиями государственной власти, направленными на улучшение демографической ситуации в стране (в первую очередь, это стимулирование рождаемости путем выплаты материнского капитала, а также снижение уровня смертности за счет реализации комплекса мер, предусмотренных национальным проектом «Здоровье»).

Однако многие негативные тенденции на селе сохраняются. Так, коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18% выше, чем в городе. В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 %.[22.c.19]

Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Комплекс накопившихся с 1990-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.

Наиболее ощутим недостаток профессиональных кадров в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агробизнеса – агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги.[21,c.35]

     Основными характеристиками, дифференцирующими в рамках экономических отношений групп населения, являются пол и возраст. Половозрастная структура – это совокупность упорядоченных и устойчивых связей между группами населения, различающимися по демографическим признакам. На трудовой потенциал, его формирование и использование оказывает большое влияние, прежде всего, состав ресурсов труда по полу.

     Мужчины и женщины – это его самые крупные социально-демографические группы с ярко-выраженной спецификой в условиях применения их труда.

     Половозрастной состав постоянных работников с/х организаций по итогам Всероссийской с/х переписи 2006 года представлен на рис. 1 и 2.[22,c.23]

Социальная сфера.

Социальный фактор имеет много аспектов и затрагивает, прежде всего, вопросы воспроизводства работников, создания всего комплекса условий для полноценной жизни населения, в том числе и благоприятной жизненной среды, непосредственно влияющей и на степень инвестиционной привлекательности сельских территорий.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.[22,c.18]

Главными факторами, определяющими состояние социальной сферы на селе, являются:

- обесценивание сельскохозяйственного труда, среднемесячная номинальная заработная плата селянина в 2 раза меньше, чем у жителя города, что ведет к увеличению разрыва уровней жизни городского и сельского населения;

- ухудшение демографической ситуации;

- сокращение числа рабочих мест и уровня занятости на селе;

- сужение аграрного рынка труда и увеличение коэффициента напряженности;-

- уменьшение экономически активного населения среди проживающих на селе и рост удельного числа безработных к общему числу;

- увеличение доли излишней численности работающих ( на некоторых сельхозпредприятиях составляет от 20 до 30 %);

- снижение производственного потенциала, потери квалифицированных кадров и миграционный отток молодежи из села ;

- сокращение объектов социальной инфраструктуры, социально-бытовых услуг, учреждений социальной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства.[22,с.19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Причины кризисного состояния АПК

 

     Аграрный сектор экономики переживает сложный процесс перехода к регулируемой рыночной экономике, сопровождающийся резким падением сельскохозяйственного производства, общим снижением стабильности аграрной сферы.

Причиной кризисной ситуации в аграрном секторе является ряд факторов.

В первую очередь, причиной кризисного состояние АПК России является сокращение материальной поддержки аграрного сектора со стороны государства, появление диспаритета цен на средства производства и реализуемую сельским хозяйством продукцию, резкие сокращения выдаваемых кредитов. Собственные средства предприятий не могут обеспечивать финансирование их текущей производственной деятельности, так как большинство хозяйств убыточны, инвестиции в сельское хозяйство практически не осуществляются.[3,c.6]

Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного производства, как и всей экономики,- резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%. Агропромышленная отрасль не является привлекательной для инвесторов, при этом, средств специального фонда льготного кредитования явно недостаточно.[9,c.88]

И все же даже при ограниченных ресурсах бюджетов различных уровней сохраняются различные резервы совершенствования перераспределительных отношений через создание таких экономических рычагов, которые даже в условиях хронического дефицита средств способствовали бы стимулированию развития сельскохозяйственного производства. Общим недостатком механизма государственной поддержки сельского хозяйства является недостаточность экономических стимулов и ответственности, обеспечивающих рациональное использование и сокращение средств государственной поддержки, а также слабость контроля над их расходованием.

Финансирование сельхозпроизводителей требует существенного совершенствования, необходимым условием чего должна стать разработка методических и практических мер по улучшению обеспеченности аграрного сектора денежными средствами.[7,с 18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6   Совершенствование АПК в условиях кризиса

 

      В настоящий момент сельское хозяйство является современной и конкурентоспособной отраслью, локомотивом российской экономики. В условиях кризиса агропромышленный комплекс показывает устойчивое развитие практически по всем направлениям.

Производство мяса скота и птицы увеличилось на 6,8% по сравнению с прошлым годом, производство молока осталось на уровне соответствующего периода 2010года.

Несмотря на засуху, получен высокий урожай зерновых. По оценкам в 90 млн тонн, возможно, около 93 млн тонн. Это выше среднегодовых показателей за последние 10 лет. Полностью обеспечивается внутренняя потребности в зерне (77 млн тонн) и сохраняется экспортный потенциал на уровне 19 млн тонн, что позволит нам занимать прочное место в тройке ведущих стран-экспортеров.

Такие результаты стали возможны благодаря системной, активной государственной поддержке, проводимой последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придал национальный приоритетный проект "Развитие АПК" и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.[20,с18]

В текущем году из федерального бюджета на развитие отрасли было выделено 183 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Дополнительная косвенная поддержка отрасли оценивается Министерством в 30 млрд рублей. Это единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.[9,с88]

Кредитный портфель отрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд рублей, что соответствует прошлогоднему объему и создает устойчивые предпосылки для поступательного развития АПК.

Вместе с тем, Министерство продолжает проводить системную плановую работу по повышению эффективности государственной поддержки. Приоритетными задачами на ближайшее время станут:

- совершенствование земельного законодательства

- доработка для представления в Правительство "Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

- разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка

- завершается работа над концепцией развития региональных "агропромышленных парков". Они будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозпроизводителей и потребителей.[5,c.82]

Новые задачи требуют согласованных предложений и действий от всех участников аграрного рынка. Для объединения интересов отечественных производителей создается "Национальный союз зернопроизводителей России". Его деятельность будет направлена на решение практических задач аграрного сектора.

Наряду с этим, чтобы выйти из кризисной ситуации необходимо принять следующие меры:

1.      В сложившихся кризисных условиях наряду с принятием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление роли системы государственных закупок продовольствия. При определении объема государственных закупок основных сельскохозяйственных продуктов и финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, средние мировые цены важнейших продуктов питания и сельскохозяйственного сырья; приоритетность продуктов для страны.

2.      Для осуществления государственных закупок целесообразно создание специальной государственной системы, имеющей в распоряжении необходимую материально-техническую базу.

3.      Основной упор в выделении средств федерального бюджета на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета.

4.      Необходима целевая поддержка из федерального и региональных бюджетов наиболее жизнеспособных предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы.

5.      Важнейшей задачей является отработка процедуры банкротства и санации предприятий АПК.

6.      Необходимо улучшить практику применения основных финансовых рычагов развития АПК, включая:
создание системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов; государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий).

7.      Усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др.
Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях.

Информация о работе Современные проблемы АПК и перспективы его развития