Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России;
- раскрыть основные проблемы развития АПК в России;
- определить цели и задачи национального проекта «Развитие АПК»;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние АПК России
1.1 Проблема развития аграрного производства……………………………….5
1.2 Проблема освоения новых технологий отрасли…………………………...8
1.3 Социальные проблемы села…………………………………………………12
1.4 Причины кризисного состояния АПК……………………………………...15
1.5 Совершенствование АПК в условиях кризиса…………………………….17
Глава 2. Национальная программа «Развитие АПК России»
2.1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Государственная поддержка аграрного сектора…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
1.3 Социальные проблемы села
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса (АПК). В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпа роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Как указывается в официальных документах, для успешного решения стратегических задач по наращивания экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.[21,c.64]
Демографическая ситуация.
Демографическая ситуация на селе до недавнего времени непрерывно ухудшалась. Естественная убыль сельского населения составила почти 2 млн. чел., начиная с 1995 года, когда численность сельского населения страны была наибольшей.
Эти положительные тенденции связаны с действиями государственной власти, направленными на улучшение демографической ситуации в стране (в первую очередь, это стимулирование рождаемости путем выплаты материнского капитала, а также снижение уровня смертности за счет реализации комплекса мер, предусмотренных национальным проектом «Здоровье»).
Однако многие негативные тенденции на селе сохраняются. Так, коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18% выше, чем в городе. В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 %.[22.c.19]
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 1990-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.
Наиболее ощутим недостаток профессиональных кадров в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агробизнеса – агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги.[21,c.35]
Основными характеристиками, дифференцирующими в рамках экономических отношений групп населения, являются пол и возраст. Половозрастная структура – это совокупность упорядоченных и устойчивых связей между группами населения, различающимися по демографическим признакам. На трудовой потенциал, его формирование и использование оказывает большое влияние, прежде всего, состав ресурсов труда по полу.
Мужчины и женщины – это его самые крупные социально-демографические группы с ярко-выраженной спецификой в условиях применения их труда.
Половозрастной состав постоянных работников с/х организаций по итогам Всероссийской с/х переписи 2006 года представлен на рис. 1 и 2.[22,c.23]
Социальная сфера.
Социальный фактор имеет много аспектов и затрагивает, прежде всего, вопросы воспроизводства работников, создания всего комплекса условий для полноценной жизни населения, в том числе и благоприятной жизненной среды, непосредственно влияющей и на степень инвестиционной привлекательности сельских территорий.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.[22,c.18]
Главными факторами, определяющими состояние социальной сферы на селе, являются:
- обесценивание сельскохозяйственного труда, среднемесячная номинальная заработная плата селянина в 2 раза меньше, чем у жителя города, что ведет к увеличению разрыва уровней жизни городского и сельского населения;
- ухудшение демографической ситуации;
- сокращение числа рабочих мест и уровня занятости на селе;
- сужение аграрного рынка труда и увеличение коэффициента напряженности;-
- уменьшение экономически активного населения среди проживающих на селе и рост удельного числа безработных к общему числу;
- увеличение доли излишней численности работающих ( на некоторых сельхозпредприятиях составляет от 20 до 30 %);
- снижение производственного потенциала, потери квалифицированных кадров и миграционный отток молодежи из села ;
- сокращение объектов социальной инфраструктуры, социально-бытовых услуг, учреждений социальной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства.[22,с.19]
1.4 Причины кризисного состояния АПК
Аграрный сектор экономики переживает сложный процесс перехода к регулируемой рыночной экономике, сопровождающийся резким падением сельскохозяйственного производства, общим снижением стабильности аграрной сферы.
Причиной кризисной ситуации в аграрном секторе является ряд факторов.
В первую очередь, причиной кризисного состояние АПК России является сокращение материальной поддержки аграрного сектора со стороны государства, появление диспаритета цен на средства производства и реализуемую сельским хозяйством продукцию, резкие сокращения выдаваемых кредитов. Собственные средства предприятий не могут обеспечивать финансирование их текущей производственной деятельности, так как большинство хозяйств убыточны, инвестиции в сельское хозяйство практически не осуществляются.[3,c.6]
Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного производства, как и всей экономики,- резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%. Агропромышленная отрасль не является привлекательной для инвесторов, при этом, средств специального фонда льготного кредитования явно недостаточно.[9,c.88]
И все же даже при ограниченных ресурсах бюджетов различных уровней сохраняются различные резервы совершенствования перераспределительных отношений через создание таких экономических рычагов, которые даже в условиях хронического дефицита средств способствовали бы стимулированию развития сельскохозяйственного производства. Общим недостатком механизма государственной поддержки сельского хозяйства является недостаточность экономических стимулов и ответственности, обеспечивающих рациональное использование и сокращение средств государственной поддержки, а также слабость контроля над их расходованием.
Финансирование сельхозпроизводителей требует существенного совершенствования, необходимым условием чего должна стать разработка методических и практических мер по улучшению обеспеченности аграрного сектора денежными средствами.[7,с 18]
1.6 Совершенствование АПК в условиях кризиса
В настоящий момент сельское хозяйство является современной и конкурентоспособной отраслью, локомотивом российской экономики. В условиях кризиса агропромышленный комплекс показывает устойчивое развитие практически по всем направлениям.
Производство мяса скота и птицы увеличилось на 6,8% по сравнению с прошлым годом, производство молока осталось на уровне соответствующего периода 2010года.
Несмотря на засуху, получен высокий урожай зерновых. По оценкам в 90 млн тонн, возможно, около 93 млн тонн. Это выше среднегодовых показателей за последние 10 лет. Полностью обеспечивается внутренняя потребности в зерне (77 млн тонн) и сохраняется экспортный потенциал на уровне 19 млн тонн, что позволит нам занимать прочное место в тройке ведущих стран-экспортеров.
Такие результаты стали возможны благодаря системной, активной государственной поддержке, проводимой последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придал национальный приоритетный проект "Развитие АПК" и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.[20,с18]
В текущем году из федерального бюджета на развитие отрасли было выделено 183 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Дополнительная косвенная поддержка отрасли оценивается Министерством в 30 млрд рублей. Это единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.[9,с88]
Кредитный портфель отрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд рублей, что соответствует прошлогоднему объему и создает устойчивые предпосылки для поступательного развития АПК.
Вместе с тем, Министерство продолжает проводить системную плановую работу по повышению эффективности государственной поддержки. Приоритетными задачами на ближайшее время станут:
- совершенствование земельного законодательства
- доработка для представления в Правительство "Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
- разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка
- завершается работа над концепцией развития региональных "агропромышленных парков". Они будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозпроизводителей и потребителей.[5,c.82]
Новые задачи требуют согласованных предложений и действий от всех участников аграрного рынка. Для объединения интересов отечественных производителей создается "Национальный союз зернопроизводителей России". Его деятельность будет направлена на решение практических задач аграрного сектора.
Наряду с этим, чтобы выйти из кризисной ситуации необходимо принять следующие меры:
1. В сложившихся кризисных условиях наряду с принятием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление роли системы государственных закупок продовольствия. При определении объема государственных закупок основных сельскохозяйственных продуктов и финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, средние мировые цены важнейших продуктов питания и сельскохозяйственного сырья; приоритетность продуктов для страны.
2. Для осуществления государственных закупок целесообразно создание специальной государственной системы, имеющей в распоряжении необходимую материально-техническую базу.
3. Основной упор в выделении средств федерального бюджета на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета.
4. Необходима целевая поддержка из федерального и региональных бюджетов наиболее жизнеспособных предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы.
5. Важнейшей задачей является отработка процедуры банкротства и санации предприятий АПК.
6. Необходимо улучшить практику применения основных финансовых рычагов развития АПК, включая:
создание системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов; государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий).
7. Усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др.
Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях.
Информация о работе Современные проблемы АПК и перспективы его развития